– Мама, это нечестно, – сказала Алина, – бабушка говорила, что ты должна продать эту квартиру и разделить деньги пополам между мной и Викой.
– Я не отказываюсь, такой разговор действительно был, и мы с папой так и хотели сделать. Но пойми: сейчас ситуация изменилась. Ты же видишь: Вика выходит замуж, у них с Игорем скоро будет ребенок. Им надо где-то жить. Не когда-нибудь потом, а прямо сейчас. Папа с Игорем до того, как Вика родит, должны успеть сделать ремонт. А ты пока за своего Романа замуж не собираешься. Ты живешь с нами, он – со своими родителями.
– Значит, для того чтобы получить квартиру, я должна была бросить университет, забеременеть и выйти замуж «по залету», как это сделала Вика, – сказала Алина – А мы с Ромкой тоже решили пожениться, только не сейчас, а через год, когда окончим учебу и устроимся на работу. Правда, я рассчитывала, что получу свою часть денег от продажи бабушкиной квартиры, и мы сможем взять ипотеку. Но теперь, конечно, нам придется жить на съемной и самим копить на первый взнос.
– Не надо обижаться на сестру. Она не виновата, что так получилось. Ты бы должна, наоборот, посочувствовать Вике: ей сейчас предстоит такой трудный период: она не хочет брать академический и просит, чтобы мы все ей помогли – по очереди сидели с ребенком, пока она будет ходить на занятия, – сказала мама.
– Какой академический? Вика уже месяц не ходит на лекции. Через две недели начнется сессия, и если она не появится, то ее просто отчислят!
– Вот тут ты и сможешь ей помочь: пойди в деканат, объясни причину ее отсутствия – ты же видишь, как ей плохо по утрам. Оформи Вике академический отпуск, – попросила мама.
– Я не могу сделать это за нее. Во-первых, Вика учится на другом факультете. И во-вторых, она должна лично написать в деканате заявление и приложить документы, подтверждающие причины, – ответила Алина. – И вообще, я не на Вику обижаюсь, а на вас с папой, потому что это вы не выполнили волю бабушки.
– Ну, знаешь, в конце концов, мать завещала квартиру мне, а что уж она при этом говорила, уже мало кто помнит. Так что я могу распоряжаться своим имуществом так, как считаю нужным. А мы с отцом все обсудили и решили, что Вике квартира сейчас нужнее, – сказала мама. – Кроме того, еще неизвестно, выйдешь ты замуж за своего Ромку или нет. Мне он, кстати, не очень нравится – шуточки у него какие-то дурацкие, все время Вику подкалывает.
– А Игорь, конечно, лучше? – язвительно заметила Алина. – Он шуток вообще не понимает.
– Ну, по крайней мере, он поступил благородно: не стал отказываться от ребенка и сделал Вике предложение.
– Мама, благородно было бы, если бы он сначала с Викой до ЗАГСа дошел, а потом ребенка делал. И вообще, я считаю, что Вика поспешила – ей всего двадцать лет, плюс к тому еще учиться надо три года.
– Но Игорь-то уже работает! Он сможет содержать семью, – заявила мама.
– Он только что окончил колледж, работает всего два месяца, а ему еще и в армию идти, – напомнила Алина. – Вике надо было об этом подумать, прежде чем замуж выходить.
– Все, Алина, мы эту тему закрываем. Квартиру получает Вика. Тебе, когда ты соберешься замуж, мы с отцом тоже поможем. Конечно, по возможности.
Но когда Алина собралась замуж за Романа, возможности помочь дочери у родителей не оказалось. Они даже на свадьбу не смогли прийти: у Вики в это время заболела дочка, и мама побоялась оставить их одних. А отец один не пошел.
Хотя и свадьбы, как таковой, не было: Алина и Роман расписались и посидели дома у родителей жениха с близкими родственниками.
Вика, рассматривая фотографии с бракосочетания сестры, разочарованно протянула:
– Ну, у тебя и платья белого не было! По фотографиям даже непонятно, что это свадьба.
Алина убрала фотографии и не стала Вике напоминать, что и платье, и машины, и кафе им с Игорем оплачивали родители.
Алина и Роман сняли комнату в коммунальной квартире. Соседи им попались нормальные – женщина с дочкой и парень-студент. Роман стал работать в той же компании, где до этого два года подрабатывал. Только теперь его взяли на полную ставку. Алина тоже нашла работу по специальности.
