Звонок раздался, когда вся семья еще спала. Лиза толкнула в бок мужа:
– Иди, открывай. Это, наверное, Алька. Чего она в такую рань заявилась?
Это действительно была Алевтина – старшая сестра Алексея.
Женщина, ворча на брата, затащила в коридор две тяжелые сумки.
– Что так долго не открывали? Спите еще что ли? – недовольно спросила гостья.
– Конечно, спим. На время посмотри – еще девяти нет. А сегодня суббота. Мы тебя вообще раньше одиннадцати не ждали, – ответил ей брат.
– Так я не на автобусе. Сосед – Колька Трофимов – поехал на рынок торговать. Вот и подвез меня, – объяснила сестра.
– Ладно, разбирайся здесь сама, я еще подремлю, – сказал Алексей и пошел в спальню.
Лиза тоже рассчитывала еще поспать, но, услышав, как Алевтина стала греметь на кухне посудой, встала.
– Ну вы, городские, и спать! – сказала ей родственница вместо приветствия. – Поднимай семью, завтракать пора. Скоро уже Кристинка придет. Я ей позвонила, когда мы к городу подъезжали.
Лиза сварила кофе, сделала омлет и бутерброды. Накормила мужа и гостью. Сама выпила кофе. Детей будить не стала.
Дочь Алевтины – Кристина – в этом году поступила учиться в университет. Жила в общежитии, иногда заглядывала на ужин к Лизе и Алексею. Они не были против. Лиза, которая сама все пять студенческих лет прожила в общежитии, всегда старалась дать племяннице мужа что-нибудь с собой: пирожки, блинчики или котлеты.
– Утром подогреешь – позавтракаешь, – говорила Лиза.
Когда Кристина только поступила учиться, Алевтина попросила разрешения останавливаться в квартире брата, когда будет приезжать, чтобы проведать дочь. Лиза и Алексей согласились. Но теперь уже пожалели об этом.
Кристина проучилась только месяц, а мать приехала к ней уже третий раз.
Сегодняшний визит проходил, как и все предыдущие. Позавтракав, Алевтина уселась у телевизора и просидела там все три часа, пока Лиза и Алексей ездили в супермаркет за продуктами.
Потом, когда Лиза занялась обедом, гостья перекочевала из гостиной на кухню и стала «развлекать» хозяйку рассказами о деревенских родственниках и соседях, которых Лиза не знала.
Время от времени она комментировала действия хозяйки и давала ей советы, как приготовить то или иное блюдо.
Кристина, как обычно, пришла к обеду.
– Мама, – сказала она, – зачем ты приезжаешь так рано, я ведь сколько раз тебе повторяла, что у нас по субботам занятия с девяти до двенадцати.
– Так я, пока тебя жду, с родней общаюсь, – ответила ей мать.
Сегодня после обеда у Лизы по плану была стирка. Но ее пришлось отложить. Оказывается, Кристина принесла полную сумку своего белья, рассчитывая постирать его у родственников.
– Лиза, – позвала из ванной Алевтина, – иди сюда, я что-то не разберусь, как включать твою машинку.
Запускать стирку пришлось дважды: сначала стиралось светлое белье, потом темное.
– Лиза, а давай сушилку прямо здесь, в комнате, поставим, а то на балконе все до завтра не высохнет, – предложила Алевтина.
– Нет уж, – не согласилась Лиза. – Еще не хватало, чтобы наши мальчишки любовались бельем Кристины. Вон сушилка стоит на лоджии. Что не досохнет, досушит в общежитии.
Кристина осталась ночевать – они с матерью спали на диване в гостиной.
На следующий день родственницы покинули квартиру только после обеда.
Алевтина попросила брата довезти их до общежития на машине:
– У меня в одной сумке полтора ведра картошки, в другой банки с закрутками, – объяснила она.
Когда они наконец ушли, Лиза вздохнула спокойно. Теперь можно было заняться стиркой. Что она и сделала. А потом скомандовала двум тринадцатилетним сыновьям начать уборку квартиры.
