Семью Прохоровых по современным меркам можно считать самой обычной – мать и двое детей. Отец ушел от них, когда дети были совсем маленькими.
Алименты отец платил добросовестно, свои доходы не прятал, мать – Галина Петровна – работала, так что жили они нормально.
Ирина – дочь – была старшей, сын Саша – на два года моложе сестры. Мать требовала от детей хорошей учебы, обязанности по дому честно разделила между ними пополам.
Однако иногда можно было услышать такие разговоры:
– Сынок, джинсы тебе купим со следующей зарплаты, Ирочке на праздник нужно новое платье – она же девочка, ей хочется быть красивой.
Или:
– У вас в школе есть бассейн и секция по плаванию бесплатная – занимайся. А Ирочке нужно танцевальную студию оплатить – она же девочка, ей нужно уметь красиво двигаться, держать осанку.
Саша не спорил. Действительно, девчонкам много чего надо – юбочки, кофточки, бантики, косметика. А у него в общем-то все есть.
Когда Ирочка не очень удачно сдала экзамены, Галина Петровна позвонила бывшему мужу, и они договорились оплачивать учебу дочери в университете пополам.
А Саше мама сказала:
– Сынок, поступай после школы в военное училище – будешь учиться бесплатно, на полном обеспечении, потом работу самому искать не надо, и квартиру дадут. А мне ведь Ирочку доучить надо – одевать, обувать. Девочке нужно хорошо выглядеть – ей еще замуж выходить.
Александр послушал мать – поступил в военное училище, тем более что специальность, которую он там получил, и на гражданке востребована.
И вот мама, наконец, счастлива: сидит за столом на свадьбе дочери, любуется Ирочкой и ее мужем. И Саша – сынок – рядом. Через два дня он уезжает в северный гарнизон, куда его направили после училища. Вырастила детей.
– Сынок, ты меня не забывай, звони. Ирочка с мужем теперь жить будет, новую квартиру обживать – ей не до меня. Если сможешь, высылай с зарплаты денег, а то ведь мне еще три года кредит отдавать, который я на свадьбу Ирочкину взяла. Отец-то не захотел помочь, сказал, что вырастил, выучил детей, а теперь пусть сами – взрослые уже. Поможешь мне, сынок?
– Конечно, помогу, мама.
Уехал сын к месту службы, поселился в общежитии, осваивается, к климату северному привыкает.
Зарплату получает и каждый месяц ровно треть матери отправляет. Та его благодарит:
– Спасибо, сынок, с твоей помощью я кредит быстрее закрою. А у нас еще новость: Ирочка беременная, скоро ты станешь дядей. Надо будет им коляску подарить, кроватку родители зятя купят.
– Хорошо, мама, ты выбери сама, я деньги переведу, а то я в детских колясках ничего не понимаю, – отвечает Саша.
Снова звонит сыну мать:
– Девочку назвали Валерией. Коляска Ирочке понравилась. Они уже дома. Я к ним по выходным прихожу помогать с внучкой. Ира очень устает. А еще она теперь не работает, и им не хватает денег, так что я почти всю зарплату отдаю Ирочке. Лерочке надо и памперсы покупать, и молочную смесь, а это все очень дорогое.
После этого звонка Саша стал переводить маме половину своей зарплаты.
Прошел год
Саша звонит маме:
– Мама, я женюсь. Так что в отпуск в этом году не приеду. Приезжай на свадьбу, я тебя встречу.
– Сынок, а не рано ли собрался жениться? Ты еще подумай, может, не стоит торопиться. Вот приедешь в отпуск, мы тебе здесь невесту найдем – образованную, с квартирой.
– Нет, мама, я свою Катеньку люблю, мне других не надо, – отвечает сын.
– Ну смотри, тебе жить. Потом не жалуйся. А на свадьбу я приехать не смогу – далеко, да и Ирочке моя помощь нужна.
После разговора с сыном Галина Петровна позвонила дочери:
– Сашка наш женится. Нашел какую-то местную девицу. Зовут Катя. На свадьбу приглашал, но я сказала, что не поеду. Что мне в этой глухомани делать? О чем с ее родителями говорить? Представляю, что там за семейка.
– Да, плохо, – ответила Ира. – А ты его отговорить не пробовала? Женится, денег нам больше посылать не будет – жена не разрешит.
