Да, не думала Лиля, что сегодняшний день закончится так печально. Вчера вечером, когда Костя позвонил ей и назначил встречу в их любимом кафе, она была счастлива.
Молодой человек не просто пригласил ее, а сказал, что ему надо поговорить с ней о чем-то очень важном.
Проснувшись утром, она не могла думать ни о чем другом, кроме как о встрече с Костей. «Неужели он сегодня вечером сделает мне предложение?» – мечтала Лиля.
Собираться на свидание она начала в три часа. Перемерила весь свой гардероб, подбирая разные варианты. Остановилась на романтическом образе – легкое платье из голубого шелка и такого же цвета лента в волосах. Босоножки на невысоком каблуке и сумочка на один тон темнее платья.
Когда Лиля зашла в кафе, Костя уже ждал ее. Она улыбнулась ему, а он в ответ как-то нервно усмехнулся.
– В общем, так, Лиля, я не буду тянуть резину. Нам надо расстаться.
– Почему? – думая, что она ослышалась, спросила девушка.
– Я не буду тебе ничего объяснять. Нам не надо больше встречаться. Я не хочу.
Сказав это, Костя встал и направился к выходу.
А Лиля смотрела в окно: вот он выходит и идет к какой-то девушке. Она явно ждала его – на лице у девушки такое выражение, будто она спрашивает: ну, что, как все прошло?
А ведь Лиля видела ее раньше. Две недели назад, когда они своей компанией зашли в пиццерию отметить окончание сессии. И Костя был с ними – он встречал Лилю около университета.
А эта девушка сидела с подругами за соседним столом и все время оглядывалась на них. А еще Лиля обратила на нее внимание, потому что, когда Костя вышел из-за стола, она тоже поднялась и пошла следом за ним.
Интересно, они тогда познакомились или уже были знакомы? Наверное, они познакомились в тот день, ведь Костя не знал, что мы пойдем в пиццерию. Мы решили это, стоя на крыльце университетского корпуса.
И за эти две недели Лиля и Костя встречались всего три раза, хотя оба были свободны.
Да, напрасно Лиля так долго выбирала свой сегодняшний образ, Романтика, как оказалось, Костю не привлекает. Ему больше нравятся девушки с розово-фиолетовыми волосами, в коротких джинсовых шортах, больше похожих на бикини и в футболках, не достающих до пупка.
Подходя к дому, Лиля подумала, что надо как-то скрыть от мамы свое настроение, а то она начнет расспрашивать, а Лиля не выдержит и разревется.
Но мама сама была очень расстроена. Позвонила бабушка. Оказывается, она сейчас в районной больнице – упала с крыльца, запнувшись за забытое с вечера ведро, и сломала ключицу.
– В пятницу ее отпустят домой. Папа поедет, заберет бабушку из больницы. Я предлагала ей приехать к нам, но она отказывается – у нее же огород посажен. Надо поливать, полоть. Так что папа отвезет бабушку в деревню. Лиля, может, ты поедешь на какое-то время к ней, поможешь? Как бабушка будет одной рукой со всем управляться? – попросила мама.
– Конечно, поеду, какие вопросы, – сказала Лиля, чем очень удивила маму.
Родители знали, что Лиля любила бабушку, но очень не любила деревню. А тут согласилась сразу.
А Лиля подумала, что она сейчас даже на Луну с удовольствием бы полетела, только бы не оставаться в городе и не встречаться с Костей и его новой пассией.
В пятницу они, забрав бабушку из районной больницы, приехали в деревню. Пока Лиля с отцом выгружали вещи, бабушка пошла проведать свой огород.
– Надо будет Васильевну на чай с пирогами пригласить, – сказала она. – Все пять дней, пока я в больнице лежала, она и теплицу открывала, и грядки мои поливала. А полоть мы с тобой, Лиля завтра с утра будем. Встанем пораньше, пока не очень жарко и пройдемся по грядкам. А сейчас надо воды из колодца для вечернего полива в бочку натаскать.
Отец пошел к колодцу, а Лиля под руководством бабушки стала готовить поздний обед.
– Наталья Семеновна, а кто там строится через два дома от вас? – спросил отец, когда они сидели за столом.
