-Мама, это ты во всем виновата! – кричала Наталья, — Ты меня убедила сделать по-твоему! А я дура, повелась.
Мария Павловна пыталась успокоить Наталью, но та еще больше распалялась. Зловещим фоном с кандалу матери и дочери был дружны плач внуков.
-Наташа, кто же знал, что так все получится? – пыталась оправдаться Мария Павловна, — Я же все расчитала. Мишка всегда меня слушался. Не знаю, что гна него нашло в этот раз.
— Стерва его нашла на него, вот что! – продолжала разоряться Наталья, — И как мы теперь жить будем? Зачем я тебя слушала, дура такая. Ну зачем?
— Дочка, я еще раз с ним поговорю, — твердила Мария Павловна, — Я его прогну.
Однако, говоря это, женщина и сама себе не верила. И все отчетливее понимала, что перспектива перед ней маячит совсем не радостная.
Знала ли Мария Павловна, что весь ее мир так стремительно изменится? Причем, не в лучшую сторону. Она же мечтала совсем о другом когда-то. Например, когда Мария собиралась замуж за отца своих будущих детей, Николай, как звали мужчину, обещал ей золотые горы.
-Я разбогатею, Машка, вот увидишь! – уверял ее Коля, — Будешь, как сыр в масле кататься.
И Мария верила. Оттого и родила мужу двух детей подряд, старшего сына Михаила и дочку Наталью. В ту пору супруги жили с родителями мужа. И как не пыталась заверить свекровь Мария в том, что дети – это счастье, круглосуточный ор совсем маленьких погодок дедушку и бабушку совсем не радовал.
Вскоре скончалась бабушка Николая, и свекры с облегчением отдали сыну и невестке ее “убитую” двухкомнатную квартиру, которая требовала основательного ремонта.
Во время проживания вместе с родителями Николай активно кормил жену обещаниями про их светлое будущее. Правда, никак на деле себя не проявлял.
-Да не развернуться мне здесь, — оправдывался Николай, — Сама же видишь, родители постоянно над душой.
Правда, каким образом присутствие отца и матери в своей жизни способствовали отсутствию в ней же работы, Николая пояснить не мог.
-Ну, Машка, теперь все по-другому будет, — потирал руки Николай, когда супруги заполучили собственное жилье, — Теперь я – птица вольная.
И вновь понятия вольности у супругов оказались совсем разными. Николай по-прежнему перебивался разовыми заработками, довольствуясь малым.
-На хлеб хватает, и ладно, — огрызался он на претензии жены.
Кроме того, в виду отсутствия контроля Николай все чаще начал прикладываться к бутылке. Ни увещевания, ни скандалы на него не действовали. Здоровьем он оказался довольно слаб, поэтому через три года после начало дружбы с зеленым змием мужчина скончался.
Свекры, подумав, решили не выгонять молодую вдову с внуками из квартиры, чтобы не портить себе карму. Но и помогать особо не спешили. Самой Марии тоже пришлось перебиваться случайными заработками и подачками от соседей. Ведь она была уверена, что муж сделает их семью богатой и счастливой, поэтому сама получать образование и профессию особо не стремилась. Зачем? А оно вон как вышло.
Понимание жизни у брата и сестры сформировались по-разному, хотя разница в возрасте между ними была минимальной.
Михаил уже в подростковом возрасте понял, что нужно рассчитывать только на себя. Он наелся нищеты досыта, поэтому, подобно героине известного романа, поклялся сам себе, что никогда ни он сам, ни его будущая семья не будут голодать. Еще в школе он начал работать, при этом, стараясь все равно жадно поглощать знания. Порой Миша доводил себя до полного истощения и даже обмороков, но отказываться от своих целей даже не собирался.
Наталья же твердо решила найти себе достойного мужа, который бы ее содержал. Девушка почему-то была уверена, что ей в жизни повезет гораздо больше, чем матери.
Миша, благодаря собственному упорству, сразу после школы поступил в вуз, не переставая работать. Наталья же в свои нежные 16 лет целенаправленно познакомилась с соседом, молодым вдовцом, который был старше ее на 15 лет. Мужчина имел приличный актив в виде квартиры, машины и неплохого заработка. И Наташа активно взялась за дело, соврав Константину, как звали соседа, что ей 18 лет.
Когда Костя узнал правду, было уже поздно. Наталья пребывала в интересном положении, будучи несовершеннолетней. И Косте пришлось жениться, чтобы избежать неприятностей.
Прошло 10 лет. Михаил уже работал, был женат на Лене, имел квартиру, машину и сына Антона. Наталья же по-прежнему жила с Константином, от которого успела родить четверых детей.
-Я предохраняюсь, как сумасшедший, — жаловался Костя шурину.
Несмотря на значительную разницу в возрасте, мужчины неплохо ладили между собой.
-Не понимаю, как она беременеть умудряется, — сокрушался Костя, — Причем, дети реально от меня. Я проверил.
Михаил мог только сочувствовать родственнику, но не помочь. Его волновали проблемы собственной семьи.
Два года назад Михаил и Елена приобрели почти за бесценок участок земли с полуразвалившейся избушкой. Мария Павловна подняла сына и невестку на смех по поводу такой покупки.
-Деньги вам девать некуда, – ворчала женщина, — Лучше бы мне больше помогали.
