Алина отодвинула телефон от уха, чтобы не оглохнуть. Точно так же мама кричала девять лет назад, когда Алина отказалась оплачивать долги младшей сестры.
И вот ситуация повторяется.
А ведь когда-то у них была хорошая, дружная семья. У Алины и Ксюши была своя комната в их большой трехкомнатной квартире. Дома всегда вкусно пахло блинчиками или пирогами – мама любила печь и часто баловала мужа и дочек.
По выходным они обязательно куда-нибудь выбирались: в парк на аттракционы, в кино, на каток. Родители любили девочек одинаково – у Алины и в мыслях никогда не было завидовать сестренке, если той покупали новое платье или игрушку. И Ксюша радовалась вместе с сестрой, когда обновку получала Алина.
Все изменилось в тот день, когда папа, только что весело болтавший с дочками, вдруг осел в кресле и не смог подняться. Скорая приехала быстро, но до больницы отца не довезли. Ему было всего сорок два года.
Алина в тот год заканчивала одиннадцатый класс, Ксюша – девятый.
Мама с тех пор повела себя как-то странно. Она почему-то решила, что утрату понесли только она и ее младшая дочь.
– Тебе повезло: ты выросла при отце, а вот Ксюша осталась сиротой. И я мужа потеряла, – часто повторяла Алине мать.
Закончился учебный год. Алина сдала экзамены и поступила в университет на бесплатное обучение.
– Имей в виду, я тебе денег посылать не смогу: мне еще Ксюшу поднимать надо. Вот есть у тебя пенсия за отца, стипендия будет – постарайся жить экономней, – напутствовала Алину мама.
Девушка ни на что и не претендовала. Однако в первый же месяц выяснилось, что последнюю неделю надо как-то протянуть на одну тысячу.
– Пойдем на работу устраиваться, – предложила ей соседка по комнате. – Здесь недалеко есть кафе быстрого питания – они берут студентов. Смена – шесть часов, зарплата, конечно, маленькая, но нам выбирать не приходится. А главное – там кормят. Так что с голоду не помрем. У меня сестра старшая первый и второй курс там отработала, это сейчас она уже может по специальности подрабатывать.
Когда Алина перешла на третий курс, в этот же университет, на другой факультет, поступила Ксюша. Только вот за нее , как выяснилось, мама будет платить.
– Интересно, откуда мама столько денег возьмет, чтобы оплачивать твое обучение? – спросила Алина.
– Маман сказала, что у них с отцом какие-то накопления были, – проболталась сестра.
Алина вспомнила, как она на первом курсе шесть дней в неделю до ночи скребла котлы и плиты, мыла полы, протирала столы и стулья, и еле сдержала слезы.
Устраивать младшую дочь в общежитие мама приехала сама. И почти сразу позвонила Алине:
– Выселяйся из своей комнаты, я договорилась, что ты будешь жить в одной комнате с Ксюшей. Присмотришь за ней.
– Не буду я в тот корпус переезжать, – не согласилась Алина. – Во-первых, я с этими девчонками уже третий год живу. А во-вторых, общежитие Ксюшиного факультета от корпуса, где я учусь, очень далеко. Зачем мне каждый день через весь город ездить, если здесь я могу от общежития до учебного корпуса за пять минут дойти? Кроме того, я не помню, чтобы за мной на первом курсе кто-нибудь присматривал.
Алина отказалась жить вместе с сестрой еще и потому, что знала, что ей придется не только полностью содержать Ксюшу, но и отвечать за все ее косяки.
Девушка не ошиблась. Уже через две недели сестра появилась на пороге ее комнаты:
– Алиночка, у меня денежки закончились. Дай, пожалуйста, хоть тысячу! Мне мама пришлет, я тебе сразу же отдам!
Алина открыла кошелек, вытащила купюру. Младшая сестра заглянула в кошелек, увидела, что там есть еще несколько купюр, и выудила еще тысячу.
– Спасибо, сестренка! – выкрикнула Ксюша и убежала.