– Там Дементьевы жили. Бабушка совсем старая стала, они ее в город забрали, а дом продали. Купили какие-то москвичи. Избу снесли, а на этом месте новую двухэтажную дачу строят. Вот и мой домишко когда-нибудь снесут, – посетовала бабушка.
– Ну что вы, Наталья Семеновна, у вас дом крепкий, ему еще сто лет стоять! И вам здесь еще долго жить, – сказал отец.
Утром бабушка разбудила Лилю рано – еще восьми не было. Отец уже уехал на рыбалку. Быстро позавтракав, они занялись прополкой. Поползав по грядкам два часа, Лиля не сделала и половины.
– Ничего, – сказала бабушка, – пойдем обед готовить, остальное завтра доделаешь.
– Бабушка, а давай я сначала на речку сбегаю, искупаюсь, – попросила Лиля.
– Вот начисти и нарежь мне овощи для супа, а потом иди – с остальным я уже сама как-нибудь управлюсь, – ответила бабушка.
Лиля хорошо знала эту речку, поэтому сразу поплыла на середину. Было очень приятно окунуться в воду после двух часов, проведенных под солнцем на огороде. Немного поплавав, Лиля повернула назад.
В это время она увидела парня, который спускался по крутой тропинке к реке. Он быстро скинул шорты и футболку и бросился в реку. Видно, у него тоже не было времени, потому что не успела Лиля добраться до берега, а парень уже вышел из воды, подхватил свои вещи и побежал наверх.
В воскресенье отец уехал, и Лиля с бабушкой остались одни. Каждый день они что-то делали в огороде, иногда Лиля ходила в сельский магазин, убиралась в доме и во дворе.
Не сказать, что девушка весь день трудилась, как пчелка. У нее было время и для того, чтобы сходить на речку, и для того, чтобы поболтать по телефону с подружками. В выходные приезжали родители, тогда Лиля была свободна. Мама занималась стиркой, отец взялся чинить слегка покосившийся забор. В субботу обязательно топили баню.
Как-то вечером среди недели Лиля решила вымыть голову.
– В колодце вода жестковата, – сказала бабушка, – голову лучше речной водой мыть.
– А я сейчас на речку сбегаю, – сказала Лиля, схватив ведро.
– Время – десять часов, ты посмотри, какая темень на улице. Это тебе не город, тут фонарей нет, – остановила ее бабушка.
– Да ладно, тут идти пять минут, не заблужусь.
На улице действительно было темно, но хорошо утоптанная тропинка все-таки была видна среди травы. Лиля быстро добежала до реки и уже собиралась спуститься к воде, как сзади послышался шорох и чей-то голос:
– Здравствуйте.
Лиля остановилась и замерла, боясь повернуться.
– Не бойтесь, вас ведь Лилей зовут? Я часто вижу, как вы здесь купаетесь.
Девушка обернулась. Перед ней стоял тот самый парень, которого она видела у реки.
– Меня зовут Марат. Мы здесь дом строим. Вернее, строит бригада, а мы с отцом на подхвате. А вы за водой пришли? Давайте ведро, я наберу и помогу вам донести.
Он быстро сбежал к воде, зашел в реку выше колена, зачерпнул воды и поднялся наверх.
– А вы к Наталье Семеновне приехали? Это ваша бабушка? – спросил он.
– Да, бабуля сломала ключицу, и я приехала ей помогать, – ответила Лиля.
Марат донес ведро до дома, поставил его на крыльцо и попрощался.
– Встретимся завтра на речке, – сказал он.
Они встретились и завтра, и послезавтра, и вообще встречались почти каждый день и вечер. Днем – на полчаса на речке, а вечером, когда вся работа была сделана, Марат приходил к Лиле и они сидели в беседке и разговаривали.
Иногда к ним заглядывала бабушка:
– Вас там еще комары не сожрали? Идите чай пить с ватрушками.
Марат рассказал, что он живет с родителями, что у него есть старшая сестра, но она с мужем переехала в Санкт-Петербург, что ему осталось учиться последний год:
– А дальше – все стройки страны в моем распоряжении. У меня и дед, и отец – тоже строители, так что я продолжаю династию.
