– Эля, а зачем ты Пашку Морозова вчера обманула? – спросила у Элины Настя – ее коллега.
– В чем я его обманула? – удивилась Эля.
– Я слышала: он тебя на свидание пригласил, а ты сказала, что у тебя есть молодой человек. Но ведь это неправда – после того, как ты с Егором рассталась, у тебя никого нет, – сказала Настя.
– А ты откуда знаешь? Может быть, есть?
– Ну, ты бы мне сказала, – ответила Настя.
– А должна? – спросила Эля.
– Что должна?
– Я должна тебе рассказывать обо всем, что происходит у меня в жизни? – уточнила Эля.
– Так мы вроде подруги…
– Ну и что, что подруги. Это не значит, что я должна рассказывать о себе все. Есть ведь и личное, о котором лучше никому не знать. Но ты права. Сейчас у меня никого нет. А Паше я так сказала, чтобы не обижать его, – объяснила Эля.
– А ты думаешь, что он бы обиделся, если бы ты ему сказала правду и просто отказала? – спросила Настя.
– Не знаю, но обычно это людей задевает.
– Вот никогда бы не подумала, – удивилась подруга.
– А я это еще в детстве усвоила. У меня родители были врачами. Постоянно на работе, ночные дежурства. Мной занималась бабушка – мамина мама. До пенсии она была учителем начальных классов, и благодаря ей я в шесть лет знала все то, что должны знать второклассники. Но были и проблемы. Во-первых, она учила меня всегда говорить правду. А во-вторых, она не умела готовить. В это трудно поверить – обычно бабушки балуют внуков блинчиками и пирожками. А у нас дома было счастьем, если сваренные на ужин магазинные пельмени не слиплись в один комок.
Так вот: однажды утром она поставила передо мной тарелку манной каши. Я манную кашу вообще не очень любила, а в тот раз она вообще у бабушки не удалась: вся в комочках, да еще и подгорела слегка. Я отказалась есть. А когда бабушка вышла из кухни, вывернула тарелку в мусорное ведро. Вечером мама меня спросила, почему я это сделала, я честно объяснила (меня же учили говорить правду!!!), что бабушка готовит невкусно и что мама делает это в сто раз лучше. Бабушка обиделась. А меня наказали.
– И ты в пять лет из-за одного случая сделала такой вывод? – удивилась Настя.
– Почему из-за одного? Их было много. Как-то бабушка гуляла со мной во дворе. Она сидела на скамейке и разговаривала с другой пожилой женщиной, которая тоже вывела гулять внучку. Я вертелась рядом. Тогда бабушка сказала мне, чтобы я поиграла с девочкой ее собеседницы. А я заявила, что не хочу с ней играть. Когда меня спросили, почему, я опять же честно ответила, что эта девочка сопливая, что у нее вся футболка в пятнах и что от нее плохо пахнет. Меня опять наказали. Все дети играли на площадке, а я целый час сидела на скамейке и «думала о своем поведении».
Так что постепенно я усвоила, что иногда лучше правду не говорить. И когда в девятом классе парень пригласил меня погулять с ним, я ответила, что у меня все вечера заняты репетиторами и что мне папа с парнями гулять не разрешает.
– А что было на самом деле? Почему ты отказалась? – поинтересовалась Настя.
– Потому что парень был, хоть и симпатичный, но очень тyпoй. А еще он любил шутить. И шутки у него тоже были тyпыe.
– Здорово! – сказала Настя.
– А что ты удивляешься? Так многие делают. И ты, кстати, тоже. Помнишь, ты говорила, что твоя сестра достала тебя просьбами посидеть с ее детьми? Ты ей когда-нибудь честно об этом сказала? Нет. Просто теперь ты почти каждый раз выдумываешь какую-нибудь важную причину, чтобы объяснить, что не можешь выполнить ее просьбу. А если бы ты честно сказала, что не готова так часто сидеть с племянниками, то сестра бы обиделась.
– Обиделась бы, точно, – сказала Настя. – Но все-таки, почему ты отказала Пашке?
– Все просто: он мне неинтересен ни как человек, ни как мужчина, – ответила Эля.
– Ты хотя бы попробовала. А вдруг он бы тебе понравился?
– Ага! Мне понравится сидеть на горячей печке, если я посижу на ней подольше! – сказала Эля – Павел работает у нас два года. И если за это время он мне не понравился, то вряд ли это произойдет сейчас. Зачем начинать отношения, которые ни к чему не приведут? К тому же я считаю, что лучше не заводить служебных романов. Чем там все закончится? Потом очень трудно будет работать вместе. Я знаю один такой случай: познакомились на работе, влюбились, заявление подали, коллег на свадьбу приглашали. А потом у них что-то случилось. Разругались за месяц до свадьбы. А работать надо в одном коллективе. Так они друг другу палки в колеса вставляли, пока девушку не уволили.
Кажется, Эля все доходчиво объяснила подруге: и то, кавалер ей не по сердцу, и то, что она против служебных романов, но Настя почему-то решила «поучаствовать» в личной жизни Эли.
На следующий день она подошла к Павлу:
– Паша, я тебе по секрету скажу: у Эльки никого нет. Так что вперед! Путь свободен! Дерзай!
– Это она тебе сказала? – спросил Павел.
– Нет. Просто мне кажется, что у вас может что-то получиться.
Павел, конечно, был рад, что у него нет соперника. Однако достаточно определенный отказ Эли останавливал его.
Но чувства молодого человека никуда не делись, и скоро он снова стал кружить вокруг Элины: то кофе ей сделает, то бумагу для принтера принесет или еще какую-нибудь мелкую услугу окажет.
На всякого рода собраниях и совещаниях Павел стал садиться рядом с Элей и постоянно с ней заговаривал: вроде ни о чем, а не ответить нельзя. В общем, круги эти все больше сжимались вокруг Эли.
Коллеги тем временем уже привыкли к тому, что Эля и Павел почти всегда рядом находятся. Кое-кто даже считал их парой.
Эле это не нравилось, и однажды, когда Павел в очередной раз пошел провожать ее до автобусной остановки, она остановилась и спросила его:
– Павел, а вы помните тот наш с вами разговор, когда я предупредила вас, что у меня есть молодой человек?
– Помню. Но ведь это неправда, – ответил он.
– С чего вы взяли?
– Мне Настя сказала.
– Понятно, и вы решили продолжить осаду.
– Решил. Вода камень точит.
– Паша, давайте договоримся раз и навсегда: вы – не вода, я – не камень. Я не хочу вас обижать, но у нас ничего не получится независимо от того, есть у меня кто-нибудь или нет. И еще: не верьте всему, что говорит Настя.
На следующий день Павел ни разу не подошел к Эле. Конечно, многие это заметили.
– Вы что, с Пашей поссорились? – подбежала к девушке Настя.
– С чего ты взяла? – спросила Эля.
– Но он к тебе весь день не подходит.
– Нет, мы с Пашей не ссорились, – ответила Эля. – И с Лёней, и с Сашей, и с Людмилой Ивановной я тоже не ссорилась, но они ко мне тоже не подходят – сидят на своих рабочих местах, делом занимаются. Кстати, и тебе лучше делом заняться, а не сводничеством.
Настя обиженно надула губы и отошла от Эли. А та, проходя мимо нее на обед, сказала:
– Вот видишь: я была права. Когда человеку говоришь правду, он обижается.
Через некоторое время девушки помирились. Настя перестала лезть в чужие отношения и больше не пыталась свести подругу с Павлом.
А Эля недавно познакомилась с интересным молодым человеком. Правда, Насте она об этом рассказывать не стала.