Мария Семеновна Репникова, бабушка восьмидесяти четырех лет, сидела на автобусной остановке недалеко от своего дома и не знала, куда ей теперь идти. Рядом на скамье лежали матерчатая сумка и пакет, в которых уместились почти все ее вещи.
«Выгнала Римка, никого не побоялась, так и сказала — иди-ка ты, бабка, отсюда подобру-поздорову, не заедай наш с Илюшей век».
А всего три года назад как хорошо и дружно они жили впятером в этой трехкомнатной квартире: Мария Семеновна, ее дочь Надежда, внук Илья с женой Натальей и их сын, правнук Марии Семеновны – Артем.
Все начало рушиться, когда появилась у Ильи на работе новая учетчица – Римма. Из города в их поселок прикатила. А по какой причине – никто не знает. Дали ей комнату в общежитии, на работу устроилась. Казалось бы, что еще нужно? Живи себе. А ей не жилось! Стала она к мужчинам присматриваться и выбрала Илью. Женат? Как известно, «жена не стена».
Вот пришел как-то в апреле Илья с работы, собрал свои вещи – и только его и видели. Правда, на прощание сообщил:
— Я только в сорок пять лет понял, какая она, настоящая жизнь и любовь!
Наталья, жена его, ничего ему не сказала. Подождала, пока Артем сдаст экзамены в школе, и тоже засобиралась:
– Поедем в город, Артему надо поступать в университет, а жить будем в старом доме моих родителей. Он, правда, уже три года заколоченный стоит, но ничего, подремонтируем. Если что сами не сможем сделать, то брат поможет. А я себе в школе работу быстро найду.
Собралась в два дня, брат ее приехал, вещички в газель покидал, и уехали. Артемка прабабку на прощание крепко обнял:
– Не скучай, бабуль, я к тебе приезжать буду.
И приезжал, два раза, пока была жива Надежда. А как Надежда пом.ерла, да Илья с Риммой в квартиру переехали, Артем тут больше и не появлялся.
Совсем плохое стало житье Марии Семеновне. Римма начала свои порядки устанавливать. Поначалу еще маленько стеснялась, Марию Семеновну за стол звала и кормила тем, что для себя и Ильи готовила. А потом велела из комнаты не выходить:
– Крошек от тебя на кухне много, мне проще один раз в неделю у тебя в комнате убрать, чем здесь три раза в день полы подтирать.
С тех пор Римма варила бабушке кашу – овсяную, перловую или сечку. И ела эту кашу Мария Семеновна и утром, и в обед, и вечером да чаем пустым запивала.
А на днях Римма сообщила, что через неделю ее сын приедет. Они с Ильей совещались, куда его на работу устраивать – после колонии-то не на всякую должность возьмут.
Утром Илья на работу ушел, а Римма ей собираться велела:
– Вот тебе адрес дома престарелых – езжай туда, да скажи спасибо, что просто на улицу не выгнала.
Сунула Марии Семеновне в руку бумажку с адресом и захлопнула за ней дверь квартиры.
Дошла Мария Семеновна до автобусной остановки, а куда дальше – не знает: плохо видит, адреса прочитать не может. Смотрит – парень молодой стоит. Она к нему:
– Сынок, прочитай адрес, скажи, на каком автобусе туда ехать.
Парень посмотрел на нее и говорит:
– Куда это вы, баба Маша, собрались? Там Артем приехал, вас ищет. Сейчас я ему позвоню.
Через пять минут, действительно, Артем прибежал. Оказывается, Наталье вчера бывшая соседка позвонила и рассказала, что Римма бабушку хочет в интернат сдать. Соседка эта до пенсии в доме престарелых нянечкой работала, так Римма пришла к ней адрес этого заведения узнать. Вот мать и велела Артему быстрее в поселок ехать и прабабушку к ним привезти.
Артем вещи взял и говорит:
– Сейчас я тебя, бабуля, как королеву, на такси до города доставлю. Мама тебе уже и комнату приготовила. А в саду у нас сейчас как раз яблони цветут – красота!
Когда Римма и Илья узнали, что Артем прабабушку в город увез, обрадовались. Только радоваться им пришлось недолго. Когда стали с документами разбираться, выяснилось, что хозяйкой квартиры с самого начала была Мария Семеновна. Даже муж ее просто имел право пожизненного проживания. Так что пришлось Римме и Илье снова в общежитие перебираться.
А квартиру Мария Семеновна продала и деньги отдала правнуку , чтобы он себе в городе жилье купил. Конечно, цены в областном центре повыше, поэтому Артем смог купить только однокомнатную квартиру, зато в новом доме и просторную. Соберется жениться – вот и крыша над головой для молодой семьи.