Так, в повседневных делах и заботах прошли полтора месяца. Бабушка уже сама справлялась почти со всеми делами. Мама сказала, что Лиля, если хочет, может уехать в Москву. Но Лиля решила побыть в деревне еще пару недель.
Однажды вечером, когда она уже рассталась с Маратом, ей позвонила подружка, которая была в курсе ее разрыва с Костей.
– А ты знаешь, что Костик мне сказал? «Девушки бывают разные. На таких, как Лилька, надо сразу жениться. А я пока семьей обзаводиться не собираюсь. Мне еще погулять хочется, и Викуша для этого отлично подходит. А лет через пять – шесть я, может, и к Лильке вернусь».
– Знаешь, Юль, мне Костик нужен, как зайцу стоп-сигнал. И сейчас, и через пять лет. Я про него даже не вспоминаю, – ответила Лиля.
И это была чистая правда. Два дня назад, когда они с Маратом сидели в беседке, он обнял ее и сказал, что она ему очень нравится и он не хочет расставаться с ней. Они договорились, что обязательно встретятся в Москве.
Через неделю Лиля уехала, продиктовав Марату свой номер телефона.
Несколько дней они созванивались, но потом Марат вдруг перестал отвечать на ее звонки.
Лиля ждала каждый день, но он не звонил. Наступил сентябрь, начались занятия в университете, Марат как в воду канул.
– Лиля, что с тобой? – спрашивала мама. – Все лето ты просто летала, а сейчас ходишь как в воду опущенная.
– Ничего страшного, мама, просто после лета трудно входить в рабочий ритм. Через пару недель втянусь, и все будет нормально.
Прошел октябрь, вот уже и первый снег выпал.
«Почему Марат так и не позвонил? Неужели он такой же, как Костик? Скучно – можно с девушкой познакомиться. А вернулся домой – и я ему уже не нужна».
Однажды, когда Лиля шла по коридору, ее окликнула девушка из параллельной группы.
– Лиля, Фролова! Тебя там внизу какой-то парень спрашивает.
– Какой?
– Не знаю. Он, кстати, твоей фамилии тоже не знает. Говорит только, что ему нужна Лиля, которая учится на третьем курсе. Поклонник, наверное.
Лиля спустилась на первый этаж. За турникетом стоял Марат.
Увидев Лилю, он заулыбался и помахал ей рукой. Лиля посмотрела на него, развернулась и пошла на лекцию.
Через четыре часа, когда закончились занятия, Лиля спустилась в гардероб.
Марат стоял на том же месте.
– Что это ты вспомнил обо мне? – спросила она, выходя на улицу.
– Я все это время тебя искал, – ответил Марат. Когда я вернулся в Москву, у меня пропал телефон. Думаю, что в метро вытащили. А ты ведь мне не сказала, в каком университете учишься. Я не знал, как тебя найти. Поехал в деревню к твоей бабушке, но дом оказался закрыт. Спросил у соседки, где Наталья Семеновна, а та мне сказала, что бабушка на два месяца уехала в Москву к дочери. Вот я и скачал список всех университетов Москвы, где есть специальности со словом «биотехнология», и стал обходить их и спрашивать Лилю, которая учится на третьем курсе. И вот я тебя нашел. А до тебя я нашел еще девять Лиль, но это была не ты. Кстати, мне повезло – я не обошел и половины факультетов.
Сдав зимнюю сессию, Лиля и Марат поехали навестить бабушку.
В доме было тепло – он отапливался газом, но бабушка решила затопить печку.
– Зачем, бабуля? – спросила Лиля, – и так не холодно.
– Не холодно, но от печки в доме дух другой. И готовить в печи лучше получается, вкуснее. Я вот вам сейчас кашу пшенную в печке приготовлю, потомлю ее, такой на плитке не сваришь. А завтра щи сделаю. Ну-ка, зятек, сходи, дров принеси, – распорядилась бабушка.
– Бабуль, ну что ты? Неудобно. Какой он зятек? – сказала Лиля, когда Марат вышел в сени.
– Зятек, вижу. У меня глаз наметанный, – ответила бабушка.
И действительно, в августе сыграли свадьбу.