А в семье Вики и Игоря не все пошло гладко. Пока не родилась Милана – так Вика назвала дочку, все было хорошо. Но после рождения ребенка выяснилось, что ни Вика, ни Игорь к роли родителей не готовы.
Оказалось, что появление в семье ребенка – это не только публикация на своих страницах в сети милых фоточек типа «Я и моя крошка», но и бессонные ночи, испачканные памперсы, колики и прочие «удовольствия» первых двух лет жизни этой самой «крошки».
Родители еще работали – ни отец, ни мать не достигли пенсионного возраста, поэтому днем Вике приходилось управляться самой. Иногда после работы к ней забегала мама, тогда Вика могла немного передохнуть.
Игорь, приходя с работы, требовал, чтобы ему был обеспечен ужин и покой. Никакой помощи от него не было. Если жена очень уж настойчиво просила его что-то сделать, он мог уйти, хлопнув дверью, и провести вечер с приятелями.
– Я работаю, содержу вас, поэтому имею право на отдых. Ты весь день дома – неужели сама убрать квартиру не можешь?
Выходные он тоже часто отдыхал в компании друзей – они могли поехать на рыбалку или к кому-нибудь на дачу, а то и просто гоняли на мотоциклах – у Игоря был спортивный мотоцикл.
В такие дни, оставшись с дочкой одна, Вика очень жалела, что поспешила с замужеством, особенно когда смотрела на то, как беззаботно проводят время ее бывшие подруги-однокурсницы.
Прошло десять лет
За это время в семьях сестер произошло много изменений.
Алина и Роман купили двухкомнатную квартиру в новостройке – с большой кухней и двумя лоджиями. Правда, за нее еще надо было несколько лет платить банку.
У них родились близнецы – Петр и Павел. Мальчишки уже ходили в детский сад, поэтому Алина работала.
У Вики и Игоря родилась вторая дочка, но все остальное было не так благополучно.
Вика не смогла вернуться в университет: сначала один ребенок, потом второй. Вторая дочка – Карина – родилась болезненная, в сад почти не ходила, поэтому Вика не работала. Одной зарплаты на четверых не хватало.
Кроме того, вчетвером в однокомнатной квартире было очень тесно, а перспектив приобрести что-то более просторное не было.
Игорь теперь после работы не спешил домой – все чаще он проводил время с друзьями или по несколько дней жил у своих родителей, говоря, что дома он ни отдохнуть, ни выспаться не может.
Как-то мама пришла к Алине с серьезным разговором.
– Алина, дочка, надо помочь Вике. Там того и гляди до развода дело дойдет. Живут на голове друг у друга. В общем, мы с отцом решили нашу трешку продать, себе купить двухкомнатную, а разницу отдать Вике – пусть они тоже двушку возьмут. Мы уже и квартиры примерно присмотрели.
– Ты хочешь, чтобы я свою долю на тебя переписала? – спросила Алина.
– Да.
– Мама, но мне деньги тоже не помешали бы – нам еще четыре года кредит за квартиру платить. Тем более, что Вике вы бабушкину квартиру отдали.
– Алина, я тебя умоляю, пожалуйста! Если Игорь сейчас уйдет, с чем Вика останется? Она ведь даже работу себе нормальную не найдет – у нее никакой специальности нет.
–Мне надо посоветоваться с Ромой. Мы такие вопросы решаем вместе.
– Конечно, если по справедливости, – сказал Роман, – то родители должны тебе четвертую часть отдать, но тогда у них ничего не получится. Они себе не только двушку, даже однокомнатную на остаток не купят – может, студию где-нибудь на выселках. Соглашайся, пусть между собой делят, мы не обеднеем – выплатим ипотеку, как и планировали.
Родители продали свою квартиру и ту, в которой жила Вика с семьей. Купили две двухкомнатные: Вике и Игорю побольше, родителям – поменьше и без ремонта.
Но семью Вики это не спасло – через три года Игорь ушел и подал на развод. Но самое интересное – он еще хотел получить половину квартиры – ее ведь в браке покупали. Пришлось нанимать адвоката и в суде доказывать, на какие средства квартира покупалась. Так что ничего у Игоря не получилось.
Вика после развода вышла на работу – села за кассу в соседнем супермаркете. Мама уже на пенсии и присматривает за ее девочками, когда Вика на работе.
А однажды мама пришла к Алине и принесла ей два завещания – свое и отца. Там было написано, что свою долю в двухкомнатной квартире каждый из них завещает сыновьям Алины.