Елена и Андрей жили очень дружно. За все шесть лет брака супруги ни разу не поссорились. Были, конечно, некоторые разногласия, но им всегда удавалось договориться.
Однако был один вопрос, по которому они никак не могли прийти к соглашению. Касался он воспитания их пятилетней дочки Машеньки.
Как-то мать Елены, приехавшая к ним погостить, пошла погулять с внучкой, которой тогда только исполнилось три года. Вернулась бабушка в расстроенных чувствах и сразу высказала свое недовольство дочери и зятю:
– Кого вы воспитываете? Я чуть со стыда не сгорела! Ваша дочь совершенно не умеет делиться. Ее надо срочно отдавать в детский сад, чтобы она научилась жить в коллективе.
– Что такое страшное произошло в песочнице? – поинтересовался зять.
– Девочка попросила у Маши ведерко, а ваша дочь забрала все свои игрушки и ушла в другой конец песочницы. Когда я взяла у нее ведерко и отдала той девочке, Маша устроила истерику. Пришлось уйти домой.
– А ведерко-то принесли? – спросил зять.
– Нет. Девочка играла. Не отбирать же у ребенка, – ответила теща.
– То есть у своей внучки отобрать можно, а у чужой девочки нельзя. Странная у вас философия. Вам, Лидия Федоровна, надо забыть про свое пионерское детство – тогда все было по-другому. Если нынче придерживаться тех правил, на тебе все будут ездить: будут сваливать свою работу, будут занимать у тебя деньги и не отдавать и при этом тебя же считать дурачком. Я не хочу, чтобы Маша выросла терпилой, о которую все будут ноги вытирать. Надо учить ее выстраивать границы.
– Надо учить ее быть доброй! – возразила теща.
– Доброта тоже должна иметь границы! – сказал Андрей.
Елена, послушавшись мать, решила учить дочь быть доброй и делиться игрушками и сладостями с другими детьми.
Выходя с дочкой на прогулку, она всегда заставляла Машу уступать место на качелях, даже если дочь только села и еще не успела покататься. При этом Маше никто ничего не уступал, не давал своих игрушек, а некоторые даже норовили прихватить ее формочки или совок.
Постоянным «тренажером» воспитания в Маше доброты стала ее младшая двоюродная сестра – дочь брата Елены. Они часто приходили в гости и по праздникам, и просто по выходным. И маленькая Светочка всегда прихватывала домой какую-нибудь Машину игрушку.
Однажды уже четырехлетняя Маша, узнав, что у них сегодня снова будут гости, убрала все свои игрушки в ящики, а те, которые не поместились, спрятала под кровать. Когда Светочку привели в детскую, Маша развела руки в стороны и сказала:
– А игрушек нет. Их бабайка унес.
Гости смеялись, а Елене было стыдно за дочь.
Вечером, когда они остались одни, Андрей сказал жене:
– Тебе не кажется, что твое воспитание дает обратный эффект. Маша понимает, что Свете отдадут все, что той понравится, и прячет игрушки. Более того, наша дочь уже сейчас понимает, что она не может рассчитывать на помощь родителей.
В этот вечер они чуть не поссорились, потому что племянница Елены впервые ушла от них с пустыми руками – Андрей не разрешил взять красивого клоуна, который очень понравился Светочке.
– Эту игрушку, Света, я купил Машеньке. Попроси у папы, он тебе тоже такую купит, – сказал он и отдал клоуна дочери.
– Неужели вам жалко какой-то пластмассовой игрушки? – удивилась мать Светы.
– Нет, мне жалко свою дочь, которая потом весь вечер будет плакать, – объяснил Андрей родственнице.
Однажды брат Елены со своей семьей пришел к ним, когда Андрей был в командировке. Они зашли, чтобы повидаться с бабушкой, гостившей у дочери.
Уходя, Света потребовала куклу, которая ей понравилась. Елена пошла в детскую, чтобы принести игрушку. Маша протянула ей одну из своих кукол, но Света от нее отказалась. Она захотела забрать текстильную куклу, изображавшую Пеппи Длинныйчулок. Эту игрушку Маше на день рождения прислала другая бабушка – мать Андрея. Ее приятельница шила кукол, и Ольга Юрьевна заказала Пеппи специально для внучки.
Маша стояла в детской и изо всех сил прижимала к себе любимую игрушку, но мать силой забрала ее и отдала Свете.
Конечно, девочка плакала. Когда Елена через полчаса зашла в детскую, чтобы помириться с дочерью, пятилетняя Маша сказала:
– Я никогда не буду любить тебя. И бабушку твою тоже любить не буду.
После этого ее поставили в угол, чтобы она подумала над своим поведением.
Когда мать и бабушка убрали все после визита гостей, вымыли посуду, Елена снова зашла в комнату дочери: Маша спала, сидя в углу.
А через три дня вечером к ним в квартиру пришла молодая женщина с девочкой лет пяти.
– Скажите, – спросила женщина, – вы не теряли кольцо из белого золота с изумрудом?
– У меня есть такое кольцо, но я его давно не надевала, – ответила Елена. – А что случилось?
– Моя дочка вчера принесла из детского сада вот это кольцо и сказала, что ей дала его Маша, которая живет в нашем доме. Она и другим детям тоже что-то раздавала.
Елена бросилась в спальню – обе шкатулки с ее драгоценностями были пусты.
Елена поблагодарила женщину за то, что та вернула кольцо, и они с дочкой ушли.
– Маша! Зачем ты отдала девочкам мои кольца?! – воскликнула Елена.
–Мама, ты сама говорила, что надо делиться. У тебя много красивых колечек и цепочек, а у девочек таких не было.
–Ты только в садике раздавала кольца и цепочки? – спросила Машу бабушка.
– Еще и во дворе, пока тебя ждала, – ответила девочка.
Как выяснилось на следующий день, воспитатели ничего не видели. Елена и ее мать написали несколько объявлений и расклеили их на калитке детского сада и на подъездах своего и соседнего домов: «Уважаемые товарищи! Если ваш ребенок принес домой золотые изделия: кольца, браслеты, цепочки с кулонами, колье – верните их, пожалуйста, по адресу ***).
Они ждали неделю, но никто ничего не принес. Зато из командировки вернулся Андрей.
Выслушав стенания жены и тещи – драгоценностей пропало почти на полмиллиона – Андрей сказал:
– Это результат вашего воспитания. Вы же хотели, чтобы Маша была доброй. Что вам не понравилось?
– Она сделала это специально! – возмутилась бабушка.
– Не думаю, – ответил зять, – пятилетний ребенок не может так изощренно мстить. А вот я могу,– обратился он к жене. – Так что теперь, если ты будешь по первому требованию раздавать вещи дочери, я буду раздавать твои. Золота у тебя уже нет, но зато много модных и красивых платьев, туфель, сумочек. А ваш кардиган, – обратился он к теще, очень понравился нашей соседке. Я сам слышал, как она его хвалила. Пойду-ка я его ей подарю.
– Прекрати юродствовать! – воскликнула теща.
– А вы прекратите забивать голову моей жене своими псевдо педагогическими приемами! – почти крикнул Андрей.
Бабушка уехала на следующий день. Елена и Андрей помирились. Елена съездила к брату и привезла Пеппи обратно.
Больше Машины игрушки никто никому не отдавал. Но из-за этого она не стала жадной.
А когда девочка выросла, она научилась выстраивать границы, но, если было нужно, помогала и родственникам, и друзьям.