— Тоже мне богачка выискалась! Развалюху в наследство получила и нос задрала! – свекровь вытирала тарелки с таким остервенением, будто это я была виновата в её плохом настроении.
Бабушкин дом в Петровке, над которым все потешались последние пять лет, внезапно оказался золотой жилой.
Когда бабушки не стало, я месяц не могла туда поехать – больно было. А потом закрутилась – работа, замужество, двое детей, вечные скандалы со свекровью из-за тесноты в квартире… Дом потихоньку ветшал, участок зарастал бурьяном.
— И что ты страдаешь по этим развалинам? – фыркала свекровь, когда я собиралась свозить туда детей на выходные. — Только время зря потратишь!
А через неделю прибегает вся взбудораженная:
— Ты слышала? В Петровке коттеджный посёлок строить будут! Олька из соседнего подъезда говорит, застройщики огромные деньги за участки предлагают!
Я как раз письмо от них читала. Три миллиона за шесть соток с домом… А у меня двенадцать.
— Шесть миллионов?! – у свекрови аж голос задрожал. — Это ж такие деньжищи!
— Вот повезло так повезло! – свекровь плюхнулась на стул. – А я-то вас приютила, когда вы только поженились. Не посмотрела, что у тебя одни развалины в приданом. На своей площади в тесноте ютимся, а ты даже спасибо никогда не сказала!
Я молча собирала крошки со стола. Пять лет жили – не тесно было. А как только про деньги узнала…
— В семье всё должно быть общим, – начала она.- Я вот думаю, может, нам всем вместе новую квартиру присмотреть? Побольше? Вместе и платить легче и просторнее будет…
Я промолчала. Вспомнилось, как бабушка на старом диване сидела, рассказывала: «Этот дом ещё твой прадед строил. Все беды пережил, наводнение… Смотри, вон там, на дверном проеме, зарубки – как ты росла…»
— Знаешь, – щебетала свекровь за ужином, – а давай мы твой участок продадим, а на эти деньги большой дом купим? На всех? Ты же понимаешь, я одна не могу, пенсия маленькая…
— И вообще, это судьба! – не унималась свекровь.
Я молчала. А она всё продолжала:
— Доченька, ну что ты думаешь? В одном доме жить будем, я с внуками буду помогать, садик посадим, цветы в палисаднике, шашлычки… А то ведь эти деньги – они такие, быстро разлетятся. А тут – вложение!
И вообще, надо всех моих детей собрать. Витьку с Ленкой, Димку с его Нинкой… Построим большой дом НА ВСЕХ! Заживём одной семьёй! В тесноте, да не в обиде!
– На всех? – я чуть чаем не подавилась.
— Ты посмотри, – свекровь подсела ближе, – пойми — это судьба! Вместе веселее будет. Внуки мои все вместе расти будут… А то твои Машка с Димкой совсем избалованные растут – всё с книжками, да с конструкторами. А тут с Ленкиными пообщаются, жизни научатся!
Я представила, как мои дети «учатся жизни» у Ленкиных ангелочков, которые на прошлой неделе кошку зелёнкой раскрасили «для хайпа в тиктоке», и меня в холодный пот бросило.
— Да и готовить будем по очереди, – размечталась свекровь. – Ленка вон суп из доширака научилась варить. А Нинка вообще повар шикарный – вчера салат с сельдерея делала. Правда, несъедобный, но зато для ее блога в интернете красивый!
Я вспомнила, как в последний раз попробовала Нинкину стряпню. Отравление было несильное, но впечатляющее. «Это детокс!» – уверяла она, пока мы все по очереди бегали в туалет.
— Представляешь, как хорошо заживём? – щебетала свекровь. – Все вместе, дружно! Витька уже согласен, и Димка за! Я им сказала – будет вам и первый этаж, и второй…
— А ты всё молчишь, – свекровь прищурилась. – Думаешь, больно умная? А кто тебя замуж взял с твоим-то приданым – разваливающийся дом в богом забытой деревне? Мой Саша! И живёте у меня уже пять лет как у Христа за пазухой…
– Мам, мы же квартплату пополам делим, – напомнила я.
— Ой, можно подумать! Копейки ваши… А я вас пустила, место свое дола! Другая бы свекровь… А я ведь как лучше хотела! Всю жизнь детям отдала, ночей не спала. Витька мой, старшенький, говорит — мама, ты всё о нас думаешь, себя не бережёшь… А как не думать? Все соседки завидуют — у меня и невестка божий одуванчик… А я молчу, какая ты на самом деле! Что ты меня за человека не считаешь, что спасибо никогда не скажешь — ни за квартиру, ни за то, что с детьми сижу, пока ты на работе… Я ж не вечная, доченька. Состарюсь совсем — вспомните тогда, как мать обижали. Все дети как дети — к матери жмутся, семьёй живут, а вы… Эх…
Тут в дверь позвонили. На пороге нарисовались Витька с Ленкой и всей оравой.
