— Так нельзя! – вскричала Лида. – Вообще, нельзя! – она судорожно сжимала ручку двери.
— Стыдно мне, доченька! – ответила Оксана.
— Мама, ты-то как могла? – второй рукой Лида ухватилась за косяк двери.
— А мне не за себя стыдно, Лида, — спокойно произнесла Оксана. – Мне за тебя стыдно!
— Чего? – опешила Лида.
Мотнула головой.
— А ты как мог? – обратилась она к мужу. – Как ты вообще до такого додумался?
— Лида, — серьезно сказал Виктор, — я тебе не один раз говорил, а предупреждал раз сто! И я давал тебе время! Много времени!
Но, прости, я не железный! А жить так, как мы жили, я не могу и не хочу!
— Витя, но ты же мне в любви клялся! Ты же меня любишь! – слезы хлынули из глаз.
— Лида, с любовью у нас проблем никогда не было. И даже твой ребенок не стал бы помехой. Но ты сама прекрасно знаешь, что привело к тому, что ты видишь!
— Но это же бесчестно! Даже бесчеловечно! – выкрикивала Лида фразы, заливаясь слезами.
— Лида, — подала голос Оксана, — а сколько раз я тебе говорила? Книги нужные давала! Советы! Ты хоть раз меня послушала?
— А что тебя слушать, если у тебя мужиков было больше, чем я посчитать могу? Если бы ты была счастливой женой в крепком браке, тогда и надо было тебя слушать!
— Это ты сейчас несправедлива к матери! – заметила Оксана. – Сама же знаешь, как не просто найти достойного мужчину, когда у тебя ребенок появился в восемнадцать!
— Но я же нашла! Почему ты не смогла?
— Так и я смогла! – Оксана улыбнулась. – Только ты цепляла на красоту девичью, а я взяла опытом и хозяйственностью! Что тебе мешало?
— Лида, по сути, ты сама виновата, — сказал Виктор. – И тот момент, что завлекала ты меня мамиными стараниями, а потом ею же прикрывалась, когда устраивала праздники молодости, ни моей, ни вины твоей матери нет!
— То есть, я виновата в том, что моя мать увела у меня моего мужа? – Лида прокричала и пошатнулась. – В чем я еще виновата?
— Ты сама знаешь, в чем ты была неправа, — сказал Виктор. – И у тебя есть возможность исправиться самой и пересмотреть поведение и приоритеты! Но уже не для меня, а для другого счастливца, который тебя полюбит!
— Вы оба мерзкие, гадкие, — Лида захлебывалась словами.
А пользуясь отсутствием дома сына, перешла на язык нецензурный, в котором, что стало сюрпризом и для матери, и для мужа, оказалась сведуща и сильна.
Зеркальная судьба, родовое проклятье, преемственность поколений и чистой воды случайность. Называть можно, как угодно. А Нина Андреевна стала прабабушкой в пятьдесят шесть лет.
Что она сама, что дочка, что внучка – родили детей, когда им было чуть больше восемнадцати лет.
Если отбросить случайности, в которые Нина Андреевна не верила, то остается только родовое проклятие. И вот в него Нина Андреевна верила. И мало того, что верила, но и понимала, за что ее прокляли. Поэтому благодарно искупала.
А вышло так, что ее после школы отправили к пожилой бабушке, чтобы помогать и присматривать. А Нина сбежала на неделю с ребятами в другую деревню, чтобы выгуляться всласть. И за эту неделю бабушка умерла.
Именно там Нина и забеременела. А когда вернулась, то родители выгнали ее из дома.
Тогда Нина злилась, а с годами все поняла.
И вышло, что всю свою жизнь она как раз таки ухаживала и досматривала.
Сначала она растила свою дочь Оксану. Потом Оксана в восемнадцать родила Лиду и сбросила ее на Нину Андреевну. А после и Лида в восемнадцать родила Диму, которого тоже оставила с бабушкой.
Нина Андреевна всю жизнь совмещала работу с воспитанием дочки, внучки, правнука. Даже долгожданная пенсия не стала освобождением, потому что Лида забирать сына не спешила. И, скорее всего, не собиралась вовсе.
Оксана, оставив дочку с матерью, не оставляла надежды найти свое женское счастье. Пока она сама бабушкой не стала, попыток у нее было много, а вот удачных отношений не выходило.
Оксана даже задалась вопросом:
— Да что со мной не так?
