– Мама, здравствуй! Как у вас дела? Как здоровье?
– Здравствуй, доченька! У нас все нормально. Новость есть хорошая – папа новый трактор купил.
– Зачем? Вы уже не так молоды, чтобы столько работать. Я думаю, что вам вообще надо все свое хозяйство продать и в город переехать.
– Нет, мы в город не хотим. Какие из нас горожане? Мы привыкли жить на земле, на просторе. Утром выйдешь из дома – красота! А в вашем городе только толчея да пыль, – ответила мать.
Вечером Лида пересказала разговор с матерью мужу:
– Не знаю, смогу ли уговорить родителей все продать. Отец новый трактор купил – представляешь!
– Зачем им новый трактор? – удивился Максим. – Они, что, до ста лет планируют в своей деревне сидеть?
– Меня беспокоит, что теперь их труднее будет уговорить дать нам денег. Я посмотрела, сколько дома в соседних деревнях стоят, а наш еще и двухэтажный, и вода, и газ проведены. Плюс двадцать соток около дома и двадцать в поле. На эти деньги можно любой бизнес начинать, – сказала Лида.
– Ты обещала мне, что родители денег дадут, теперь думай, как выполнить обещание. Мне уже «на дядю» работать надоело, – ответил Максим.
– Не злись, Макс, я в выходные к ним съезжу, поговорю. Если отцу все подробно объяснить, он может согласиться, а матери какой смысл говорить – она все равно ничего не понимает. Как отец скажет – так и будет. А у тебя классный план, я думаю, отец оценит.
В пятницу сразу после работы Лида отправилась на автовокзал и через полтора часа была уже у родителей.
– А мужа что не привезла? – спросила мать.
– У него свои планы, он завтра с друзьями встречается, – ответила Лида.
– Ну, ладно, хорошо хоть ты вырвалась, а то давно у нас не была. Какие у вас новости? Ничем не хотите нас обрадовать?
– Мама, я же тебе уже говорила, что мы хотим пока для себя пожить, на ноги встать, а потом уже детей заводить, – недовольно ответила дочь.
– Так вы уже два года для себя живете. Квартира у вас есть, оба работаете – что еще надо?
– Квартира есть, и за это спасибо родителям Макса. А работа – сегодня есть, а завтра ее может и не быть. Нет никакой уверенности в будущем, если работаешь в найме. Надо свой бизнес строить, вот тогда будет уверенность, – сказала Лида.
– Интересно, разве в городе все свой бизнес имеют? А кто же работает на заводах, в больницах, в школах? – вмешался в разговор отец.
– На заводах работают те, кто не хочет или не способен развивать свое дело, – ответила Лида.
– А твой Максим, значит, способен? – спросил отец.
– Конечно! Знаешь, какой отличный план он разработал – год-полтора, и прибыль будет огромная!
– А почему не начинает?
– Потому что денег пока нет.
– А когда будут? – поинтересовался отец.
– Вот я и хотела с тобой об этом поговорить, – сказала Лида.
– В долг дать я вам не смогу, сразу говорю, – предупредил отец. – Все, что скопил, отдал за трактор.
– Ну, и зачем он тебе? И старым бы пока обошелся, – сказала дочь.
– Нет, после того, как я на новом поработал, на старый уже не сяду. У меня одних навесок к нему пять штук – даже картофелесажалка есть.
– Папа, а мы с Максом хотим вам кое-что предложить: только ты не отказывайся сразу, а подумай. У Максима, я тебе говорила, есть отличный план. Он хочет открыть сеть автомастерских. Он уже все просчитал, только деньги нужны. Вот мы и предлагаем: вы с мамой продаете дом и все свое хозяйство, деньги отдаете нам, а сами переезжаете жить в нашу квартиру. Мы вам выделим комнату в четырнадцать метров с балконом. Вы уже в возрасте, вам скоро будет сложно со всем хозяйством управляться, а в городе вы сможете не работать.
– Подожди-ка, Лида, – прервал ее отец. – Какую ерунду ты несешь? Мы с матерью старые? Мне пятьдесят, ей сорок восемь – нам еще до пенсии пахать и пахать, а ты нас хочешь на балкон посадить? Мой отец в поле работал до восьмидесяти девяти лет, а дед – до девяноста. Дочка, я похож на сумасшедшего? Чтобы я хоть копейку дал твоему мужу? Он же ничего делать не умеет. Ты квартирой его нам в нос тычешь. Но он ведь не заработал ее, а от бабки в наследство получил. Кто он у тебя? Менеджер? Он хочет автомастерскую открыть, а у самого никогда машины не было, у него даже прав нет. Какая ему автомастерская?!
