Даша открыла глаза. Наконец-то она выспалась! Зачеты, экзамены – все это позади, а впереди целых два месяца отдыха!
Вчера она приехала домой очень поздно, успела только принять душ, поужинать и тут же легла спать.
Девушка встала, умылась и заглянула на кухню, где мама уже что-то готовила.
– Давай завтракай, мне с тобой поговорить нужно, – сказала мама.
Даша сделала себе пару бутербродов, налила кофе, а закончив с завтраком, приготовилась слушать мать.
– Даша, Костя собирается продавать эту квартиру, хочет купить трехкомнатную в новостройке. Тебе надо выписаться, причем побыстрее, потому что покупатели могут найтись в любой момент.
– Отлично! – ответила Даша. – Теперь хоть у нас с Яриком будут свои комнаты.
– Понимаешь, я хочу сразу предупредить тебя, чтобы на комнату в новой квартире ты не рассчитывала, – сказала мать.
– Почему?
– Потому что доплату вносит Костя, а он считает, что раз тебе уже есть восемнадцать, то ты теперь вполне можешь жить самостоятельно. Он и так, не являясь твоим отцом, достаточно тебя поддерживал.
– Мама, получается, что я отсюда выпишусь, а там прописаться не смогу. То есть вы решили лишить меня жилья? – спросила Даша.
– Но ты же все равно сейчас учишься в университете, живешь другом городе, в общежитии и потом скорее всего там, в области, и останешься, – сказала мама.
– Я только первый курс окончила, что будет через четыре или пять лет, еще неизвестно. Может, я сюда вернусь – у нас в городе тоже юристы нужны. Кроме того, ты говорила, что эта квартира приватизирована, значит, в ней есть и моя доля. На таких условиях я могу просто не дать согласия на продажу, – заявила Даша.
– А у тебя здесь нет никакой доли. Ты помнишь, наверное, что еще до развода с твоим отцом мы все вместе жили в частном доме бабы Гали – твоей бабушки и моей свекрови. Когда мы с Мишей развелись, он уехал, а мы с тобой перебрались на съемную квартиру. Но прописаны остались в бабушкином доме.
Когда я вышла замуж за Костю и родила Ярика, Костя зарегистрировал сына у себя, в этой квартире. Так что на момент приватизации они здесь были прописаны только вдвоем, хотя мы с тобой тоже тут жили. А когда после смepти бабы Гали Михаил решил продать ее дом, он попросил нас оттуда выписаться. Так что у нас с тобой в этой квартире только регистрация, а долей никаких нет.
– А теперь вы купите трехкомнатную, ты тоже получишь свою долю – квартира-то в браке приобретается, у Ярика тоже часть будет, и только одну Дашу под зaд мешалкой. Здорово! – возмутилась девушка. – Понимаю, Косте я никто, но тебе я вообще-то дочь!
– Хорошо, а что я могу сделать? Я просила Костю хотя бы зарегистрировать тебя в новой квартире, но он сказал, что ты уже взрослая, чего доброго, родишь и явишься по месту прописки с ребенком, а ему эти проблемы не нужны. В общем, не согласился. Сказал, правда, что приезжать на каникулы ты можешь.
– Понятно, и за это спасибо, – вздохнула Даша. – Это все новости или еще какие-нибудь есть?
– Есть. В новую квартиру Костя перевезет из деревни свою бабушку. Ей восемьдесят девять – она в деревенском доме одна жить уже не может. А родители Кости еще работают, так что решили, что ухаживать за Анной Ивановной буду я. Как только переедем, я уволюсь и посылать тебе деньги больше не смогу, – сказала мама, не глядя дочери в глаза.
– Мама, у меня стипендия всего две тысячи семьсот рублей. Ты мне и так присылала минимум – пятнадцать тысяч. А как я теперь учиться буду?! Мне из-за Костиной бабушки университет бросать?! – воскликнула Даша.
– Ну, студенты ведь подрабатывают. И ты устройся куда-нибудь. Или отца попроси, может, он тебе поможет. Вот я его телефон нашла, – мать протянула дочери листок, вырванный из блокнота.
Даша думала весь день и почти всю ночь. А на следующее утро пошла искать себе работу. Уже к вечеру она решила эту проблему с помощью своего бывшего одноклассника – Юрки Погодина. Он на лето устроился в сетевой ресторан быстрого питания и Дашу привел туда же.
«Заработаю хоть на первое время, пока решу, что делать дальше», –подумала Даша.
Уезжая перед началом учебы, она выписалась из квартиры отчима.
Устроиться в ресторан быстрого питания не удалось – слишком высока была конкуренция: в областном центре было пять высших учебных заведений и около десятка колледжей, и многие студенты искали подработку.
Отцу Даша позвонила. Рассказала, в какой ситуации оказалась. Спросила, не может ли помочь.