А ей добрые подруги сразу накидали список:
— Ребенок, внешний вид, образ жизни, поведение, хозяйственность!
Оксана очень хотела, даже не замуж, а просто не быть одной. Налюбовалась она на свою мать, которая всю жизнь тянула без мужчины. Оксана так не хотела.
— Или у меня будет мужик, или мне незачем жить!
Взяла она список, что надиктовали подруги, и начала прорабатывать пункт за пунктом.
— Дочка живет с моей мамой. Так та не только не против, так еще и за то, чтобы Лида была не со мной.
Внешний вид был не катастрофой, но, как сказал тренер на фитнесе:
— Непаханое поле! Но мы и не таких бегемотиков в порядок приводили!
Оксана начала поле пахать, потому что цель была больше и прекраснее тратимых сил. За год она создала себе отличную фигуру, которую не забывала поддерживать.
Образ жизни тоже оставлял желать. Оксана избавилась от вредных привычек и перестала с подружками пропадать в ночных клубах.
— Репутацию создавать никогда не поздно! – решила она.
Паровозиком пошло и поведение. Но тут ей дали совет:
— Не строй из себя охотницу на мужиков! Веди себя прилично, достойно, отстраненно! Пусть мужчина видит крепость, которую надо покорить, а не спелое яблочко, которое достаточно просто подобрать!
И самое страшное – это хозяйственность.
Оксана жила с мамой, которая сама все всегда делала. А потом, когда стала жить одна, пользовалась клинингом, доставкой еды и услугами прачечной.
То есть, руками вообще ничего делать не умела. А мужчина, когда ищет серьезных отношений, ищет хозяйку в доме, а не украшение стола и постели!
Оксана начала учиться. Нет, не у матери. Стыдно было перед той. Курсы, советы подруг, уроки в интернете. Опять же, форумы домохозяек, где делились различного рода секретами.
Проработала Оксана все, что смогла. И вот сейчас ее должны были завалить предложениями руки и сердца, но этого не происходило.
Тогда она задалась вопросом:
— Да, что этим мужикам надо?
А тем же вопросом задавались многие. Только ответа не было.
Но вера в душе Оксаны еще трепыхалась, что и на ее улице будет праздник.
Лида пошла проторенной дорожкой. Родила в восемнадцать. Сына сплавила бабушке. А сама взяла цель матери – найти мужчину.
Но Лида решила поступить умнее и хитрее. Она не стала смотреть на ровесников.
— Умные все стали! – говорила Лида. – У них мнение свое есть, достоинство! Про права всё знают! А обязанности и обязательства – это не про них! Так, мало того, что они женщину ценить не умеют, так попадется еще какой-нибудь маменькин сынок! И сядет он мне на шею! А мне это надо?
Искать она стала мужчину старше себя минимум лет на десять-пятнадцать.
— Это уже и характер, и возможности! И сразу видно, что он из себя представляет! А еще мужчины взрослые умеют ценить молодость и красоту!
Четыре года Лида находилась в поиске, пока, наконец, не встретила Виктора. А тот был всего на год моложе ее матери. Но этот факт Лиду не смутил.
— Зато он серьезный! Надежный!
Только мужчине в сорок лет одной молодости и красоты мало. Ему еще вкусный ужин подавай! А еще чистоту в квартире. Только от красоты и молодости он тоже отказываться не хотел.
А Лида, зная, что мать умеет, точнее говоря, научилась, готовить и убирать, надавила на материнские чувства:
— Ты меня бабке скинула, пока за мужиками бегала! Воспитанием не занималась! Вообще, ко мне не приезжала! А я же скучала, ждала, плакала! Хоть сейчас мне помоги замуж выйти!
Оксана согласилась. Она готовила обеды и ужины для дочки и ее избранника. Наводила порядок в квартире, которую Виктор снял для Лиды. А Лида в это время не вылезала из салонов красоты, чтобы представать перед Виктором во всей красе.
Виктор год наслаждался отношениями вне брака, а потом решился на ЗАГС.
Перемену в жизни он заметил практически сразу.
Лида, если готовила, получалось что-то малосъедобное. Грязь в квартире была постоянно, хотя Лида и говорила, что убирала.
Виктор предположил, что Лида, став женой, расслабилась. Отпустила все домашние заботы. Такое бывает.
— Лида, — серьезно сказал Виктор. – Я понимаю, что ты наслаждаешься новым социальным статусом, но надо бы и дома что-то делать!