Однако вскоре была вынуждена примолкнуть. Михаил довольно быстро привел дом в порядок, провел туда газ, свет и воду. А Елена преобразила участок, разбив там грядки, обустроив цветник и организовав зону для отдыха с лужайкой и мангалом. Получилась отличная дача. Недалеко протекала тихая и относительно глубокая река. Идеальное место для отдыха. Наталья все чаще напрашивалась туда с детьми. Конечно, Михаил старался идти навстречу, но Елена всегда была недовольна. После себя Наталья и ее наследники оставляли настоящий погром. Дело в том, что Костя, стараясь прокормить свое многочисленное и довольно прожорливое семейство, сутками пропадал на работе, а Наталья вопросами воспитания отпрысков себя особо не утруждала. Ее дети росли, как сорная трава. После работы Костя домой тоже особо не спешил, иногда даже ночевал на работе, где мог поспать в тишине.
Недавно Наталья обрадовала мужа новостью, что снова беременна. Терпение Кости лопнуло.
-Или принимай меры, или я с тобой разведусь, — заявил он.
— Ты с ума сошел? – возмутилась Наталья, — Какие еще меры? Дети от бога.
— Только кормить их вынужден не бог, а я, — выговаривал ей Костя.
— Ты обязан, как мужик, — не унималась Наталья.
— Наташа, я тебе все сказал, — заявил Костя, — Тебе решать. Но я не шучу.
— Даже не думай, — заявила Мария Павловна дочери, когда она прибежала к ней жаловаться на мужа, — Один раз прогнешься, потом сроду свой авторитет не восстановишь.
Через неделю Наталья явилась к матери с вещами и детьми.
-Он нас выгнал, — плакала она, — Сказал, что лучше алименты платить будет, чем жить в дурдоме.
— Да как он посмел? – возмутилась женщина.
И сама отправилась разбираться с зятем. Однако Константин решил с тещей не церемониться и просто указал на дверь, снабдив жест устным пояснением маршрута.
-Наталья беременна, вас никто не разведет! – кричала Мария Павловна.
-Ничего, потом разведут, — отвечал Константин.
— Но ты не имел право их выгонять, — не унималась теща.
— Почему? Квартира моя, я даже детей не стал прописывать, — усмехался зять.
Марии Павловне пришлось ретироваться. В двухкомнатной квартире ее ждал сущий ад. За вчера ее отсутствия любимые внуки успели организовать там настоящий погром. Дети носились по квартире, снося все на своем пути. Наталья же в это время готовила на кухне на всю ораву, основательно подчистив холодильник матери. Чистоплотностью женщина также не отличалась.
Мария Павловна понимала, что долго в подобных условиях она не выдержит. Именно тогда ей в голову пришла та самая идея.
Несмотря на раннюю самостоятельность, Михаил все же мать любил и почитал, поэтому всегда помогал ей деньгами. И Мария Павловна была уверена, что и в этой просьбе он ей не откажет.
Михаил был на работе, и женщину встретила Лена, которой Мария Павловна вывалила суть своего визита, без предисловий.
-Отдайте свою дачу Наташке с детьми, — заявила Мария Павловна практически с порога.
— С какой стати? – удивилась Елена.
— С такой, что Костя их выгнал, — ответила свекровь, — Жить им негде.
— Пусть живут у вас, — удивилась Лена, — Мы здесь причем?
— Притом, что это сестра твоего мужа и его племянники, — возмутилась Мария Павловна, — Что за жлобство? У меня и так не развернуться.
Однако переубедить Елену ей не удалось.
— У Натальи есть материнский капитал, — заявила Лена, — Можно купить жилье.
Мария Павловна разом примолкла, а Елена напряглась, заметив, как забегали глазки свекрови.
— Мария Павловна…
— Нет уже никакого капитала, — неуверенно заявила она, — Я убедила Наталью его обналичить. Мало ли… Да и детям много чело нужно было.
— Так…
Елена была просто в шоке от ситуации. Ей очень хотелось высказать этой взрослой женщины за ее глупость, но она сдержалась.
— Как видишь, Лена, выход только один, — продолжала Мария Павловна, — Вы должны отдать Наталье и детям свою дачу.
На этот раз Лена думала не долго.
— Извините, но нет, — ответила Елена, — Мы в эту дачу слишком много труда и денег вложили. Антошка любит там бывать.
— Ну и пусть бывает, — настаивала Мария Павловна, — Наталья же вас не выгонит, если приедете.
— Мария Павловна, уже через неделю пребывания там вашей дочери с внуками приехать мы сможем только на руины, — ответила Елена, — Если они за один день там настолько все разгромить…
— Так, все! – раздраженно сказала Мария Павловна, — Дождемся Мишу. Путь он решает, как мужчина.
Мария Павловна по только ей ведомой причине была уверена, что сын ее поддержит. Однако Михаил оказался солидарен с женой.
-Нет, мама, об этом даже речи быть не может, — заявил Михаил, — Дача моей семьи. Мы обустраивали ее для себя.
— Сын, как ты можешь отказывать? – изумилась Мария Павловна, — Это же твоя сестра.
— Мама, Наталье раньше надо было думать, — твердо ответил Михаил, — И жить своим умом, а не твоим. Разговор окончен. Решайте свои проблемы сами.
Марии Павловне пришлось покинуть квартиру сына и невестки ни с чем. И вновь вернуться в собственный ад, который она сама же и организовала.
-Мама, это ты во всем виновата! – кричала Наталья, когда родительница озвучила ей ответ брата и его жены, — — Ты меня убедила сделать по-твоему! А я дура, повелась.
В тот момент Мария Павловна понимала, что ее дочь впервые в жизни права.