— Саша, как ты это допустил? – кричала Мария Петровна, хватаясь за сердце, — Как ты мог позволить своей жене так опозорить меня перед людьми? Это же такой позор! Что теперь про меня говорить будут?!
Александр явно пребывал в растерянности. Он не ожидал, что Ирина все же решится на столь радикальный шаг. Конечно, можно было предположить, но… Александр надеялся на чудо.
Те самый люди, перед которыми Ирина опозорила Марию Петровну, сидели на скамейке чуть поодаль, а у их ног стояли вещи. Это была супружеская пара, ровесники Марии Петровны. Разборки проходили на улице. Александру пришлось отпроситься с работы и срочно примчаться после звонка матери.
Выслушивая жалобы матери, мужчина отчаянно ругал сам себя за то, что относился к ситуации слишком легкомысленно. Он понимал, что сам все запустил. Он действительно не верил, что Ирина решится.
— Я сейчас поговорю с ней, — сообщил он матери и пошел в квартиру, заранее осознавая всю безнадежность своей затеи. И не ошибся.
Едва он переступил порог квартиры. Жена с решительным видом вышла ему навстречу, прислонилась к косяку и скрестила руки на груди.
— Ир, я…
— Саша, я тебя просила решить вопрос в зародыше, по-хорошему, — сказала Ирина, — Ты решил жевать сопли! А мне все надоело!
— И что мне теперь делать? – растерянно спросил Александр, — Предлагаешь всерьез поссориться с мамой?
— Решай сам, что для тебя лучше, — ответила Ирина, — Я же со своей стороны лавочку закрыла. Все!
Мужчина понял, что на этот раз жена настроена серьезно, как никогда. И ему предстоит сделать весьма непростой выбор.
— Ирочка, на Востоке гость – это благословение для дома, — убеждала невестку Мария Петровна, ее свекровь, через три года после начала их с Александром семейной жизни, — Радоваться надо.
Именно тогда началась история, последствия которой были анонсированы. Но обо всем по порядку.
После развода с мужем и разделом имущества Мария Петровна с сыном на руках из совместной трехкомнатной квартиры была вынуждена перебраться в однокомнатную.
Немного забегая вперед, стоит сказать, что развод состоялся во многом по той же причине, по которой Мария Петровна имела проблема сейчас. Александр то ли не помнил этого, то ли не хотел вспоминать. Собственно, обе версии нельзя считать состоятельными, поскольку со своим отцом, Виктором Николаевичем, он общения никогда не прекращал. К слову, у Ирины тоже были прекрасные отношения со свекром, который был счастливо женат второй раз. Но как-то так случилось, что причину его развода вс матерью мужа они не обсуждали до поры до времени.
Сразу после регистрации в загсе Ирина и Александр жили в съемной студии и отчаянно пытались накопить на первый взнос по ипотеке. Получалось не очень, но молодые супруги не теряли оптимизма.
Так продолжалось три года, пока судьба семейной пары резко не изменилась. Скончалась прабабушка Ирины, и ее мать унаследовала трехкомнатную квартиру. Недолго думая, она решила отдать ее дочери и зятю.
Ирина и Александр даже поверить не могли в свое счастье. Заселение случилось незадолго до нового года, и супруги посчитали это добрым знаком.
— С нового года новая жизнь! – с восторгом говорила Ирина.
Посовещавшись, супруги решили отметить новоселье прямо в новогоднюю ночь. Об это Александр вскользь упомянул в разговоре с матерью. Ни он сам, ни его супруга не придали данному эпизоду никакого значения.
Стол накрыли в 22.30 и уже собрались усесться, как прозвучал сигнал домофона.
Гостей супруги не ждали, поэтому решили, что кто-то из соседей забыл ключ. Однако на пороге квартиры стояла Мария Петровна и не одна. Вместе с ней явилась незнакомая женщина.
— Это Полина Матвеевна, моя новая подруга, — сообщила Мария Петровна, — Мы с ней в поликлинике познакомились. У Полины тоже однушка, и она тоже осталась в одиночестве. Вот мы и решили к вам на огонек заглянуть.
— Мама, почему ты не предупредила? – удивился Александр, — Мы не рассчитывали на гостей.
— Ой, Саша, это такие пустяки, — отмахнулась Мария Петровна, — Если бы я предупредила, то сюрприза бы не получилось.
Ирина тогда не решилась спорить со свекровью, не хотелось портить праздничное настроение. Хотя, оно, итак, довольно быстро испарилось. Обе женщины устроились за столом и начали обсуждать свои насущные проблемы, а хозяева квартиры нередко ощущали себя лишними.
Гостьи ушли только под утро, изрядно утомив Ирину и Александра своим присутствием.
— Ир, ты прости, — оправдывался Александр, когда, будучи уже сонными, они убирали посуду, — Для меня самого выходка мамы стала неожиданностью.
— Поговори с ней потом, — попросила Ирина, — Объясни, что так делать нельзя.
Саша пообещал.
Через два месяца после нового года был день рождения Ирины. Супруги пригласили общих друзей, чтобы весело отметить событие в теплой компании.
В разгар праздника снова послышался сигнал домофона. Разгорячённая вином и весельем, Ирина, не думая., открыла. И через пару минут уже пожалела об этом.
Снова явилась свекровь и опять не одна. На этот раз она привела с собой мужчину.
— Это Максим Иванович, — представила она своего спутника, — Мы с ним в парке познакомились. Он столько стихов знает.