— Так я делаю, — оправдывалась Лида. – Просто не всегда все успеваю. А иногда и не получается то, что я хотела в начале!
— Лида, я не знаю, что ты хотела сделать из макарон или картофеля, но даже их ты умудряешься превратить в отбросы! Я тебя прошу, пересмотри свои приоритеты. Мне нужна не только красивая и молодая жена, но и хозяйственная!
И говорил он это не единожды. Все старался достучаться. Не хотел признавать, что ошибся с выбором жены.
С Лидой у него был первый брак. Не хотел Виктор, чтобы он был комом.
А потом стали периодически появляться вкусные ужины и обеды в череде несъедобных. Да и в квартире стало чище, а потом и чисто.
— Исправляется! – подумал Виктор. – Хотя без старания!
Вот как было ему понять, что три дня подряд еда вкусная, а потом полторы недели, хоть через ресторан домой езди! То неделю в доме чисто, а потом свинарник, иначе и не назовешь!
Виктор делал внушение, и сразу после его слов снова было вкусно и чисто.
— Всю жизнь мне ее заставлять, что ли? – задумался он.
А потом как-то вернулся домой в обед, хотя не планировал. И застал он на кухне собственную тещу.
— Здравствуйте! – опешив, сказал Виктор.
— Ой, Витенька! – Оксана смутилась. – Мне Лидка позвонила, сказала, что застряла в городе. Так я к ней подскочила за ключами и сюда! Сейчас приготовлю и буду зятя кормить! А пока ты есть будешь, я порядок наведу!
Странно и непонятно, но теща накормила очень вкусно, а квартира даже засеяла.
— Понятно, у кого Лида училась готовить! – Виктор улыбался. – Так же вкусно, если не лучше!
Оксана смутилась, но промолчала.
Еще раза четыре Виктор заставал Оксану на своей кухне, которая по просьбе дочери что-то готовила для зятя.
Тут бы уже и глупый человек догадался.
— Оксана, как я понимаю, вкусная еда в этом доме — это ваша заслуга? Как и чистота?
Оксана прятала глаза, а потом призналась.
— Да не умеет ничего Лидка! Не умеет, и учиться не хочет! Я ей говорила, а она даже слушать не желает! Твердит, что ей молодой и красивой, у плиты делать нечего! Ее должны любить за ее красоту!
— Оксана, я давно заметил, что ваша дочь очень на вас похожа, — Виктор улыбнулся. – Исключительно внешне! А вот хозяйственность вы ей свою не передали! А жаль! Хотя, может это и хорошо, тогда бы вы на моей кухне не радовали бы меня такими вкусными блюдами!
Он приобнял тещу. Оксана не отстранилась.
— Не там ты, Лида, училась, — покачала головой Оксана. – Мне еще и за это за тебя стыдно!
— Поэтому ты у меня мужа увела? – прокричала Лида.
— Ну, можно сказать, что я искупаю твои грехи перед человеком, — Оксана улыбнулась. — Я тебя родила, а теперь за тебя отвечаю! Потому что прикрывать я больше не могу! Муж твой раскусил наш секрет!
— Поэтому ты сразу с ним в постель легла? – Лида порывалась броситься в драку, но мать, муж.
— Лида, — Виктор привстал в кровати, — Можешь винить меня, а твоя мать тут не виновата. Но именно в ней я увидел ту женщину, с которой хочу жить! Ты, конечно, милая девушка, но тебе очень многого не хватает! Лучше присмотрись к своей матери и возьми лучшее!
— Я вас ненавижу! – прокричала Лида и выскочила вон.
— Вот он, тот самый праздник на моей улице, — произнесла Оксана, когда с Виктором выходила из ЗАГСа. – Только с дочкой как-то нехорошо получилось.
— Ей ничто не мешает найти свое счастье, как мы с тобой его нашли, — пожал плечами Виктор. – Но ей еще многому стоит научиться!
— Знал бы ты, как я когда-то этому училась! – Оксана загадочно улыбнулась.
— Может мне к новой теще присмотреться? – рассмеявшись, спросил Виктор. – Она же твой производитель, а значит, умеет все еще лучше, чем ты!
— Пожалуй, не стоит! – Оксана продолжала улыбаться. – Если у меня мать мужа уведет, то это будет не проклятье, а форменное безобразие! Переходящий от дочери к матери муж можно вынести только один раз!