Даша и Иван почти сразу после свадьбы въехали в свою двухкомнатную квартиру.
Саму квартиру не в лучшем состоянии после того, как ее несколько лет сдавали, подарили им родители Даши. А ремонт в ней помогли сделать родители Ивана.
Так что проблем с жильем у молодоженов не было. Не хватало только мебели. Ребята решили отказаться от свадебного путешествия и купить самое необходимое из обстановки на те деньги, которые им подарят на свадьбу.
Но тут Ивану позвонил его дядя – Сергей Петрович:
– Вань, мы с Валентиной решили мебель поменять, так что свою старую можем отдать тебе.
– Вот здорово! – обрадовался племянник. – Мы с Дашей придем посмотреть. Когда можно?
– В субботу приходите, – сказал Сергей Петрович.
В субботу с утра Даша и Иван, купив в кондитерской торт, пришли в квартиру родственников.
Мебель была, конечно, старая, даже морально устаревшая – такую уже редко где можно было встретить. Но как говорится, дареному коню…
– Смотри, стенка еще ГДР, а как хорошо сохранилась, – нахваливал мебель дядя. – Диван отличный. Обивка, конечно, потертая, и сбоку наш Васька когти точил, но если плед положить, то незаметно будет. Стулья поскрипывают, но можно разобрать и подклеить или на шурупы посадить. Ну, что? Берете?
Иван и Даша переглянулись. В их светлой, только что отремонтированной квартире эта мебель смотрелась бы нелепо.
– Диван и стулья можно перетянуть, а стенку немного модернизировать: зашкурить, загрунтовать и покрасить в какой-нибудь светлый цвет, – предложила Даша. – На несколько лет нам хватит, а потом новую купим. А на подарочные деньги слетаем отдохнуть.
Иван с ней согласился:
– Хорошо, дядя Сережа, на какой день мне машину заказывать?
– Да хоть завтра забирай, давай только о цене договоримся, – сказал Сергей Петрович. – Стенку я вам тысяч за сорок отдам, диван – за тридцать. Тахту двуспальную – за двадцать. А стулья – по тысяче за штуку. Сколько там получается? Девяносто шесть? Возьмите еще тумбу под телевизор за четыре тысячи для ровного счета. Так что ровно сто с тебя, племяш. Можешь прямо сейчас перевести.
– Не, прямо сейчас не могу, дядя Сережа. Нам надо прикинуть, что у нас там по деньгам получается. Мы посчитаем, и я вам позвоню, – сказал Иван.
– Ну, смотри, только недолго думай, у меня, кроме тебя, еще покупатели есть, – прощаясь с ними в прихожей, сообщил Сергей Петрович.
– Ваня, а твой дядя действительно думает, что это старье у него кто-нибудь купит? – спросила Даша, когда они вышли на улицу. – Мы с родителями, когда покупали новую мебель, тоже дали объявление о старой. Но мы отдавали ее даром. Единственное условие – самовывоз. У нас за несколько дней все разобрали, хотя мебель тоже была не новая. Но брали те люди, которые квартиры снимают или в общежитии живут.
– Я, честно говоря, сам такого поворота не ожидал. Ладно, сейчас по сайтам пройдемся, купим самое необходимое, но наш отдых накрылся медным тазом, – сказал Иван.
Через две недели новая мебель уже стояла в квартире. Отец, помогая Ивану собирать комод, рассказал, что Сергей все свое старье на помойку выбросил:
– Звал меня таскать, но я не пошел – спину свою пожалел. После того, как мы ему холодильник на пятый этаж поднимали, я три дня разогнуться не мог. Сказал, чтобы грузчиков заказывал.
После того, как молодожены навели порядок, к ним зашла мама Даши.
– Хорошо у вас. И не надо много мебели – просторно, светло, воздуха много. Правильно сделали, что не стали на окна всякие ламбрекены лепить. Не надо захламлять пространство.
– А мы и не собираемся, – ответила Даша. – У нас знаешь, какая мечта есть? Мы хотим купить или построить свой дом. Решили, что начнем прямо сейчас копить деньги. Как накопим на первый взнос, купим или начнем строить, а как будет готов, то переедем, а эту квартиру продадим и часть ипотеки погасим. Как тебе наш план?
– План хороший. Только я хочу дать вам один совет: никому больше про него не говорите.
– Почему? – удивился Иван.