– Будет посылать, он обещал мне помочь кредит выплатить. А эта Катя, я думаю, возражать не станет. Она вряд ли когда много денег видела – ей и ползарплаты хватит. Наверняка, привыкла кашу из топора варить, – успокоила дочку Галина Петровна.
Действительно, еще целый год Саша посылал маме деньги, правда не половину, а только треть зарплаты. Видно, его жена не возражала.
А потом он обрадовал мать известием:
– Мама, Катенька моя беременна. Через два месяца у меня отпуск, так что мы приедем к тебе на две недели. Жди нас. Очень хочу увидеть племянницу, она, наверное, уже совсем большая.
– Конечно, приезжайте, сынок, мы хоть познакомимся с твоей женой. Комната твоя свободная – так что там и разместитесь. Жаль только, что у меня так и не дошли руки сделать ремонт в квартире. Да и денег на это не было.
– Ничего, мама, не беспокойся, мы приедем, я сам посмотрю, что можно сделать, – ответил сын.
Через два месяца
– Мама, мы уже на вокзале. Сейчас возьмем такси и приедем.
– Ждем вас. Ирочка с мужем и Лерочкой ко мне приехали, мы уже стол накрыли.
Через полчаса Саша с женой вошли в квартиру, где он не был целых два с половиной года.
Ирина и Галина Петровна очень удивились, взглянув на жену Саши. Они ожидали увидеть деревенскую простушку, которая будет стесняться и робеть, приехав в гости к городским родственникам мужа.
Но Катя оказалась очень симпатичной, ухоженной молодой женщиной с модной прической. На ней был стильный костюм для беременных.
Перезнакомившись, все уселись за стол. Катя была приветлива, попробовала и похвалила все, что приготовила хозяйка.
Галина Петровна, конечно, начала расспрашивать ее:
– Катенька, мне Саша рассказывал, что вы все детство провели на севере и что ваши родители тоже там живут. Не скучно жить в небольшом поселке?
– Но он не такой маленький, как вам кажется. Это военный городок, в котором несколько школ, десяток детских садиков, больница, военный госпиталь. Есть магазины, рестораны, спортивный комплекс и даже бассейн, где мы с Сашей и познакомились. Я тоже люблю плавать.
– А родители ваши где работают?
– Отец – служит, он подполковник, а мама учительница. Скоро папа демобилизуется, и они переедут в Москву.
– Саша говорил, что вы работаете в больнице. Вы где-то учились?
– Да, я терапевт. После школы училась в Москве – у меня здесь тетя живет, а потом вернулась домой.
Пока женщины болтали о своем и рассматривали подарки, которые привезли гости, Саша и Максим – муж Ирины – решали очень важный вопрос: какую машину лучше покупать для города. Дело в том, что Максим задумал поменять автомобиль, но никак не мог определиться с выбором: взять мицубиси или тойоту.
В общем, знакомство прошло хорошо.
Ирина с мужем и дочкой ушли, а Катя помогла Галине Петровне убрать со стола и помыть посуду.
Следующие две недели Катя и Саша встречались со своими друзьями, навестили тетю, у которой Катя жила во время учебы, сходили в театр.
Галина Петровна почти все время проводила у Ирочки, приходя домой только к ужину. Таким образом, кухня была в полном распоряжении Кати, что, кстати, ей очень нравилось – ужинали они почти всегда дома.
В один из последних вечеров Галина Петровна принесла два больших пакета.
– Вот, Ирочка отобрала детские вещи, из которых Лера уже выросла. Все брендовое, Ира Лерочку хорошо одевает. Она сказала, что вам, как своим, отдаст за полцены, – сообщила Галина Петровна и вытряхнула пакеты на диван.
– Спасибо, но не надо, – нам уже знакомые столько всего натащили, что одному ребенку не сносить, – отказалась Катя. – Тем более здесь все в основном розовое и желтое, а у нас будет мальчик.
– Ну, как хотите, – проворчала Галина Петровна, складывая вещи в пакеты.
Через две недели Саша и Катя, поблагодарив Галину Петровну за гостеприимство, уехали.
Мать так же регулярно звонила сыну, сообщая семейные новости. Саша внимательно слушал о финансовых проблемах в семье Ирочки, но денег почему-то больше не присылал.