И снова Ирина не успела возразить, как пара уже вошла в квартиру и устроилась за столом, изрядно смутив своим визитом остальных гостей.
Приняв на грудь за здоровье именинницы, Максим Иванович занялся декламацией, практически в режиме нон-стоп. Мария Петровна смотрела на мужчину с обожанием, зато все остальные присутствующие смущенно переглядывались.
Пытка трудами почивших классиков продолжалась около двух часов. Максим Иванович делал перерывы только для того, чтобы налить себе очередную стопочку для вдохновения.
Нервы Ирины пошатнулись спустя час, и она потянула мужа в другую комнату.
— Саша, сделай что-нибудь, — попросила Ирина.
— А что я могу сделать? – растерянно развел руками Александр, — Не выгнать же их при всех.
К счастью Ирины и ее гостей, Мария Петровна и ее приятель ушли сами.
И вновь Саша убедил жену, что обязательно поговорит с матерью. Судя по всему, он снова не решился, потому что спустя пару недель, вернувшись домой после работы, Ирина обнаружила у себя дома девицу лет 25. Конечно же. В сопровождении Марии Петровны. Александр находился дома, и стол был накрыт.
— Ой, Ирочка, а ко мне племянница приехала. – радостно сообщила Мария Петровна, — Это Сашина двоюродная сестра, Мариночка.
— Очень приятно, — сдержанно сказала Ирина.
Хорошо, на этот раз Александр лично знал приведенную свекровью гостью, поэтому Ирина просто присоединилась к застолью. Правда, вечером выяснилось, что уходить домой Мария Петровна собралась одна.
— Ирочка, у меня же тесная однушка, — говорила она невестке, — Куда я там Мариночку положу? Пусть пока у вас останется. Здесь же вон, сколько места. Она у вас ночевать будет, а днем мы будем встречаться и общаться.
— Саша, это уже какая-то клиника, — выговаривала Ирина мужу на кухне, пока они мыли посуду.
— Ир, я Маринку с рождения знаю, — оправдывался Саша, — Родственница же. Как я могу ее выгнать?
Как-то на улице Ирина столкнулась со своим свекром, Виктором Николаевичем. Между общими темами о самочувствии, погоде. Ценах и бытовых проблемах разговор зашел о Марии Петровне и ее гостях.
Когда Ирина все рассказала Виктору Николаевичу, тот нахмурился.
— Значит, продолжает чудить, — сказал мужчина, — Мы же из-за этого и развелись. Кого она только к нам домой не таскала. Сколько я ей говорил, чтобы заканчивала со своими гостями, нет. Все равно. До скандалов доходило, ничего не помогало. Я устал чувствовать себя дома, как будто я сам в гостях. А теперь, значит, решила вас донимать.
— И что мне делать, Виктор Николаевич? – жалобно спросила Ирина, — Я не хочу скандала.
— Придется, Ириша. – грустно сказал свекор, — Только радикальные меры. И потом просто не пускать. Иначе не дойдет.
По иронии судьбы именно в день встречи со свекром Ирина вновь обнаружила у себя дома непрошенных гостей. Александра дома не было, а визитеры уже чувствовали себя в квартире Ирины, как у себя дома. Жена хлопотала на кухне, а ее супруг смотрел в гостиной телевизор.
— Вы кто такие? – изумленно спросила Ирина, — Как вы сюда попали?
— Мы – бывшие одноклассники Марии, — пояснил мужчина с дивана, — У нас встреча намечается через несколько дней. Маша сказала, что мы можем пока здесь пожить.
Ирина поняла, что пора действовать.
— Нет, не можете, — твердо сказала она, — Я – хозяйка квартиры, и я против. Мария Петровна не имела никакого права селить здесь кого-то без моего ведома.
— А что нам теперь делать? – удивлённо выглянула из кухни женщина, — Мы – иногородние.
— Извините, но это не мои проблемы, — ответила Ирина, — Пусть об вашем размещении позаботится Мария Петровна. Собирайтесь и уходите.
Конечно же, возмущённые гости позвонили свекрови Ирины, а она сыну, чтобы Александр вразумил свою жену.
И теперь мужчине нужно было принять решение. Он снова спустился во двор.
— Мама, Ирина права, — сказал Александр, — Так больше продолжаться не могло.
— Да что я такого сделала? — удивлялась Мария Петровна, — Всего лишь праздники вам оживляла интересными людьми. Я же тебе говорила, что на Востоке…
— Мама, во-первых, здесь не Восток, — более решительно сказал Александр, — А, во-вторых, в нашем доме мы хотим видеть только своих гостей. А своих принимай у себя.
— Но у меня же так тесно, а у вас…
— Мама, я все сказал, — перебил ее Александр, — Ты уже не один праздник нам испортила своими гостями. И я не хочу, чтобы ты испортила нам жизнь. Все!
Высказав матери, Саша вернулся домой, оставив Марию Петровну саму разбираться со своими гостями.
Мария Петровна молчала неделю. Ирина видела, что Александр сильно переживал ситуацию с матерью, но старалась не доставать ее лишними расспросами.
Мария Петровна сама позвонила через неделю.
— Сын, но мне-то можно к вам в гости приходить? – спросила она.
— Мама, тебе можно, — ответил Александр, испытав настоящее облегчение от ее звонка, — Но только после предупреждения и одной.
Конечно, женщине было нелегко избавиться от старых привычек, она сама неоднократно на это жаловалась. Но Ирина и Александр были непреклонны. Пришлось Марии Петровне смириться.