После ужина Ирина попросила мужа остаться на кухне для серьезного разговора.
– Ну, что там у тебя случилось, говори быстрее, скоро хоккей начнется, – недовольно протянул Алексей.
– Меня сегодня Юрий Петрович к себе вызвал и предложил на курсы в область поехать, – сказала Ирина.
– Надолго? – спросил муж.
– На месяц. Но я на выходные приезжать буду.
– Нет, на месяц – это очень долго. Да и зачем тебе эти курсы? В начальство что ли рвешься? – усмехнулся Алексей.
– А почему бы и нет? У нас как раз через пару месяцев должность начальника отдела освобождается, – сказала Ирина. – Там, кстати, и зарплата повыше.
– А курсы платные? – спросил муж.
– Нет, их головной офис для областных филиалов проводит. Оплачивают проживание и командировочные выдают. Я с мамой поговорила, она согласилась за детьми присмотреть и готовить вам будет. Мне нужно завтра ответ дать, чтобы меня в заявку включили.
– Ладно. Только смотри, чтобы теща не слилась. И ты при первой возможности домой приезжай, – согласился муж.
Это были еще не все новости, но Ирина решила пока не рассказывать о своих планах мужу, а то бы они точно поругались, и он бы не отпустил ее ни на какие курсы.
Об этом Ирина, конечно, узнала не от Юрия Петровича, но у нее были и свои каналы связи с головным офисом. Дело в том, что во время прохождения этих курсов можно было вытянуть счастливый билет – приглашение на работу в областной центр.
Ирина давно пыталась уговорить мужа переехать – сыну уже двенадцать, дочери – девять: не успеешь оглянуться – их надо будет учить. А в их городе с населением меньше восьмидесяти тысяч нет высших учебных заведений и только четыре колледжа. То ли дело в областной столице: и население приближается к полумиллиону, и университеты есть, а уж колледжей почти два десятка.
Да и жить в частном доме ей уже надоело – хотелось цивилизации.
Но Алексей не хотел даже говорить об этом – его вообще все устраивало: и должность механика на автобазе, и небольшая зарплата. Поэтому Ирина решила действовать постепенно.
Она уехала на курсы. Первую неделю все складывалось нормально, но еще в четверг выяснилось, что поехать домой на выходные не удастся, потому что в субботу тоже проводились занятия.
– Мама, извини, что так получилось. Я сама не ожидала, расписание только здесь узнала. Как вы там? Справляетесь? – спрашивала она мать по телефону.
– Не переживай, все нормально. В среду Лариса приехала. Сказала, что на месяц. Если что, и она поможет.
Лариса была младшей сестрой Ирины. Она после школы тоже поступила в университет в областном центре, окончила его, но домой не вернулась – отправилась покорять столицу. За последние четыре года она приезжала домой только дважды – первый раз, когда потеряла работу, второй – когда рассталась со своим гражданским мужем.
«Понятно, – подумала Ирина, – у Ларки случилась какая-то трагедия, и она приехала домой зализывать раны».
Месяц пролетел незаметно. Кроме занятий, в свободное время Ирина с коллегами два раза посетила театр и один раз была в областной филармонии на концерте органной музыки – удовольствия, недоступные в их городке.
Возвращению Ирины больше всего были рады дети – Варя и Илюша. Муж встретил ее ворчанием, но Ирина даже не стала отвечать ему. У нее не было ни настроения, ни времени с ним ругаться: два выходных перед тем, как выйти на работу в свой отдел, Ирина занималась уборкой квартиры и стиркой – целый месяц без нее этим никто не заморачивался.
В конце недели Ирина обратила внимание, что муж стал приходить с работы значительно позже – то в девять вечера, то ближе к одиннадцати.
Вот и в пятницу – было уже около восьми, а Алексея все еще не было.
Ирина несколько раз выглядывала в окно, смотрела, не идет ли муж.
– Мама, ты что, папу ждешь? – спросил сын.
– Да, хотела попросить его в подпол спуститься, а то у меня овощи закончились, а я хочу завтра борщ сварить, – ответила Ирина.
– Давай я достану, – предложил Илья. – Папа долго еще не придет, он у тети Ларисы.
– Как у тети Ларисы? – переспросила Ирина.
–Мама, ты только не расстраивайся, – вмешалась Варя, но пока тебя не было, тетя Лариса несколько раз ночевала у нас – с папой в спальне.
– А ты ничего не путаешь, Варенька? – Ирина неожиданно почувствовала, как застучало у нее в висках.
– Мы не маленькие и все понимаем. Папа впускал ее, когда мы уходили спать, а утром провожал до калитки. Я видел, как они целовались, – добавил Илья.
– Все, мы с вами это больше не обсуждаем, – сказала Ирина. – Договорились? Вы ужинайте, а я пойду к бабушке схожу.