– У меня у самого сейчас проблемы: квартира в ипотеке, жена не работает, два парня растут – только поворачиваться успеваю. Давай сама – взрослая уже. Я алименты все годы честно платил, – сказал он.
Даша нашла себе место в кафе недалеко от общежития. Зарплату там обещали больше, но и работы было немало: она приходила в пять или шесть часов вечера и заканчивала работу, когда была вымыта вся посуда, в том числе кастрюли, котлы, противни, жаровни. Бывало, что девушка возвращалась в общежитие в час или два ночи. Вахтеры знали, где работает Даша, поэтому всегда открывали ей двери.
Учиться и работать было сложно. Если зимнюю сессию девушке удалось сдать хорошо, то на одном из экзаменов в летнюю сессию она получила тройку. А это значило, что следующие полгода стипендия ей не полагалась.
Даша подумала и решила перевестись на заочное отделение – еще три года такого марафона она бы просто не выдержала. Конечно, учиться придется на год дольше.
Из общежития пришлось съехать, девушка снимала комнату, работала то официанткой в кафе, то администратором в кинотеатре в ТРЦ, то дежурным администратором в боулинг-клубе.
Там, кстати, познакомилась с Александром и Полиной, которые после того, как Даша получила диплом, помогли ей устроиться в юридическую фирму.
Фактически Полина уступила Даше свое место, потому что они с Александром решили перебраться в столицу.
– Возьмут ли меня? – сомневалась Даша. – И чем конкретно фирма занимается? К чему мне готовиться?
– Заниматься будешь тем же, чем и все остальные – у нас специализация по гражданскому и семейному праву. У людей возникают разные проблемы: жилищные, наследственные, и другие – имущественные и неимущественные. Мы помогаем им их решать. Конечно, сначала поработаешь у кого-то помощником, а дальше все зависит от тебя, – объяснил Александр.
Даша уже три года работала самостоятельно и хорошо справлялась с работой.
Она по-прежнему снимала жилье, но копила на собственную квартиру. «Еще два-три года, и можно будет что-нибудь присматривать», – мечтала девушка.
Однажды утром, когда Даша пришла на работу, ее окликнула Светлана – секретарь:
– Дарья Михайловна! Усольцева! Тут клиент пришел. Все заняты. Не проконсультируете?
– Хорошо, сейчас.
Она взяла в кабинете рабочий блокнот, ручку и обратилась к мужчине, который ждал в приемной:
– Проходите в переговорную.
Когда мужчина расположился за столом напротив нее, Даша заметила, что он как-то странно на нее смотрит.
– Дарья Михайловна? Усольцева? – спросил мужчина.
– Да, Усольцева. Мы с вами знакомы?
– Ну, знаешь, дочка, родного отца не узнать! – удивленно сказал он. – Ведь твоего отца Михаил Васильевич зовут? Так это я!
– Я своего отца в последний раз видела года в три, поэтому признать вас я никак не могла. Но теперь я не смогу оказать вам юридическую помощь, вам надо будет обратиться к другому специалисту, – сухо сказала Даша.
– Почему? – снова удивился мужчина.
– Возможен конфликт интересов, – ответила Даша.
– Так мне теперь и не нужна ваша контора. Я развожусь, ты мне сама объясни, как сделать так, чтобы квартира мне досталась. Можно ведь просто по-родственному помочь!
– По-родственному я вам помогать не хочу, так что пойдемте, вами займется кто-нибудь другой, – сказала Даша и направилась к двери.
– Ну, и злопамятная ты, Дашка!
– Не злопамятная, а памятливая. И зла я вам не желаю. Сейчас вас проконсультируют, дадут все необходимые советы.
Когда Михаил ушел, к Даше заглянула Светлана:
– Даша, а это правда твой отец?
– С точки зрения биологии – да.
– И ты его не узнала?
– Светочка, ну как я могла узнать человека, которого не видела больше двадцати трех лет, с учетом того, что мне сейчас двадцать шесть? – ответила Даша.
Прошел год. Для Дарьи он был удачным. Во всех отношениях. Во-первых, она вместе с шефом участвовала в нескольких процессах, причем очень успешно. Во-вторых, гонорары, которые она за это получила, позволили ей собрать необходимую сумму для того, чтобы взять ипотеку. И она это сделала. И в-третьих, Даша встретила Егора. Прямо в день своего рождения.
Даша пригласила подруг, чтобы отметить с ними сразу два праздника – новоселье и день рождения. Стол уже был накрыт, но она неожиданно вспомнила, что у нее закончился хлеб.
Решила сбегать в магазин, что находился прямо под окном, в соседнем доме. Купила хлеб и уже заходила в лифт, как вдруг в подъезд вбежал молодой человек. Он в два прыжка преодолел несколько ступенек и влетел в лифт, когда двери уже закрывались.
– Уф, успел! – выдохнул он и нажал на кнопку восьмого этажа.
