Аля проводила мужа на работу и налила себе кофе. Сегодня она взяла отгул – у мужа завтра день рождения, отмечать решили на даче его родителей, и свекровь велела Але сегодня приехать и помочь ей с приготовлением стола.
Готовить Аля умела и любила, но сегодняшний день она с бо́льшим удовольствием провела бы на работе, чем в обществе Маргариты Сергеевны.
Аля и Сергей поженились всего полгода назад, жили они в квартире Али, которую родители купили ей, когда девушка еще училась в университете. Окончив учебу, она стала жить самостоятельно.
Сергей в своей семье был младшим – кроме него, у Маргариты Сергеевны и Анатолия Васильевича было еще двое старших детей – сын Николай и дочь Юлия.
До свадьбы будущая свекровь казалась Але вполне приятной женщиной. Она была вежлива и с невестой сына, и с ее родителями. Но после того, как молодые, вернувшись из свадебного путешествия, стали жить отдельно, Маргарита Сергеевна показала свое истинное лицо.
Когда свекровь пришла к ним в гости в первый раз, она принесла с собой кухонное полотенце, которое постелила на диван, прежде чем сесть на него.
А когда Аля предложила гостье чаю, та прошла на кухню, пересмотрела все чашки, которые стояли на полке, выбрала одну, вымыла ее и поставила на стол. То же самое она сделала и с чайной ложкой.
– У меня в квартире и особенно на кухне все стерильно, – заявила она Але. – И тебе, девочка, нужно учиться аккуратности.
От неожиданности Аля не сообразила, что сказать. Она посмотрела на мужа – тот спокойно пил чай, делая вид, что ничего необычного не услышал.
Когда Маргарита Сергеевна уходила, она перед тем, как обуться, нарочито долго и тщательно отряхивала ступни, а потом сказала:
– Полы ты, детка, наверное, неделю не мыла. Каждый день! Ты меня слышишь – каждый день надо мыть! А в коридоре два раза в день! Иначе вы в грязи зарастете.
После ее ухода Аля посмотрела на мужа:
– Сергей, что это значит? Для твоей матери наш диван не слишком чистый, чтобы она могла сидеть на нем? Но на сидения в автобусе и на скамейки в парке она спокойно садится. Как я поняла, это было показательное выступление, чтобы выставить меня грязнулей и неряхой? А почему ты молчал? Ты же видел, что я мыла пол за полчаса до ее визита. Почему ты ничего не сказал?
– Аленький! Но это мама. Она такая, и с этим проще смириться, чем потом оказаться в эпицентре скандала! Потерпи, она увидит, что ты не реагируешь, и отстанет от тебя. Она Алису – жену моего старшего брата – тоже сначала доставала, а потом перестала. Наберись терпения! Я тебя очень прошу!
И Аля решила ждать, когда свекрови все это надоест и она угомонится.
Но Маргарита Сергеевна, видно, решила проверить младшую невестку на стрессоустойчивость и стала заявляться с подобными проверками не реже двух раз в неделю.
Если Сергей был в это время дома, женщина еще более-менее выбирала выражения, но когда Маргарита Сергеевна заставала Алю одну, то она не стеснялась.
– Алевтина, глядя, на то, во что ты превратила квартиру, можно подумать, что до этого ты жила в хлеву! Как твоя мать на все это смотрит? Если бы квартира принадлежала мне, я бы тебя выгнала отсюда уже через неделю. Я удивляюсь, как Сережа до сих пор не подхватил какое-нибудь инфекционное заболевание.
Она на минуту останавливалась, а затем, войдя на кухню, продолжала:
– Кстати, у Сергея на той неделе болел живот. Он отравился. А ты моешь руки перед тем, как начать готовить?
– Маргарита Сергеевна, он не отравился, а просто переел. Мы заказали вечером две пиццы, и Сережа в один присест съел полторы.
– Так что, ты еще и ужин не готовишь? Ты разве не знаешь, что весь этот фаст-фуд вреден? – возмутилась свекровь.
– Я нормально готовлю. Просто мы в тот день после работы пошли в кино, – пыталась объяснить Аля.
Но все было бесполезно. И теперь Маргарита Сергеевна называла невестку не только грязнулей, но и лентяйкой. При всем том, что у Али в квартире всегда было чисто, как в операционной, а готовила она отлично.
– Аленький, ну не переживай, мама приходит всего на два часа в неделю. Зато остальное время мы можем жить в тишине и покое, – успокаивал жену Сергей, когда она в очередной раз жаловалась на его мать.
Родители Али, конечно, заметили, что настроение у дочери не очень хорошее. Однажды, когда она пришла навестить их, мама спросила:
– Что-то ты грустная – не нравится замужняя жизнь?