Дом матери находился здесь же, в частном секторе. Ирина дошла до него минут за десять и прямо на крыльце столкнулась с матерью.
– Ты что это так поздно прибежала? – спросила мать, загораживая дверь.
Но Ирина, отодвинув ее, вошла в зимнюю веранду и села на табурет. На вешалке висела куртка Алексея – Ирина заметила это сразу, но вида не подала.
– Ну, рассказывай, – сказала она матери.
– Ир, что с тобой? Ты какая-то странная сегодня. Что я должна тебе рассказать? – начала мать.
– Рассказывай, как сводней стала.
– Господи, да что с тобой?! – воскликнула мать.
– Хорошо, не хочешь говорить, тогда я сама пойду в комнату и посмотрю.
Ирина встала и подошла в двери.
– Не пущу! Нечего тебе тут ходить, – мать встала перед Ириной, не пуская ее в дом.
– Ладно, я с тобой драться не стану. Меня дома дети ждут. Передай этому любвеобильному, чтобы пришел за своими шмотками, а то я все на помойку выкину.
Ирина повернулась и ушла.
Муж появился около дома часа через полтора. Дверь была закрыта на засов, а на крыльце кучей валялись его вещи и две клетчатые сине-белые сумки.
– Ира, открой, я все тебе объясню, – пытался договориться с женой Алексей.
Но она его в дом так и не пустила.
– И куда мне идти? – спросил он, собрав свои вещи.
– Не знаю, – ответила Ирина – хочешь, к своей матери, а можешь и к теще пойти – вдруг она тебя приютит.
Она подала на развод на следующий день. Дом и участок принадлежали ей – Ирина получила их в дар от своего отца, а никакого другого имущества они не нажили – так, по мелочи.
Мать пыталась несколько раз отговорить ее от развода, утверждая, что она сама во всем виновата:
– Вот не ездила бы ты по всяким курсам, сидела бы дома, ничего бы и не случилось. А теперь детей сиротишь – без отца оставляешь.
– А не ты ли создала все условия для того, чтобы твои внуки без отца остались? – спросила Ирина.
Развод состоялся. Через два месяца после этого Алексей женился на Ларисе.
А Ирине стало так тошно, так душно в этом городе, что она решила исполнить свою мечту и перебраться в областной центр. Тем более что теперь у нее не было на ногах гири в виде мужа, не желающего никаких перемен.
Ирина позвонила своей знакомой в головной офис и спросила, не будет ли там для нее вакансии, пусть даже самой рядовой.
Когда выяснилось, что место для нее есть, более того, ее могут оформить переводом, Ирина собрала детей, выставила дом на продажу и уехала.
Жить на съемной квартире пришлось три месяца – два, пока продавался дом, и еще один – пока оформлялась ипотека на трехкомнатную квартиру. Конечно, в новую квартиру хотелось поставить и современную кухню, и новую мебель, но решили, что на первых порах обойдутся тем, что вывезли из старого дома.
Телефоны матери, сестры и бывшего мужа Ирина отправила в черный список. А детям сказала:
– Когда подрастете, сами решите, общаться вам с бабушкой и отцом или нет. А пока я прошу вас этого не делать и особенно ничего не рассказывать им о нашей жизни.
Алексей, вопреки опасениям Ирины, на общении с детьми не настаивал. До нее доходили слухи, что Лариса забеременела и родила, что там что-то пошло не так и возникли проблемы. Но уточнять подробности она не хотела.
Однако через полтора года после того, как Ирина с детьми уехала, ей позвонила мать. Причем с другого номера.
– Ира, может, хватит уже дуться и обижаться? Все-таки вы с Ларисой – родные сестры. Да, она перед тобой виновата, но, может, ты уже простишь ее?
– Пожалуйста, не надо мне звонить. Я ни с кем не ругалась, и мириться мне незачем. Просто оставьте меня в покое, – ответила Ирина.
– Подожди, дочка! Ларисе нужна твоя помощь! Роды были сложные, случился инсульт. И теперь у нее одна половина лица перекошена и с ногой проблемы – она ее немного таскает за собой. Врачи говорят, что все может восстановиться. Ларисе дали направление в областную больницу. Я с ней поеду. Можно мы у вас остановимся на недельку или дней на десять?
– У нас в городе много гостиниц, хостелов, есть квартиры, которые сдаются посуточно. Так что вам есть, где остановиться, – ответила Ирина.
– Но мы все-таки родные люди! – воскликнула мать.
– Не знаю. У меня в вашем городе родных нет.
– Ира! Ведь тебя вся родня осудит! Что люди подумают, что скажут, когда узнают, что ты матери и сестре отказала?!
– Пусть осуждают, пусть думают, что хотят, – сказала Ирина и положила трубку.