Конечно, если бы такие «нашествия» случались один раз в два месяца, никто бы слова не сказал. Но Алевтина приезжала каждые выходные. Брат уже не намекал ей, а сказал прямо, что ее еженедельные визиты мешают их семье. Но Алевтина только удивилась:
– Чем же я мешаю? Я же не требую, чтобы Лиза бросила все свои дела и развлекала меня. А когда Кристинка приходит, мы вообще с ней у телевизора сидим – фильмы смотрим или между собой разговариваем.
В конце октября Лизу вместе со всей семьей пригласили на день рождения ее отца. Родители женщины тоже жили в поселке, но в другом, не там, где родня Алексея.
– Позвони Але, скажи, что в эти выходные нас в городе не будет, – напомнила Лиза мужу. – А то приедет и замок поцелует.
Алексей вечером в пятницу несколько раз набирал номер сестры, но она так и не ответила. Хотел предупредить Кристину, но телефон девушки тоже молчал.
Зато в субботу, когда Лиза и Алексей с детьми уже подъезжали к дому родителей Лизы, Алевтина позвонила брату:
– Леша, а вы где? Я уже десять минут звоню и стучу, а мне никто не открывает!
– А кто же тебе откроет, Аля, если дома никого нет? Мы уехали к родителям Лизы. У ее отца день рождения. Я тебе вчера пытался позвонить, но не дозвонился.
– И когда вы вернетесь? – спросила сестра.
– Завтра к вечеру.
– Слушай, братик, а ты своих довези, а сам возвращайся. Я тебя на лавочке подожду. А Лиза с детьми пусть празднуют.
– Нет. Давай звони Кристине, и решайте свои проблемы сами. Я тебе еще в прошлый раз сказал, что ни к чему каждую неделю ездить.
Когда в следующую субботу Алевтина утром снова явилась к ним, Алексей позвонил матери:
– Мама, объясните вы Альке, что не надо приезжать к нам каждые выходные. Все-таки у нас своя семья, есть свои дела – и хозяйственные, и всякие другие. Мы по выходным и с детьми, бывает, куда-нибудь ходим, и нас в гости приглашают, и мы друзей к себе зовем. Да и просто иногда хочется провести вечер с семьей. Я Але уже несколько раз говорил. Лиза от них с Кристиной устала. Я вообще удивляюсь, как она еще терпит. Вот честное слово, если в следующую субботу Алевтина явится, я у нее перед носом дверь закрою.
– А что же ты мне раньше не позвонил? – удивилась мать. – Я и сама ей уже сколько раз говорила, что не надо так часто ездить. А она мне ответила, что ты и Лиза ее всегда хорошо встречаете, что сами каждый раз приезжать приглашаете. Она это не только мне рассказывает, но и всем родственникам и соседям. Я с ней обязательно поговорю.
– Мама, ты ей скажи, что, если она еще раз без звонка явится, я ее в квартиру просто не пущу. И пусть хоть обижается, хоть не обижается – ее дело, – сказал Алексей.
Но в следующую субботу Алевтина ровно в девять утра снова была на пороге квартиры брата.
Время для визита она выбрала самое неподходящее: оба сына Алексея и Лизы простудились и лежали с температурой.
Алексей, увидев на пороге сестру, сказал:
– Я тебя предупреждал, чтобы без звонка не приезжала? Мать с тобой говорила? До свидания.
И закрыл дверь у нее перед носом.
Вечером ему позвонила мать:
– Алевтина приехала, сразу к нам явилась. Жаловалась на тебя. А отец ей сказал, что вы с Лизой еще очень терпеливые – кто другой давно бы ее с лестницы спустил. И запретил ей вообще к вам ездить, пока вы сами ее не пригласите. Да еще пословицей пристыдил: «На незваного гостя не припасена и ложка». Так что живите спокойно.
Действительно, теперь семью по субботам больше не будил бесцеремонный звонок в дверь.
Кристина, как и раньше, иногда заходила, ей в гостеприимстве не отказывали.