Сессия для студентов – вообще время нервное, но этим летом для трех второкурсников, обучающихся по специальности «Прикладная математика и информатика», экзаменационная пора была особенно важной.
Дело в том, что освободилось одно бюджетное место – Соня Плотникова вышла замуж и родила близнецов. Семья настояла, чтобы молодая мама занялась детьми, и куратор сообщил, что если в группе будут достойные кандидаты, то кого-то из них могут перевести на бюджет.
Пока таких было трое – Лена Кучумова, Павел Лебедев и его друг Глеб Протасов. Как говорится, дружба – дружбой, но, когда ставки так высоки, каждый приготовился сражаться за себя. А на кону стояла действительно крупная сумма – около трехсот тысяч за каждый год из двух оставшихся лет обучения.
Все в группе заметили, что если раньше Пашка и Глеб практически не расставались, а уж к экзаменам всегда готовились вместе, то сейчас между ними, как говорится, словно черная кошка пробежала. Они продолжали сидеть рядом на лекциях и семинарах, но легкость в их общении куда-то исчезла, зато появилась явная ревность к успехам друг друга.
Ситуация еще более накалилась, когда Лена на одном из экзаменов получила четверку, а Глеб и Павел завершили сессию с одинаковым результатом – три пятерки.
Ребята стали сравнивать оценки за предыдущие сессии – зимнюю Глеб сдал на отлично, а у Павла была одна четверка, зато за первый курс перевес в один балл имел Павел.
В общем, к этому важному моменту друзья подошли, как говорится, «ноздря в ноздрю». Все должно было решиться к началу третьего курса.
Каково же было их удивление и разочарование, когда первого сентября выяснилось, что это место занял парень, который перевелся к ним из какого-то провинциального университета.
Глеб и Пашка были очень расстроены, ведь каждый из них считал именно себя достойным этого места. А теперь надо было сообщать родителям, что у них ничего не получилось. И все из-за этого чужака, который неизвестно по какому праву занял место, за которое они так боролись.
– Артем Новгородцев, – представил куратор новенького, – он будет учиться в нашей группе.
Тот вежливо кивнул всем, сел за первый стол и во время лекции, не отвлекаясь, слушал преподавателя, иногда кое-что записывая в тетрадь.
Во время перерыва Пашка, проходя мимо новенького, сказал Глебу:
– Коллега, представляете, теперь университет есть даже в деревне Гадюкино!
Артем никак не отреагировал на явное хамство Пашки, а остальные поняли, что Павел объявил новенькому войну, и приготовились наблюдать за тем, как будут развиваться события.
А Новгородцев словно бы ничего не замечал: заходил в аудиторию, здоровался со всеми, садился впереди и так же, как и в первый день, внимательно слушал лекции. Кто-то из девчонок заметил, что рядом с тетрадью на столе у новенького всегда лежит диктофон, который он выключает только во время перерыва.
– Ты лекции записываешь? – спросила у Артема Кристина.
– Да, я спросил, мне сказали, что это можно. Я вечером потом слушаю и редактирую конспекты.
– Так ты что – ботаник? – удивилась девушка.
– Почему ботаник? Я не только учебой интересуюсь, но, если мне повезло учиться у таких преподавателей, грех не воспользоваться этим по полной.
– И какие же у тебя интересы, кроме учебы?
–Я слушаю русский джаз и увлекаюсь рафтингом. У нас на севере есть очень быстрые порожистые реки. Мы с ребятами летом обязательно выезжаем на пару недель.
– Да ты крутой парень! – сказала Кристина и поспешила на свое место, потому что в аудиторию вошел преподаватель.
Сейчас по расписанию было практическое занятие. Преподаватель дал несколько несложных задач, а потом объявил, что тот, кто решит следующую задачу, получит дополнительный балл к оценке на экзамене.
Конечно, сразу нашлись шутники, которые поинтересовались, не значит ли это, что можно вообще не готовиться и рассчитывать на тройку. Оказалось, нет.
Минут десять в аудитории стояла тишина. Потом руку поднял Павел. Леонид Маркович посмотрел на его решение и покачал головой. Еще через пять минут свою тетрадь на стол преподавателю положил Артем.
– Отлично! Двумя способами! Превосходно! – воскликнул Леонид Маркович. – Вам, молодой человек, на экзамене никакие дополнительные баллы, я думаю, не понадобятся, но они ваши.
После этого он с помощью документ-камеры спроецировал решение Артема на экран.