Лифт дернулся и начал подниматься. Молодой человек посмотрел на Дашу и сказал:
– Извините, пожалуйста, я не спросил, на какой этаж вам надо.
– На восьмой, – ответила Даша.
– Вы в гости или живете здесь? – продолжал интересоваться он.
– Живу, – снова ответила девушка.
– А! Так, значит, это вы моя новая соседка! Вы в двести сорок седьмой? – обрадовался парень.
В это время лифт поднялся уже до шестого этажа, но вдруг дернулся и остановился.
Даша испугалась.
– Не бойтесь, с ним такое бывает. Давайте вместе подпрыгнем! Я так уже два раза делал, – предложил молодой человек.
– А мы не упадем?
– Нет, давайте! Раз, два, три!
Они подпрыгнули, лифт дрогнул и пошел вниз. Опустился до четвертого этажа и снова остановился.
– Ко мне сейчас гости придут, а я в лифте сижу, – сообщила Даша.
– Новоселье отмечаете?
– Новоселье и день рождения.
– Поздравляю! Однако нам надо отсюда как-то выбираться, – сказал молодой человек и нажал кнопку вызова диспетчера.
Ждать спасения пришлось минут двадцать. За это время Даша и Егор успели познакомиться и многое узнать друг о друге. Когда их освободили, молодые люди попрощались и зашли каждый в свою квартиру.
Подруги тоже уже пришли и ждали хозяйку у двери.
А когда Даша через три часа, провожая гостей, открыла двери, на коврике стояла высокая ваза синего стекла с букетом роз. В букет была воткнута карточка: «С днем рождения, соседка!»
Через полгода Егор сделал Даше предложение, и они начали готовиться к свадьбе.
– Имей в виду, – сказал Егор. – У меня куча родственников. Папа, мама, две бабушки, два дедушки, одна родная тетка и две двоюродных. Братьев и сестер не считал. И все меня любят. Конечно, на свадьбу явятся все. Боже упаси – забыть кого-нибудь пригласить! Но ты не пугайся: никто из них не живет в этом городе. Я от них сюда еще шесть лет назад сбежал. Мама пыталась приехать, чтобы наладить мой быт, но я пригрозил, что уеду еще дальше и адреса не скажу. Так что меня оставили в покое.
– А у меня, считай, родных нет, – сказала Даша. – Они, конечно, есть, только родственниками их назвать трудно. Я никого из них даже приглашать не буду. Не хочу.
– Даже маму? – спросил Егор.
– А мы с ней уже лет пять даже по телефону не разговаривали. Она, наверное, обо мне и не вспоминает.
Но Даша ошиблась. Через неделю после этого разговора, когда она вышла из здания, где располагалась их фирма, ее кто-то окликнул. Даша обернулась и увидела мать. «Как постарела!» – подумала девушка.
– Даша, есть время? Поговорить надо, – сказала мать.
Они сели на скамейку.
– Как ты меня нашла? – спросила Даша.
– Михаил сказал. Он тогда, когда ты с ним разговаривать не стала, позвонил мне – ругался сильно. Его вторая мадам ободрала его во время развода как липку – вот он и бесился.
– Тебе что-то нужно? – поинтересовалась Даша.
– Почему сразу «нужно»? А разве я не могу просто так узнать, как ты живешь?
– Нормально я живу. Работаю.
– Квартиру купила?
– Нет, снимаю, – солгала Даша.
– Ну и мы тоже нормально живем. Я снова работаю, Костя тоже. Ярик юридический окончил, только колледж. Работу вот никак найти не может. Рассылал по интернету заявки, но никто не ответил. Сидит теперь целый день у компьютера, в какие-то игры играет, – сказала мать. – Может, ты ему здесь работу найдешь? Первое время пусть с тобой поживет – присмотришь за ним. А как начнет зарабатывать, снимет себе квартиру.
– Ничего не получится. Я скоро замуж выхожу. Буду жить в квартире мужа. Сама понимаешь, Ярик там лишним будет. И насчет работы тоже вряд ли помогу – в нашей фирме мест нет, да и не взяли бы его после колледжа – тут юристы с университетским образованием не сразу себе работу находят. Хотя пусть пробует – вдруг повезет. Но ты извини, мне Яриком заниматься некогда, да и желания большого нет.
– Даша, я понимаю, что ты на нас обижена, но все-таки Ярик – твой брат, – упрекнула мать.
– Мам, я даже отвечать тебе ничего не буду и напоминать ни о чем не хочу. Я уже привыкла, что у меня нет родных: ни мамы, ни папы, ни брата. И пусть все так и останется. Все! Прощай! За мной приехали.
Даша быстрым шагом направилась к машине Егора, который в это время припарковался у офисного центра.
Когда Даша села в машину, он спросил:
– С кем это ты разговаривала?
– Да так, знакомая. Случайно встретились, – ответила Даша.