Этим летом Варя и Андрей наконец решились поехать отдыхать к морю. Предыдущие пять лет у них такой возможности не было: сначала Варя была беременна, а когда родилась Лиля, они не хотели рисковать и лететь на отдых с маленьким ребенком.
Сейчас Лиле четыре года, и она уже несколько раз путешествовала с родителями и на машине, и на быстром «Сапсане», правда, это были короткие путешествия – не более полутора часов.
И вот первый полет на самолете в жаркую Турцию.
Варя очень переживала о том, как дочка перенесет полет – она сама часто была свидетелем того, как плакали в салоне самолета дети, как неудобно чувствовали при этом их родители.
Ей очень не хотелось оказаться в таком же положении, поэтому они набрали с собой игрушек, детских книг, раскрасок и на самый крайний случай взяли планшет, чтобы отвлечь дочку ее любимыми мультфильмами.
Но все прошло благополучно: в полете Лиля сначала поспала, потом поела, затем посмотрела на облака, раскрасила две картинки в книжке про курочку-рябу, снова поспала. А тут и самолет приземлился в аэропорту Антальи.
Еще сорок минут на автобусе – и они в своем отеле.
Заселившись в номер, они пошли пообедали, а затем, переждав самые жаркие часы, отправились на пляж.
Первым делом, конечно, «поздоровались» с морем, потом Варя и Андрей расположились в шезлонгах, а Лиля играла в тени бело-голубого зонтика.
– Ой, Темочка! Посмотри, какие у девочки красивые игрушки! – раздался совсем рядом женский голос.
Варя повернула голову: под соседним с ними зонтиком устраивалась семья с маленьким ребенком.
– Здравствуйте, – обратилась к Варе и Андрею молодая женщина. – Я смотрю, вы тоже с малышкой. Меня зовут Катя, это мой муж Гена, а это наш Артемка, ему два года.
Варя и Андрей представились.
Честно говоря, Варваре совсем не хотелось с кем-нибудь знакомиться на отдыхе, тем более с родителями такого маленького ребенка. Поэтому она сделала вид, что задремала, хотя сквозь ресницы все-таки присматривала за дочкой.
Но Катю это ничуть не смутило, ее вполне устраивал в качестве слушателя Андрей.
За десять минут она успела рассказать, как они выбирали отель, как летели в самолете: «Темка орал почти весь полет! Там одна тетка на нас наехала, а я ей заявила, что раз она такая опытная нянька, пусть возьмет и сама успокоит Тему».
Катя и ее молчаливый муж – Гена – отдыхали в этом отеле уже неделю:
– Еще одна неделька, и все, – огорченно сказала Катя. – Так не хочется домой! А вы уже выбрали, на какие экскурсии поедете?
– Мы экскурсии не планировали, – ответил Андрей, – Лиля еще очень маленькая.
– Да что вы, мы вот с Темой собираемся на автобусную экскурсию по Анталье, всего десять часов. Там есть и пешеходная часть, но гид сказал, что если взять с собой коляску для Темы, ее можно будет положить в багажник, – объяснила Катя.
Варя и Андрей, действительно, совместных поездок на экскурсии не планировали. Они договорились, что Варя отпустит мужа на морскую рыбалку, а он ее в СПА.
В это время Гена наклонился к жене и что-то тихо сказал.
– Ой! Посмотрите, как Тема и Лиля хорошо играют вместе! Вы не против, если мы с Геной быстренько окунемся? Присмотрите за Темочкой? – мило улыбнувшись, спросила Катя.
Поскольку Варя продолжала молчать, ответить согласием пришлось Андрею.
– Варя, – обратился он к жене, – ты бы хоть слово сказала. Это не совсем вежливо.
– А навязывать свое общение – это вежливо? Ты что, не видишь, с кем имеешь дело? Прошло всего полчаса, а ты у них уже нянькой работаешь, – ответила Варя.
– Почему только я?
– Потому что мы с Лилей идем купаться, – сказала Варя, надевая дочке нарукавники.
Минут через пятнадцать они вышли из моря, немного обсохли и пошли в пляжный бар за мороженым.
Катя и Гена вернулись к своим шезлонгам минут через сорок: Тема, не видя рядом родителей, громко орал, а Андрей бегал вдоль берега, пытаясь высмотреть среди купающихся родителей мальчишки.
– Почему ты не подошла ко мне – ты же видела, что я не справляюсь? – возмущенно обратился к жене Андрей.
– Извини, дорогой, это ты вызвался присмотреть за Артемом, а не я. Мне хватает хлопот со своей дочерью. Я приехала сюда отдыхать, а не работать няней у посторонних людей, – сказала Варя.
Вечером, когда Варя с мужем и дочерью уже сидели в ресторане отеля за ужином, к их столику с полными тарелками, толкая впереди себя коляску с сыном, подошли Катя и Гена.
– Давайте мы к вам подсядем. Подвиньте чуть-чуть тарелки, – сказала Катя.