– Превосходно! – еще раз повторил преподаватель.
Если большинство ребят после этого стали относиться к новенькому с уважением, то Павлу и Глебу успехи Артема явно не нравились, и они всячески демонстрировали ему это.
Артем не отвечал на глупые шутки и грубость, делал вид, что не замечает пренебрежительного отношения, тем более что с большинством однокурсников он общался абсолютно нормально, никогда не отказывался помочь, что-то объяснить, а иногда и просто дать списать.
Приближалась зимняя сессия. Шесть зачетов, четыре экзамена. Две последние недели студенты, всегда сидевшие на галерке и занимавшиеся своими делами, теперь во время лекций занимали первые ряды, демонстрируя преподавателям свое усердие.
У студентов четвертого курса старались узнать, какие дополнительные вопросы по предмету любит задавать тот или иной преподаватель, кто на чем «валит» студентов.
В общем, началась обычная предэкзаменационная лихорадка. Казалось, только Артем был абсолютно спокоен.
За неделю до сессии Павел поделился с Глебом одной идеей.
– Представляешь, как будет классно – нам польза, и этого выскочку на место поставим.
Глеб сначала засомневался, а потом под натиском аргументов приятеля согласился, тем более ему самому ничего делать было не надо.
За два дня до первого экзамена они пришли в общежитие и подошли к комнате, где Артем жил с ребятами, которые учились на первом курсе. Глеб остался в коридоре, а Павел зашел внутрь. Один из соседей Артема показал, где его тумбочка. Павел открыл ее, вытащил все тетради с конспектами и положил их в пакет. Потом он протянул первокурснику три тысячи, которые тот с радостью спрятал в карман.
– Ну вот, теперь посмотрим, как он будет к экзаменам готовиться. Никто из наших в такое горячее время своих конспектов ему не даст. А мы с тобой с удовольствием воспользуемся результатами труда нашего гения, – сказал Павел. – Кстати, с тебя полторы тысячи.
Но, к удивлению заговорщиков, Новгородцев получил по всем предметам пятерки. Павел и Глеб тоже хорошо сдали сессию, но не на «отлично».
Во втором семестре у студентов целых два месяца была производственная практика. Глеб, воспользовавшись связями родителей, просто подписал в фирме все нужные документы и все это время отдыхал, даже к теплому морю успел съездить.
Павел и Артем работали рядом. После окончания практики Артему предложили остаться в фирме и во время учебы работать неполный день. Он согласился.
Артем работал в этой фирме почти все лето, только на неделю съездил навестить родителей.
А Кристина с подругой решили подработать в приемной комиссии университета. Они принимали документы у будущих первокурсников, вносили данные в компьютер – в общем выполняли чисто техническую работу. И в один из дней к ним подошел Артем. С ним была девушка.
– Вот, девчонки, землячку свою привел, даже больше – соседку. К нам поступила – примите у нее документы и объясните, пожалуйста, как в общежитие поселиться. А я побегу – мне на работу надо.
Конечно, девушки не упустили возможности узнать у Даши кое-что об Артеме. Оказалось, что к ним в университет он попал благодаря одному из их преподавателей.
Тот поехал в университет, где учился Артем, читать спецкурс. В течение месяца ежедневно шли лекции и практические занятия, а потом – экзамен. Преподаватель не мог не заметить способности Артема и сделал все возможное, чтобы помочь ему перевестись в столичный ВУЗ.
– А он никому ничего не сказал – ишь, скромный какой! – удивилась Кристина.
Естественно, девушка при первой же возможности разболтала эти новости всем. После этого Павел и Глеб оставили Артема в покое, они решили не рисковать. Если уж заведующий кафедрой позаботился, чтобы Новгородцев учился у них, то ничего не поделаешь.
Прошло семь лет.
Глеб работал в фирме своего отца, Павел тоже сумел устроиться по специальности и даже числился на хорошем счету. Поговаривали, что после того, как нынешний начальник отдела – Олег Юрьевич – уйдет на повышение, на его место назначат Павла. Он уже прикидывал, как перестроит работу отдела, на что потратит приличную прибавку к зарплате.
После длинных новогодних выходных прошел слух, что приказ о повышении Олега Юрьевича уже подписан, и на днях назначат нового начальника отдела.
И его назначили. Специалистов пригласили в конференц-зал и представили им нового шефа – Новгородцева Артема Игоревича.
Павел написал заявление об уходе по собственному желанию в тот же день.