– Папа, ты словно час назад из леса вышел. Зачем ему самому знать, как машина устроена, он должен уметь найти людей, которые это знают, и организовать их работу, – заявила Лида.
– Это тебе твой Максим сказал? Исходя из этой логики, главврач вообще может понятия не иметь, как лечить людей, а директор школы – как учить. И дирижера оркестра можно спокойно поменять местами с директором тракторного завода. Ты хоть понимаешь, что он глупости говорит? – спросил отец.
– То есть вы нам денег не дадите?
– Конечно, нет. Кроме того, ты забыла, что скоро Вадим вернется из армии. Женится – Ксюша его ждет. Они будут жить с нами в этом доме. Вадим специально колледж окончил, чтобы с техникой работать. Будет мне помогать. Так что мы справимся, – сказал отец.
– Понятно. Вадиму – все, а мне ничего, – обиделась Лида.
– Почему тебе ничего? Дом большой, приезжайте с Максимом, живите – места всем хватит. Только твоему мужу здесь работы нет. Он же в поле не пойдет, и в автомастерскую тоже. Его же дело – руководить. Хочет начать свой бизнес? Пожалуйста! Только почему за наш счет? Банки малому бизнесу кредиты дают – пусть берет и в путь!
– Папа, ты не понимаешь разве? Кредит – это риск! А вдруг что-то не получится? – воскликнула Лида. – Ведь можно без квартиры остаться!
– Вот! Правильно мыслишь, дочка! И муж твой не дypак, понимает, что лопнет его бизнес, как воздушный шарик! Поэтому зачем самому подставляться? Лучше у тестя с тещей деньжат занять. А то, что они потом без крыши над головой останутся – ну, что ж! Так бывает! Передай своему хитромудрому Максиму, что теща и тесть собираются жить еще лет по пятьдесят. А уж потом наследство как-нибудь поделите.
Лида поняла, что отец ни на какие уступки не пойдет, и отстала от него. Она теперь думала, как же сказать мужу, что денег, на которые он так рассчитывал, у них не будет. А ведь он уже стал присматривать помещение для первой мастерской.
Провожая дочь, отец сказал:
– Не делайте глупостей, из ста таких, как твой Максим, только у пятерых что-то получается, и то не сразу. Остальные прогорают в первый же год, особенно если берутся не за свое дело.
Но Максим почему-то был на сто процентов уверен, что проблем у него не будет.
– Твой отец думает, что он самый умный, посмотрим, что он через год скажет. Пожалеет еще, что денег не дал, а мог бы до самой пенсии не работать. Чтобы получать много денег надо работать головой, а не так, как он – с утра на работе, а потом еще в своем хозяйстве. И мать у тебя – фельдшер, а после трудового дня еще по огороду дотемна ползает. А я буду руководить, и рабочий день сам себе буду устанавливать.
Уволился Максим с работы, нашел помещение для мастерской и взял кредит под залог квартиры. Заказал оборудование, внес аванс. Но вот проблема: помещение оказалось непригодным – не все инженерные сети были подключены, надо было или другое место искать, или проточно-вытяжную вентиляцию делать – а это в бюджете не было запланировано.
Плюс к тому Максима навестили две службы – санитарная и пожарная – и обе написали предписания, состоящие почти из десятка пунктов.
В общем, пробарахтался он так месяцев семь и даже работников найти не сумел – кто будет устраиваться туда, где еще нельзя работать. Сдался. Остатки денег пошли в банк на уплату процентов. Поставщики оборудования неустойку потребовали.
Пришлось квартиру трехкомнатную продать и купить небольшую студию в бывшем общежитии.
Лида очень на родителей обиделась за то, что денег не дали. Так и сказала матери по телефону:
– Максиму просто средств не хватило на все сразу. Если бы вы с папой продали дом и хозяйство, денег было бы больше, и у него бы все получилось.
– Лида, если бы мы все продали, то сейчас жили бы в вашей квартире вшестером: вы, мы с отцом и Вадим с Ксюшей.
Максим сумел найти работу только через три месяца, правда, зарплата на новом месте у него меньше, чем была раньше. И на работу теперь и ему, и Лиде добираться дольше. Зато почти год был предпринимателем!