Настя со всех ног неслась по еле различимой в темноте тропинке. Ей хотелось как можно дальше убежать от клуба, где все еще раздавался громкий издевательский хохот.
Девушка несколько раз споткнулась, но удержалась на ногах. Вот и дом. Но в эту минуту она наступила в лужу, оставшуюся после утреннего дождя, поскользнулась и упала.
Почти сразу Настя почувствовала, что ее подхватили сильные руки и поставили на ноги. Она оглянулась: перед ней стоял Митя – их сосед. Он закончил поселковую школу на четыре года раньше Насти и теперь, после училища, работал в мастерской, где ремонтировали сельскохозяйственную технику.
Оттолкнув парня, девушка вбежала во двор и, стараясь не шуметь, незаметно прошмыгнула мимо дома к бане. Включить свет она не стала – побоялась, что могут увидеть родители. Закинула дверной крючок, стянула с себя платье и при свете свечного огарка, не переставая лить слезы и всхлипывать, застирала грязный подол.
Потом умылась и, натянув мокрое платье, сидела в бане до тех пор, пока в доме не погасли окна – родители легли спать.
И только после этого девушка тихонько проскользнула в дом и легла спать.
Но заснуть ей не удалось – она раз за разом вспоминала тот позор, который ей пришлось пережить сегодня вечером.
«Как я могла поверить в то, что Ромка, по которому сохли почти все девчонки поселка, выбрал именно меня! – думала Настя. – Почему я пошла к нему на свидание?»
Роман Колесов, действительно, считался «первым парнем на деревне». Во-первых, он был красив, во-вторых, его отец возглавлял местную администрацию, в-третьих, Роман работал дежурным электриком при той самой поселковой администрации, куда пристроил его отец, и в-четвертых, почти в центре поселка родители строили для сына новый дом.
Настя понимала, что ей, обычной девчонке, украшением которой была только толстая коса ниже пояса, нет смысла даже пытаться бороться за его внимание с поселковыми красавицами. Особенно с Соней Ворониной, чья мать работала в той же администрации бухгалтером. Соня еле-еле закончила девять классов и с горем пополам промышленно-экономический техникум, а теперь работала секретарем у Ромкиного отца.
В поселке давно говорили, что Соня и Роман поженятся, но их поведение не подтверждало слухов – молодые люди просто общались в «своей» компании.
Настя в эту компанию не входила. Во-первых, она была младше их года на три-четыре, во-вторых, ее родители были простыми людьми: мама работала дояркой, а отец в кормовом цехе фермерского хозяйства.
Настя только в прошлом году окончила школу, но поступить в колледж не смогла – неудачно упала с лестницы, получила сложный перелом и почти два с половиной месяца пролежала в больнице.
Сейчас она работает вместе с матерью, а в конце лета поедет в город и будет учиться в медицинском училище.
Солнце уже поднималось из-за леса, а Настя никак не могла уснуть, еще и еще раз вспоминая свой позор.
А ведь два дня назад она была такая счастливая!
Настя возвращалась из поселкового магазина, когда ее догнал Ромка.
– Откуда в нашем поселке появилась такая красотка? – спросил он.
Настя покраснела и ничего не ответила.
Тогда он перегородил ей путь:
– Скажите, незнакомка, как вас зовут, иначе я не смогу сегодня уснуть.
– Настя, – тихо ответила девушка.
Она не понимала, шутит парень или говорит серьезно. А Роман не отставал:
– А не вас ли я вчера видел в клубе? Вы стояли со своими подругами и совсем не обращали внимания на меня. Вы торопитесь? Не смею вас задерживать. Надеюсь, вы сегодня тоже придете в клуб? Мне сказали, что фильм будет очень интересный.
Роман сделал шаг в сторону, освободив ей путь, и Настя, не сказав ему ни слова, быстро пошла к дому.
Она пришла в клуб, но Романа нигде не было видно. Однако, когда фильм уже начался, он неожиданно появился, сел рядом с Настей и весь сеанс держал ее за руку.
Перед самым финалом он шепнул ей на ухо:
– Подожди меня у березы, я провожу тебя до дома.
И, действительно, проводил. Настя не знала, о чем говорить с Романом. Но она напрасно стеснялась – всю дорогу он разговаривал сам, рассказывая смешные истории и анекдоты.
У калитки он пожал ей руку и сказал:
– Завтра в клубе танцы, а я не смогу прийти – к нам приедут гости. Но я обязательно приду к концу, ты меня дождись!
Он пришел. Когда Настя уже вышла из клуба и поворачивала за угол, Роман, неожиданно появившийся рядом, взял ее за руку и потащил в парк.
