Тридцать третий день рождения Рита решила отпраздновать на даче у своих родителей. Была середина мая, но погода стояла почти летняя.
Конечно, предварительно она обсудила это с мамой, в том числе согласовала количество гостей и меню.
Поскольку дата была не круглая, большой компании не предвиделось. Кроме родителей, своих и мужа, она пригласила золовку с супругом и детьми и свою подругу с семьей.
В общем, вместе с хозяевами получилось десять взрослых и четверо детей: пятилетний Артем – сын Риты и Ильи, восьмилетний сын подруги и двое племянников – трехлетняя Милана и шестилетний Максим.
Вот такая компания.
Рита с сыном приехала на дачу еще в пятницу – отпросилась с работы. Максим привез их и целый багажник продуктов по заранее составленному списку.
Гостей ожидали в субботу к обеду, а до этого Рита должна была все приготовить. Конечно, мама ей помогла, но они договорились, что бабушка будет в основном заниматься внуком.
Вот и суббота. Полдень. А дальше все, как у классика – гости съезжались на дачу.
Сваты здесь уже не раз бывали, поэтому отец Ильи сразу направился к мангалу, где уже колдовал его сын с тестем, свекровь стала помогать Рите навести последний лоск на столе.
А Ирина – подруга Риты – и Наталья – старшая сестра Ильи – на этой даче оказались впервые, поэтому с интересом осматривали дом и участок.
– Как у вас много места, – сказала Ирина, – а у моих родителей все шесть соток засажены так плотно, что передвигаться между грядками можно только как по канату.
– Что вы, Ирочка, – ответила ей хозяйка дачи – Нина Юрьевна. – Здесь ровно те же шесть соток. Просто огород у меня вон там – видите: низким заборчиком несколько грядок огорожено. Сажаю только для того, чтобы летом зелень к столу была да картошка молодая, чтобы здесь поесть. Никаких теплиц, огурцов-помидоров. Мне хватает работы с ягодными кустами и клумбами.
Перед тем, как гости сели за стол, который накрыли на свежем воздухе, Рита накормила детей, и они теперь бегали во дворе. Благо, что заняться им было чем: на газоне была установлена детская площадка с горкой и лесенкой, батут, стояли качели и даже была подвешена боксерская груша.
Мальчишки сразу объединились в команду и стали играть. Понятно, что трехлетняя девочка в их игру не вписывалась. Оставшись в песочнице одна, Милана заплакала и побежала жаловаться маме.
Но Наталье не хотелось заниматься дочерью, она вышла во двор и отругала мальчишек за то, что они не захотели играть с девочкой. Однако они ее не послушались и снова занялись своими делами. Тогда Наталья обратилась с претензиями к Рите и Ирине:
– Объясните своим детям, что они не должны бросать Милану одну.
– Наташа, пусть мальчики играют, я присмотрю за малышкой, – сказала Нина Юрьевна и вышла из-за стола.
Кроме этого небольшого недоразумения, ничто больше не омрачило праздника, и к вечеру гости разъехались очень довольные. Остались на даче только хозяева и именинница с семьей.
Рита перемыла посуду, Илья убрал все на участке, и на следующий день они просто отдыхали в тишине.
Однако Риту задело поведение Натальи, и она решила поговорить об этом с мужем.
– Илюша, Наташа всегда так ведет себя? – спросила она.
– А что тебе не понравилось?
– Хотя бы то, что она представляла себе формат праздника – мы это обсуждали, и все же привезла с собой Милану. А могла бы оставить ее у свекрови. Если ты едешь куда-то с маленьким ребенком, то будь добра – занимайся им сама, а не перекладывай это на кого-то другого. А она пошла во двор, зачем-то отругала мальчишек. Помешала им играть.
– Что ты так реагируешь? Ничего же не случилось! – сказал Илья.
– Не случилось. Потому что моя мама занялась девочкой. Она почти весь праздник в песочнице лепила с Миланой куличи, – ответила Рита. – А я бы хотела видеть ее за столом.
– Но должен был кто-то занять ребенка.
– Согласна, но правильнее было бы, чтобы это делали Наташа и ее муж – по очереди, – объяснилась свою позицию Рита.
Нина Юрьевна месяц назад решила уволиться – устала работать в школе, тем более что положенный для выслуги стаж она уже выработала.
– Все лето проведу на даче, – объявила она дочери и зятю, – так что можете оставить Артема со мной.
– Отлично. У них садик закрывается в середине июня, так что мы привезем его тебе, – обрадовалась Рита.
– А я на июнь как раз отпуск взял, – сообщил ее отец, – так что станем с Темой на рыбалку каждый день ходить, а бабушка будет наш улов чистить.