Алина посмотрела: у нее осталось всего восемьсот рублей. «Понятно, колготки я себе не куплю, и в питании придется ужаться», – подумала она. Конечно, никаких денег ей никто не вернул.
А еще через пару месяцев к Алине в общежитие пришли две девушки из группы Ксюши.
– Вы Алина Самойлова? – спросила одна из них.
– Да. А что случилось?
– Ксюша должна нам денег. Она сказала, что вы отдадите, – сообщила вторая.
– И сколько она вам должна? – поинтересовалась Алина.
– Десять тысяч. Мне пять и Ангелине пять.
– Не хочу вас расстраивать, но я долги за сестру не отдаю. Я учусь и работаю. Мне денег из дома не присылают. А Ксюше мама каждую неделю переводит. Так что вы спрашивайте долг с того, кому давали. А в следующий раз таких глупостей не делайте.
Девушки ушли. А на следующий день Алине позвонила мама. И тогда она точно так же кричала, как сейчас.
Оказывается, девчонки нашли способ вытрясти из бессовестной Ксюши долг.
Во-первых, они незаметно прицепили ей на пиджак, на спину, лист бумаги, на котором было крупно написано: «Она не отдает долги». С этой запиской Ксюша проходила почти все три пары, пока ей кто-то не подсказал.
Во-вторых, как позже услышала Алина, девчонки поймали Ксюшу в общежитии и, по их словам, немного ее «потолкали».
Ксюша, вся в слезах, пожаловалась матери. Та перевела ей деньги, а после этого позвонила Алине и наорала на нее.
Прошло девять лет. Многое изменилось.
Алина уже окончила университет, вышла замуж, родила сына и сейчас находилась в декретном отпуске.
Ксюша так и не доучилась. И не потому, что у мамы закончились деньги. Ее отчислили за неуспеваемость. Кроме того, младшая сестра тоже вышла замуж, родила дочь и сейчас снова беременна.
Проблема только в одном: мужа себе Ксюша выбрала такого же, как она сама. Глеб, несомненно, был красавцем. По нему сохли девчонки всего курса. А он выбрал Ксюшу. Как она этим гордилась!
– Завидуешь мне, сестричка? На твоего ботаника без слез не взглянешь! А на Глеба, когда мы по улице идем, все тетки оборачиваются – того и гляди головы свернут.
Алина даже не пыталась возражать сестре. Ее муж – Кирилл – был симпатичным высоким молодым человеком. Он закончил университет на два года раньше Алины. Они сами накопили на скромную свадьбу, поженились и почти сразу взяли в ипотеку двухкомнатную квартиру.
Вот из-за этой квартиры мама сейчас и кричала на Алину. Беременную Ксюшу с семьей хозяйка выгнала со съемной квартиры за неуплату и бардак, который она там устроили.
Ксюша заявилась с мужем и ребенком к Алине. А та ее не пустила.
Алина знала, что ни сестра, ни ее муж уже несколько месяцев нигде не работают, поэтому, если пустить их в квартиру, то выгнать потом не удастся. И «только на пару дней» превратится в год, а то и больше.
Ксюша снова пожаловалась маме, а та снова накричала на старшую дочь. Однако в этот раз вмешался зять. Кирилл взял трубку, подождал, пока теща выдохнется, и спокойно сказал:
– Я никогда не буду помогать семье, где есть здоровый молодой неработающий мужчина. Это его обязанность – заботиться о своей семье. Исключение одно: тяжелая болезнь.
Поняв, что в этом городе им никто ничего даром не даст, Ксюша привезла всю свою семью к маме.
Через полгода мать позвонила Алине и пожаловалась, что ей тяжело содержать их на одну свою зарплату.
– Может, ты нам поможешь немного деньгами? – попросила мать.
– Мама, ты отлично можешь помочь себе сама: гони Глеба на работу. Ты же слышала, что тебе сказал мой муж? Кто должен содержать семью? Ты все равно одна их троих не вывезешь.
– Четверых. Ксюша скоро снова родит.
–Мама, я тебе подсказала, как решить проблему. На меня, пожалуйста, не рассчитывай.