– Мила, я хочу с тобой серьезно поговорить, – сказала как-то вечером мать.
– Что случилось?
– Я вчера видела у тебя на странице фотографию с Егором. Ты встречаешься с ним? – спросила мать.
– Да. Он недавно пришел из армии, – ответила Мила.
– Знаешь, дочь, я, конечно, понимаю – юношеская любовь и все прочее, но сейчас тебе не шестнадцать лет, а двадцать. Пора задуматься о будущем.
– Почему ты считаешь, что я не думаю о будущем? – спросила Мила.
– Потому что с этим парнем никакого будущего у тебя нет и быть не может. Безотцовщина, ни квартиры, ни работы, ни образования. Где будущее? – усмехнулась мать.
– У тебя не совсем точные сведения, мама. Егор с матерью и младшей сестрой живет в двухкомнатной квартире, он уже устроился работать на завод и подал документы в университет на заочное отделение. И ты прекрасно знаешь, что отец Егора погиб.
– Нет, конечно, если все это тебя привлекает, выходи за него. Хочешь по выходным стирать его замасленную робу? Пожалуйста! Вот посмеется над тобой наша домработница! Дочь, ты ведь даже не знаешь, как включается стиральная машинка! Так и вижу тебя, режущую лук, на их шестиметровой кухне. Двухкомнатная квартира на первом этаже пятиэтажки – тоже мне, хоромы!
– Мама, откуда столько снобизма? Большинство людей живет именно так, и среди них много счастливых. К тому же папа рассказывал, что, когда он был лейтенантом, вы иногда жили в таких условиях, по сравнению с которыми хрущевка покажется дворцом! Вода – в колодце, дрова – в сарае, удобства – во дворе.
– Да, жили. Кто-то и сейчас, может, так живет. Но ты, Мила – дочь генерала! Этот парень не для тебя. Пусть ищет ровню. И ты, кстати, если внимательно оглянешься вокруг себя, заметишь, как на тебя смотрит Игорь, – сказала мать.
– Какой Игорь? – не поняла Мила.
– Сын наших соседей по даче.
– Вот уж кто мне совсем не нужен, так это их Игоряша, – более никчемного парня я не встречала.
– Не скажи: у него высшее образование, он работает в фирме отца, он очень вежливый мальчик и у него шикарная машина! – перечислила мать достоинства предполагаемого жениха.
– Я даже насчет вежливости сомневаюсь – ответила Мила, – ты просто не встречала Игорька в ситуациях, когда он чем-нибудь не доволен. А все остальное – это папины деньги: мальчик окончил коммерческий ВУЗ, спонсором которого был его отец. На работе его тоже не часто видят – он там практически только числится. И машину ему тоже папа купил. А чего у него действительно много – так это гонора.
– Я поняла – тебя не переубедить. Но предупреждаю: я не хочу видеть твоего пролетария в нашем доме.
– Поздно, мамочка, я уже пригласила Егора на свой день рождения! – «обрадовала» мать Мила.
– Отлично! Ты сама сможешь убедиться, как убого будет выглядеть твой Егор в обществе образованных людей. Тебе придется не один раз краснеть за него! – сказала мать.
Но день рождения прошел на удивление весело: на даче собрались друзья Милы по университету, а в студенческой компании скучно не бывает. И выделялся на фоне всеобщего веселья вовсе не Егор, который быстро перезнакомился со всеми, а Игорь. Мила не хотела его приглашать, но еще до прихода всех гостей его родители вместе с сыном по-соседски зашли поздравить Милу. Конечно, их пригласили к столу, но мать и отец вежливо отказались, а Игорь остался.
По его поведению за столом было видно, что молодой человек привык быть в центре внимания, однако студентам, приехавшим на праздник, чтобы хорошо провести время и повеселиться, скептические реплики Игоря были не интересны. Пару раз на него удивленно посмотрели, а потом перестали обращать внимания.
Мать отозвала Милу в сторону:
– Что ты прилипла к этому Егору? Посмотри, Игорь явно скучает. Поговори с ним, улыбнись, пригласи его потанцевать. В конце концов он здесь ради тебя!
– Мама, он здесь потому, что ты его пригласила. Он сам виноват, что ему скучно – не надо было смотреть на всех остальных свысока и изображать из себя не пойми что.
Несмотря на недовольство матери, Мила продолжила встречаться с Егором. А мама все никак не могла успокоиться. Ей вторила и тетя Милы – старшая сестра матери:
– Мила, твоя мама абсолютно права. Раньше подобные отношения называли мезальянсом. Вот как ты думаешь, кто из наших родственников захочет прийти к тебе на свадьбу, если ты вдруг соберешься за него замуж? По-моему, немногие. Я, например, не приду. Потому что не хочу общаться даже несколько часов с непонятными людьми. А ты уверена, что тебе самой понравится свадьба, на которой родня жениха будет петь под баян частушки и плясать с уханьем? И в конце по традиции устроят драку.