– Потому что иначе вам будет очень трудно копить: всегда найдется среди родни или знакомых тот, кто решит, что ему ваши деньги гораздо нужнее, чем вам. Вы замучаетесь от просителей отбиваться. Поэтому даже если кто-то случайно что-то прознает и поинтересуется, правда ли, что вы хотите дом покупать, отвечайте, что купите сразу же, как только тот, кто спрашивает, даст вам денег, – объяснила теща.
Чуть позже Даша и Иван поняли, насколько полезный совет она им дала. Даже не зная о том, что ребята копят деньги, родня регулярно пыталась у них занять.
Не прошло и года, как к ним обратился двоюродный брат Ивана – Виктор:
– Ребята, хочу поменять машину, немного не хватает. Не дадите тысяч триста? Я буду с каждой зарплаты вам понемногу отдавать.
– Извини, Витя, мы тебе ничем помочь не можем, – ответил Иван. – Возьми в банке.
– Да не дадут мне. Я весной взял кредит на отпуск – в Турцию с Ксюхой летали – и немного просрочил платеж. Так что мне туда лучше не соваться. Слушай, а может, ты мне возьмешь кредит? – с надеждой спросил Виктор.
– Ну, нет. Я и для себя не люблю кредиты брать, – ответил Иван. – А ты у своего отца попроси.
– Просил – не дает.
Такие просьбы раздавались по два-три раза в год. Кому-то надо было крышу на даче перекрыть, кому-то ремонт сделать, а кому-то просто на жизнь не хватало. Не только у Даши и Ивана пытались занять, но и друг к другу обращались. А когда одна из родственниц получила небольшое наследство, про нее вспомнили даже те, кто с женщиной лет пять даже по телефону не разговаривал – всем неожиданно очень понадобились деньги.
Дашу и Ивана не беспокоили только те полтора года, пока Даша была в декретном отпуске. А как только свекровь согласилась с внуком сидеть и молодая мама вышла на работу, к ним сразу же обратился тот же Сергей Петрович:
– В дачном доме хочу в мансарде еще одну комнату сделать – семья растет, места не хватает. Вы же оба работаете и зарабатываете прилично. Одолжите денег.
– Так мы и тратим прилично, дядя Сережа. У нас ребенок маленький, – отказал родственнику Иван и тоже посоветовал ему обратиться в банк.
– Банку проценты платить надо и взносы переводить строго по графику. А если вдруг какой-нибудь форс-мажор? С родней договориться можно, а с банком не договоришься, – ответил дядя.
За семь лет Даша и Иван накопили нужную сумму и стали приглядывать себе дом. Решили, что будут покупать готовый – по всем расчетам выходило, что это будет дешевле, чем строить самим. Да и быстрее.
Правда, выбирали они долго, но все-таки нашли то, что хотели. Двухэтажный домик. На первом этаже кухня-столовая и одна спальня. На втором – три спальни. На каждом этаже – ванная и туалет. А главное – большая веранда, на которой летом можно было пить чай и любоваться садом.
Именно о таком доме мечтала Даша. И хотя сейчас еще была зима, она уже представляла себе, как будет сажать цветы, где Иван поставит качели для их сына.
Родственники узнали, что Даша и Иван купили дом только тогда, когда семья уже устроилась на новом месте.
– Значит, у вас были деньги все это время! – возмутилась жена Сергея Петровича. – А ты и дядьке родному, и Витьке нашему отказал! Бессовестный ты, Ванька!
– Так мы на дом копили, – возразил Иван. – А Виктору вашему Николай в долг дал, и уже третий год назад получить не может.
В общем, обиделась на Ивана родня, правда, ненадолго.
Узнали, что Даша и Иван свою двушку на продажу выставили, сразу двое прибежали – разрешите, мол, пожить в квартире. Не успели они одному родственнику отказать, как тот же Сергей Петрович стал просить:
– У нас Кристинка замуж выходит, а жить негде. Пусти их в эту квартиру – они коммуналку сами платить будут.
– Дядя Сережа, мы квартиру продадим, а деньги от продажи в банк внесем в счет долга, – объяснил ему Иван.
– А ты не спеши, пусть Кристинка в этой квартире хоть год поживет, а продать ее ты и в следующем году сможешь, – уговаривал Ивана Сергей Петрович.
– Интересно вы рассуждаете, дядя Сережа. Когда я деньги от продажи квартиры в банк внесу, у нас ежемесячный платеж раза в два меньше будет. Так что вы поищите для Кристины другую квартиру.
– Ох, и меркантильный ты, Ванька! А попросту говоря – жмот! Все только для себя выгоду ищешь! Нельзя так с родней обходиться, – заявил Сергей Петрович и ушел, обиженный на родственника.