– Извини, раньше вырваться не мог, – сказал он, когда они стояли под высокой старой березой. – Но я очень скучал. Можно я тебя поцелую? Только ты глаза закрой, а то я стесняюсь.
Настя закрыла глаза, Роман склонился к ее лицу и вдруг сказал:
– Фу! Да от тебя навозом пахнет! Ты что, когда из своего коровника приходишь, не моешься?
Раздался смех. Открыв глаза, Настя увидела окруживших их людей. Это была компания Романа. Они показывали на девушку пальцами и смеялись. И Соня смеялась громче всех.
Роман повернулся к ним и подняв обе руки громко заявил:
– Два дня! Всего два дня! И девица готова! Я выиграл!
– Подожди! –выкрикнул кто-то из парней. – Спор еще не закончен. Может, кто-то за один день сумеет управиться.
Настя оттолкнула Романа и бросилась бежать.
Прошло три года
Девушка уже закончила учебу и вернулась из города в родной поселок. Она работала фельдшером, и ее все чаще называли Анастасией Александровной.
А в поселке особых изменений не произошло. Единственной новостью для Насти стало то, что Роман и Соня поженились и у них уже был годовалый сынишка.
Соня даже была у них в доме – ее вызвали, когда ребенок заболел. Ни Соня, ни Роман не напомнили Насте тот случай, когда она стала объектом глупой и злой шутки. А, может быть, они и не помнили об этом.
Но Настя ничего не забыла. Целый месяц она тогда боялась выйти из дома, потому что при встрече парни и девушки из компании Романа продолжали потешаться над ней. Она испытала огромное облегчение, когда наконец смогла уехать на учебу.
Даже приезжая на каникулы, девушка ни разу не сходила в поселковый клуб. На вопросы матери, почему Настя не хочет пойти с подружками в кино, девушка отвечала, что она все это уже видела в городе.
На самом деле она боялась еще раз пережить чувство беспомощности и унижения, которое испытала в тот вечер.
Теперь, вернувшись в работы, Настя помогала маме в доме и огороде, а летом в свободное время сидела в саду в беседке и читала или вязала.
Иногда девушка болтала с Митей – тем самым соседом, который тогда вытащил ее из лужи. Он все так же работал в мастерской. Его мать часто по-соседски заглядывала к матери Насти. Она жаловалась на сына, который никуда, кроме работы, не ходит:
– С работы придет, поест и в сарай идет – возится до вечера со своими железками. Нет бы в клуб сходить, с девушкой познакомиться. Я его спрашиваю: «Митька, ты жениться собираешься?» А он мне говорит: «Тебе что, ругаться не с кем? Приведу себе жену, тебе невестку, вы ссориться начнете, нам с отцом придется из дома бежать. Живи в тишине!»
Но однажды Галина – мать Мити – пришла к соседке с другим разговором:
– Наталья, я что заметила-то – Митька мой теперь вечерами в сарай не торопится. Он все больше у забора стоит, с Настей вашей разговаривает. А вчера, смотрю, он из калитки вышел – и к вам. Мимо дома прошел, к Насте в беседку – шасть. Так они там до темна просидели. Ты спроси у дочки – они просто так болтают или с дальним прицелом? Митьке моему уже двадцать восемь, Насте двадцать четыре. Может, и породнимся?
Не пришлось матери ничего у Насти выпытывать, вечером дочь сама родителям сказала, что Митя ей предложение сделал.
В сентябре свадьбу сыграли. Были Наталья и Галина соседками, стали сватьями. Они и до этого дружно жили, а теперь по-родственному общались.
Прошло десять лет
У Насти и Мити уже два сына родились, а через полгода и дочка будет. Живут они теперь в своем доме.
Настя так и работает фельдшером, а Митя, хоть и стал начальником мастерской, а любит своими руками технику к жизни возвращать.
Недавно они справили оловянную свадьбу. Пригласили только родителей и близких родственников.
– Мам, вспомни, – говорил Митя, – ты меня все торопила – женись, женись – лет, наверное, с двадцати пяти. А я не торопился, я Настю ждал. Я ведь ее давно приметил, когда она еще в школе училась. Вот и дождался. А если бы я тебя послушался? Вон Ромка женился по отцовой указке, и пяти лет не прожили – развелись.
Действительно, Роман с Соней расстались почти сразу после того, как его отец попал под следствие из-за каких-то злоупотреблений. Его не осудили, но с должностью пришлось попрощаться. Вместе с ним из администрации уволились и Соня, и ее мать.
Роман после этого стал заглядывать в стакан, и Соня ушла от него к родителям, забрав сына. Ей пришлось устроиться на работу в один из поселковых магазинов.
Вот так иногда поворачивается судьба.