– Зачем тесниться, – ответила ей Варя. – Столики рассчитаны на четверых, нас здесь уже трое. Сядьте за соседний стол.
– Но вместе же веселее, – возразила Катя.
Варе показалось, что Катя на нее обиделась.
«Ну, что же, значит, завтра на пляже они к нам не подойдут», – подумала Варя. Но она напрасно на это надеялась.
Следующим утром, когда Катя и Гена с сыном вышли на пляж, все шезлонги рядом с семьей Вари были уже заняты. Были свободные, но метрах в пятидесяти от того места, где загорали Варя и Андрей.
– А что вы нам место не заняли? – обиженно протянула Катя.
Она оглянулась и скомандовала:
– Давайте собирайтесь, пойдемте вместе с нами вон туда, – она показала на правую сторону пляжа, где было много свободных шезлонгов.
– Катя, мы никуда не пойдем, нам здесь удобно, – ответила Варя.
– Андрей, уговори свою жену, вместе же веселее! – обратилась Катя к мужу Вари.
– Катя, мы останемся здесь, встретимся позже, – дипломатично ответил тот.
– Сколько дней они еще будут тут? – спросил он у жены, когда Катя с Геной отошли.
– Не знаю. Вроде завтра едут на экскурсию, а потом еще два или три дня, – ответила Варя.
– Переживем, – вздохнул Андрей.
– Зачем переживать и терпеть? Мы им разве что-то должны? Если Катя не понимает, подойди к Гене и скажи ему открытым текстом, чтобы они к нам не лезли, – сказала Варя.
– Неудобно как-то, – возразил Андрей.
– Неудобно на потолке спать – одеяло падает. Если ты этого не сделаешь, завтра это сделаю я. Они нам уже три дня покою не дают.
Но до завтра ждать не пришлось. Вечером, когда Варя укладывала Лилю спать, к ним в номер постучали.
Это была Катя.
– Варенька, у нас к вам небольшая просьба: не могли бы вы завтра присмотреть за Темой. Мы с Геной подумали, что нам без него на экскурсии будет удобней.
Варя вышла с Катей в коридор:
– Катя, ваша просьба не небольшая, она огромная. Скажите, вы всегда так беспардонно себя ведете? Неужели вам с Геной с первого дня было непонятно, что мы не хотим с вами общаться? Мы приехали, чтобы отдохнуть своей семьей, со своей дочерью, а вы постоянно к нам лезете. Решайте свои проблемы сами и оставьте нас в покое.
– Вам что трудно посидеть с Темой? – продолжала настаивать Катя.
– Да, трудно. Очень трудно. Еще вопросы есть? – поинтересовалась Варя.
Катя ничего не ответила, повернулась и ушла.
– Ну что? – спросил Андрей, – дала залп из всех орудий?
– Конечно, ты же у нас весь такой интеллигентный, тебе неудобно нахала назвать нахалом, – ответила Варя. – Вот и приходится мне выступать в роли злого полицейского.
Следующий день прошел спокойно. А через день, когда Андрей с самого утра уехал на рыбалку, к Варе на пляже подошли две дамы лет пятидесяти.
– Скажите, пожалуйста, почему вы не согласились посидеть с ребенком ваших знакомых? У нас вчера из-за этого практически сорвалась вся экскурсия, – заявила одна из них.
– Что вы имеете в виду? – не поняла Варя.
– Ваши знакомые попросили вас посидеть с ребенком, а вы отказались, и им пришлось взять мальчика с собой.
– Вы имеете в виду Катю и Гену? – уточнила Варя.
– Да.
– Мы сюда приехали только в понедельник, а до этого ни Катю, ни Гену знать не знали и видеть не видели. И знакомиться мы с ними не собирались, это они к нам постоянно липли. Так что Катя и Гена с таким же успехом могли оставить своего сына любому постояльцу этого отеля. И экскурсию они купили тогда, когда нас еще здесь не было, так что я ваши претензии не принимаю. Могу только посочувствовать.
А сочувствовать было чему. В автобус туристы сели в семь часов утра. Тема еще спал на руках родителей. Катя цыкала на всех, требуя тишины, даже гиду велела не включать микрофон, пока ребенок спит.
Потом Тема проснулся и заплакал, теперь уже из-за него никто ничего не слышал из того, что рассказывал гид.
На каждой остановке все ждали, пока из багажника достанут и соберут детскую коляску, потом, естественно, ждали, когда ее снова уберут.
Женщины не знали, чем родители накормили ребенка за обедом, но его в автобусе укачало, а затем вырвало. Остановились и ждали, пока уберут и проветрят автобус.
После этого Тема уснул, и никто уже не шумел, потому что боялись разбудить его.
– В общем, мы и половины не узнали из того, на что рассчитывали. Даром только деньги на экскурсию потратили, – сказала женщина.
– А мне с ними еще в самолете обратным рейсом лететь, – пожаловалась вторая.
Варе и Андрею, конечно, было жалко тех, кто пострадал от этого семейства, но они были рады, что больше Катя и Гена к ним не подходили.