— А мы мимо проезжали! – пропела Ленка, впархивая в квартиру. Её старший тут же помчался к нашему компьютеру, средний полез в холодильник, а младший почему-то сразу в ванную.
— Слышали новости про твоё наследство! – Ленка плюхнулась на диван. – А мы тут как раз думаем квартиру продавать. Район так себе, да и соседи достали – представляешь, на детей жалуются! Говорят, мои крошки слишком громкие. Вот как люди детей не любят!
Я вспомнила, как в прошлый их визит «крошки» устроили шоу барабанщиков по батареям в десять вечера. Всем подъездом валерьянку пили.
— МАМА! – дикий крик из ванной прервал обсуждение. Тут это… потоп небольшой. Мы хотели фонтан сделать…
Пока все бегали с тазиками, я смотрела на фотографию бабушки на стене и вспоминала её слова: «Главное, внученька, не позволяй садиться себе на шею. А то потом не слезут…
— А нас спросить не надо? – вырвалось у меня.
— А может хватит?! – я хлопнула ладонью по столу так, что чашки подпрыгнули. — А нас спросить не надо? – вырвалось у меня. – Пять лет… Пять лет этот дом был никому не нужной развалюхой! Вы даже ни разу туда не съездили! А теперь, значит, ‘семья должна быть вместе’?
— Ты что себе позволяешь?! – свекровь подскочила. – Я тебя в свой дом пустила, а ты…
— В СВОЙ дом?! А давайте посчитаем, сколько мы за пять лет за этот ВАШ дом заплатили? Коммуналка, ремонт в ванной, новые окна! Каждый месяц сорок тысяч – это что, не деньги?!
— Ну мам, ну дорогая — хватит… – подал голос мой муж Саша.
— Нет уж, не хватит! – у меня потемнело в глазах. – Знаете, что меня поражает? Не ваши планы на МОИ деньги. Не этот цирк с общим домом. А вы! – я ткнула пальцем на собрание мужниных родственников. – Вы уже делите то, чего у вас нет! Уже решили, что я просто отдам 6 миллионов на ваши хотелки!
— А что такого-то?! – встряла Ленка. – Подумаешь, развалюха досталась! Да мы тебе одолжение делаем – что согласны с тобой жить!
У меня аж горло перехватило:
— Одолжение? ОДОЛЖЕНИЕ?! Ты, которая своих детей научить не может элементарным вещам? Которая…
— Хватит моих детей трогать! – Ленка вскочила. – Завидуешь, что ли? Что у тебя такие тихони растут? Ни побегать, ни…
— ЗАМОЛЧИ! – я сорвалась на крик. – Просто замолчи! Вы… вы все… Вы хоть понимаете, что этот дом – это всё, что у меня осталось от бабушки? Что я там выросла? Что каждая доска…
— Ой, завела шарманку! – закатила глаза Нинка. – Доски какие-то, память… Нашла что жалеть! Вон, застройщики шесть лямов дают – и все дела! Купим участок, построим дом…
— Ты что, реально думаешь, что я на эти деньги буду вам дворец строить?! – я расхохоталась. – «Вам?!
— А вот это ты зря… – начал было Витька.
— Что зря?! Правду говорю? Да вы… вы… – я задохнулась от злости. – Вы даже не спросили, что я хочу с этими деньгами сделать! Уже всё решили! Уже распланировали! А может, я на эти деньги себе квартиру хочу купить? Детям на учёбу отложить? Нет? Даже в голову не пришло?
— Какую ещё свою квартиру?! – взвилась свекровь. – Зачем еще одна квартира? А тут семья! Общий дом! Все вместе!
— Все вместе? – я понизила голос. – Хорошо. А давайте представим: вот построили мы дом. Общий. И что дальше? Кто за коммуналку платить будет? За ремонт? За…
— Ну все же… это… – промямлил Витька.
— Что ‘ВСЕ’? Как сейчас будет? Мы с Сашей за всех платим, а вы в потолок плюёте? Или как?»
В комнате повисла тишина. Только Ленкины ногти стучали по телефону – строчила что-то в свой телефон.
Значит так, – я выпрямилась. – Дом я продам. На эти деньги куплю квартиру – СЕБЕ и СВОИМ детям. А что останется – в банк положу. Потому что я… я больше не хочу быть ‘неблагодарной невесткой’, которая должна всем и каждому!
— Саша! – взвизгнула свекровь. – Ты слышишь, что она говорит?! Скажи ей!
— Мам, — Саша медленно поднялся. — Давай начистоту? Ты всю жизнь этим попрекаешь — «я вас растила, я вам всё отдала’. Витька третий год на шее сидит — ‘сыночек бизнес ищет’. Димка уже пятую группу собирает — ‘творческая личность’. А мы с женой, значит, должны всех тянуть? Нет. Я на это не подписывался. Ты хочешь большую дружную семью? А мы хотим просто жить. Спокойно. В своём доме. Без…
— Предатель!- — свекровь всплеснула руками. — Я вас растила…
— Вот! Опять то же самое. Хватит, мам. Правда, хватит