– Тетя Оля, того, о чем вы говорите, сейчас уже не бывает, вы утрируете. А воспитанность и интеллигентность не всегда связаны с наличием высшего образования, – ответила Мила.
Но правду говорят – вода камень точит. И Мила как-то решила поговорить с Егором.
– Егор, а тебе не тяжело учиться и работать на заводе? Ведь это физический труд. Ты, наверное, устаешь? – спросила парня Мила.
– Конечно, устаю. Иногда прихожу со смены – так спать хочется, а надо за учебники садиться, – ответил Егор.
– А может, тебе сменить работу? Ты ведь колледж с отличием окончил. Можно устроиться где-нибудь в офисе. Будет легче.
– Мила, у меня в дипломе колледжа написано, что я механик. И работаю я простым механиком. Закончу университет – буду инженером-механиком. По-моему, все логично. А в офисе мне делать нечего.
Однако Мила еще несколько раз возвращалась к этому разговору. Наконец Егор спросил:
– Как я понимаю, моя работа не нравится не только твоей маме, но и тебе? Мила, скажи честно, тебе стыдно, что встречаешься с обычным рабочим?
– Нет, но мне кажется, что каждого нормального человека должен волновать его статус. Генеральным директором быть лучше, чем менеджером среднего звена.
– А менеджером – лучше, чем рабочим, – закончил ее мысль Егор. – Извини, что не соответствую.
До дома Милы они дошли молча.
– Мы с мамой завтра улетаем в Турцию, – сказала девушка. – Мне бы не хотелось так расставаться с тобой. Ты обиделся?
– Ты сказала то, что думаешь. Почему я должен обижаться? Ладно. До свидания, счастливого отдыха! Шли фотографии!
Мила с мамой уже регистрировались на рейс, когда к ним подошли Игорь и его родители. Оказывается, они тоже летели этим рейсом.
Более того, они забронировали тот же самый отель.
Миле это не понравилось, но мать попросила ее быть хотя бы вежливой и не портить всем отдых.
Девушка сначала пыталась дистанцироваться от Игоря, но мать всегда ухитрялась сделать так, что они оказывались рядом и за столиком в ресторане, и на набережной, и на пляже.
А через неделю Мила зашла на свою страницу в соцсети и увидела там выложенные фотографии, на которых она всегда рядом с Игорем.
– Мама, зачем ты это сделала? Кто разрешил тебе заходить на мою страницу и распоряжаться здесь?
– А что такого страшного я сделала? Пароля у тебя нет. Я просто хотела, чтобы папа увидел, как мы хорошо отдыхаем, – ответила мать.
Девушка удалила фотографии и позвонила Егору. Но он не ответил. Они же только вчера разговаривали, и Егор сказал, что у него сегодня выходной! Мила звонила ему еще несколько раз, но молодой человек так и не взял трубку.
Вернувшись, Мила сразу же попыталась связаться с Егором, но безрезультатно. Тогда девушка отправилась к нему домой.
– У Егора со вчерашнего дня отпуск, – сказала его мать. – Они с сестрой уехали в деревню. Надо старикам по хозяйству помочь.
– А в какую деревню? – спросила девушка.
– Мила, он просил вам не говорить, – ответила мать.
Мила и Егор все же встретились. Она подошла к нему в университете.
– Егор, это мама выставила фотографии, – сказала она.
– А позировала на них тоже мама? – спросил он. – И вообще, твоя мама права: мы не подходим друг другу. Даже если мы поженимся, это не исправит ситуацию, и настанет момент, когда ты об этом пожалеешь. А я не хочу всю жизнь чувствовать себя паршивой овцой, которую из милости приняли в золоторунное стадо. Прощай.
Больше они не общались, хотя иногда пересекались, когда заочники приходили на лекции или на сессию.
Через год Мила окончила университет и стала работать в фирме отца Игоря, а еще через два года они с Игорем поженились.
Говорят, что совпадений не бывает. Может, и так. Но тогда как объяснить, что регистрация брака Милы и Игоря проходила в том же самом Дворце бракосочетания, в тот же самый день и почти в то же самое время, что и регистрация брака Егора и его невесты.
Мила видела, с какой любовью Егор смотрит на стоящую рядом с ним хрупкую девушку, и сердце ее сжималось от боли.
– Где Игорь? – спросила подошедшая к ней мама.
– Вон там, с друзьями стоит, – ответила Мила.
– Через пятнадцать минут вас пригласят, – сказала мать. – Да не таращись ты на Егора. Узнала я: его девица – обычная учительница. Всего и радости, что у нее своя квартира есть. Он, наверное, поэтому и женится.
Мать позвала Игоря, и все они направились в зал.
Да, не каждая любовь заканчивается свадьбой.