– Ну-ну, – ответила ему жена, – если улов будет такой же, как в прошлом году, то ему только соседские кошки порадуются. А они и нечищеную рыбку съедят.
– Хорошо, а у меня отпуск – июль и часть августа. В июне экзамены и защита дипломов, – сказала Рита, которая преподавала в колледже. Так что я сменю папу.
– А у меня отпуск только в сентябре, – с сожалением сообщил Илья. – Но я к вам на выходные буду приезжать.
Так и договорились.
А через неделю после этого разговора Илье позвонила Наталья.
– Послушай, братик, ты бы не мог поговорить со своей тещей, чтобы я с детьми в июне пожила у нее на даче? – попросила она.
– Интересно, а чем тебя родительская дача не устраивает? – спросил Илья. – Там и спрашивать не надо – приезжай и живи хоть все лето.
– Всем не устраивает. Во-первых, нет ни реки, ни озера. И кругом только поля. А тут рядом такая березовая роща, и в пяти минутах – речка. Буду с детьми каждый день ходить купаться и загорать.
Во-вторых, твоя теща – педагог, хоть и на пенсии, она отлично с детьми ладит, сумеет их как-нибудь занять.
А в-третьих, у них на участке грядок практически нет. А у нашей мамы и земли вдвое больше, и сажает она столько, что приходится все лето то полоть, то подвязывать, то поливать. Так что на даче у твоей тещи я смогу спокойно в гамаке полежать, а у родителей – пахать придется.
– Понятно, – усмехнулся Илья. – Я, конечно, Риту попрошу узнать, но ничего тебе не гарантирую.
Но жена, услышав о просьбе Натальи, даже думать не стала, сразу сказала «нет».
– Илюша, ты свою сестру знаешь – она дама хитрая. Ведь кроме тех выгод, которые она тебе перечислила, есть еще одна: Наталья рассчитывает получить полный «ол инклюзив». Она прекрасно понимает, что моя мама ее ни готовить, ни убирать не заставит. А сама Наташенька сделает вид, что она «не догадалась» или – «не хотела со своим уставом в чужой монастырь лезть». Поэтому картина будет такая: Наташа с телефоном в гамаке, а бедная мама на кухне и с детьми.
– Откажу – обидится, – сказал Илья.
– Ну, и пусть. Я удивляюсь, как ей вообще такая мысль в голову пришла: дачи есть и у матери, и у свекрови, а она к нам лезет. В конце концов моим родителям она не родственница – знаешь, как говорят, «нашему забору двоюродный плетень». Так что пусть обижается. Я это как-нибудь переживу. Мне мамино спокойствие дороже, чем Наташины обиды. Если ты стесняешься, я могу сама ей позвонить.
И Рита позвонила.
Что ей пришлось выслушать! Наталья и эгоистами их с Ильей обозвала, и буржуями зaжpaвшимися!
– Да ты у матери своей даже не спрашивала! Если бы я сама ей позвонила, она бы, наверняка, согласилась, – заявила Наталья.
– Послушай, а ты сама не понимаешь абсурдность ситуации: у вас в семье две дачи – и у твоей матери, и у свекрови. Чего ты лезешь к малознакомым людям? Да пусть даже вы были бы близкими родственниками, в июне на даче будут отдыхать мои родители с Артемом. Где еще вас троих разместить? И потом, я ведь тебя, Наташа, знаю: ты особо не переломишься, значит, все ляжет на плечи моей мамы. Зачем ей такое счастье? Поезжайте к своей матери, и живите там. Все, вопрос больше не обсуждается.
Наталья на Риту обиделась и стала всем рассказывать о том, что ее, Натальи, родной брат построил шикарную дачу, а жена брата не пускает ни ее, ни ее детей – племянников Ильи – туда отдыхать.
– Поставили трехметровый забор, а за ним – целое поместье: и дом двухэтажный, и баня с бассейном, и даже поле для мини-гольфа. А для своего сыночка целый игровой городок выстроили. Мы попросились на пару дней, так Ритка не пустила. Представляете?
Рите и Илье стали со всех сторон родственники звонить – спрашивать про поместье на берегу реки.
А когда те удивленно отвечали, что ничего у них нет, что они сами отдыхают на даче у родителей Риты на шести сотках, в маленьком домике, где всего кухня и две комнатки, им не верили: дыма без огня не бывает, раз люди говорят, значит, так оно и есть!
Рита и Илья перестали оправдываться, но Наталью к себе домой больше не приглашают. А вдруг она, увидев коллекцию моделей машинок, которую собирает Илья, начнет рассказывать, что у него в гараже стоят три десятка дорогущих ретроавтомобилей – с нее станется.