– Нет, мама, у нас с Сережей все в порядке. Просто работы сейчас много, иногда даже приходится задерживаться. Зато в этом месяце обещают хорошую премию. А мой проект по ландшафтному дизайну нового сквера занял первое место. Так что все хорошо, не переживай.
– Ну смотри, если что-то не так, лучше решить все вопросы сейчас. Не надо ждать перитонита.
Мама Али была хирургом, поэтому и дома иногда использовала подобные слова и выражения.
И вот сегодня Але предстояло целый день пробыть наедине с Маргаритой Сергеевной – мыть, чистить, резать, мариновать под ее сверлящими, уничтожающими взглядами.
Когда вечером за Алей приехал Сергей, она расплакалась, как только села в машину.
– Сережа, я так больше не могу! Твоя мать просто издевается надо мной! Я сегодня такого о себе наслушалась – меня никогда еще так не оскорбляли! Я не поеду завтра к ней на дачу.
– Ну что ты все принимаешь так близко к сердцу! Я прекрасно знаю, что у моей матери плохой характер. Она до пенсии работала заведующей магазином, привыкла, что ей все подчиняются. Мама сама рассказывала, что всех работников в кулаке держала, и даже гордилась прозвищем, которое ей дали подчиненные – Бастинда Сергеевна.
– Но я ведь не обязана ей подчиняться! Я предлагала отметить твой день рождения вдвоем. Заказали бы столик в ресторане, посидели, потанцевали. Разве плохо?
– Алечка, ну я не мог отказать маме. Посмотришь, завтра все будет хорошо. Нельзя тебе не приезжать. Посторонних никого не приглашали – твои и мои родители, мы с тобой, Коля с Алисой и их дочка – Даша. Юлька с мужем живут далеко, они не приедут. Посидим по-семейному.
Но посидеть по-семейному не удалось.
Сначала все было нормально: поздравили именинника, вручили подарки, подняли тост за его здоровье.
Вскоре выяснилось, что на столе нет горчицы.
– Алевтина, горчицу принеси, – скомандовала Маргарита Сергеевна.
Аля послушно встала и сходила на кухню за горчицей, поставила ее на стол и села на свое место.
– Господи! Всему учить надо! – недовольно сказала свекровь, – горчицу надо рядом с холодцом ставить!
Мать Али – Софья Николаевна – посмотрела на мужа.
Вскоре восьмилетняя Даша, которая вертелась за столом, уронила вилку.
– Алевтина! – снова раздалось в столовой, – принеси Даше чистую вилку, а эту подними и вымой.
Родители Али переглянулись.
Когда стол стали накрывать к десерту, Аля достала из ящика кухонного стола чайные ложки. Одна из них со стуком упала в раковину.
– Мало того, что бестолковая, еще и безрукая! – с досадой прошипела Маргарита Сергеевна. – За что нам такое несчастье! Села Сережке на шею, ноги свесила.
Ее слова услышала мама Али, которая проходила мимо кухни. Она заглянула в столовую и позвала мужа:
– Григорий, иди сюда.
А Софья Николаевна повернулась к сватье:
– Как вы смеете оскорблять мою дочь? Кто вам это позволил? Мы свою дочь не на помойке нашли. И не для того растили и учили, чтобы какая-та торговка невоспитанная ее тиранила! Она не сидит на шее вашего сына, потому что зарабатывает в полтора раза больше Сергея. И живут они в ее квартире.
– А квартира вся грязью заросла! – выкрикнула Маргарита Сергеевна.
– А ты что молчишь, муж? – спросил отец Али подошедшего на шум Сергея. – Почему ты позволяешь матери обижать твою жену? Аля, он хоть раз заступился за тебя?
Аля, глаза которой были полны слез, покачала головой.
– Значит, так! Дочь мы забираем домой. Ты, – обратился Григорий к Сергею, – пока не дорос, чтобы быть мужем. Как сидел у мамки под юбкой, так и сидишь. Аля, – повернулся он к дочери, – сама решай – здесь остаешься или домой едешь.
– Я с вами, папа, – сказала Аля.
Родители забрали Алю и уехали. Целый месяц она ждала звонка Сергея. А потом отправила его вещи с курьером по адресу Маргариты Сергеевны и подала на развод.
В ЗАГС Сергей пришел вместе с мамой.
Конечно, Але после развода было грустно. Тогда мама предложила ей:
– Дочь, у тебя вроде отпуск с понедельника? У меня тоже есть две недели. Давай махнем отдохнуть! Сентябрь, бархатный сезон, теплое море!
Из отпуска Аля вернулась спокойная и с удовольствием приступила к работе над новым проектом.
А недавно к ним в бюро пришел новый сотрудник – симпатичный молодой человек. Он почти сразу стал оказывать Але знаки внимания. Ей это очень приятно, но к новым отношениям она пока не готова.