Маргарита утром в субботу приехала в квартиру родителей, чтобы обсудить очень важный вопрос – где и как отмечать юбилей отца – Петра Владимировича.
До торжества оставалось еще полтора месяца, но Рита была человеком серьезным, обстоятельным, она любила просчитывать все заранее, чтобы не было никаких сюрпризов.
–Девчонки, ну что вы задумали? Какой ресторан? Посидели бы дома, своей семьей, а еще лучше на даче, по-простому, – уговаривал юбиляр жену и дочь.
Но они были непреклонны.
– Вот я сравнила рестораны: меню, цены, отзывы – и выбрала «Орион». Вчера позвонила, договорилась. В понедельник я схожу туда сама, и мы уточним меню, – сказала Рита. – На сколько человек заказывать будем?
– Петя, ты кого приглашать собираешься? – обратилась к мужу Наталья Викторовна. – Так, Рита, ты подожди, мы с отцом сейчас все прикинем, а ты пока кофе выпей.
Мать ушла в комнату, Рита стала варить себе кофе. И в это время на кухню заглянул Юрий – ее младший брат. Он уже окончил колледж, несколько лет работал, но все еще жил с родителями.
– Рит, привет! У меня к тебе есть небольшое дельце, – сказал он.
Маргарита хорошо знала своего брата, поэтому поняла, что тот сейчас будет у нее что-нибудь просить.
– Взаймы не дам, – сразу предупредила она. – Мы вчера очередной взнос по ипотеке внесли, так что у нас все под расчет.
– Да я не о деньгах, – сказал Юрий. – Вернее, о деньгах, но не о ваших.
– Тогда говори.
– Ну, ты знаешь Мишку.
– Колесова что ли?
– Да. Так вот, у него проблемы. Хотел взять в банке кредит на свой бизнес, а банк ему отказал.
– А от меня ты чего хочешь? – спросила сестра.
– Рит, ты же в банке работаешь, да еще в кредитном отделе. Может, как-то поможешь Мишке получить кредит?
– Юра, если ему отказали, то я никак помочь не смогу. Это не от меня зависит. Мое дело – принять заявку от клиента, собрать пакет документов и отправить их выше – туда, где принимают решение. Кроме того, если Мишке отказали, значит, у него плохая кредитная история.
– И что? Теперь ему ничем не помочь? – спросил Юрий.
– Не знаю. Если только в другие банки обратиться. Пусть почитает отзывы, есть банки, где не так придираются. Может, и повезет. Только проценты, скорее всего, будут конские, – посоветовала Маргарита.
– Слушай, у меня вот еще какой вопрос: Мишка просит меня, если ему все-таки дадут кредит, пойти к нему в поручители, – сообщил Юра.
– Не вздумай. Хотя ты вряд ли подойдешь для этой роли, – ответила сестра.
– Почему? Я работаю уже три года, причем на одном и том же месте. Зарплата у меня, может, не такая большая, но стабильная.
– А почему же ты со своей «стабильной» зарплатой в прошлом году просрочил три платежа за свой мотоцикл? За тебя тогда родители платили, когда мама случайно в почтовом ящике нашла письмо из банка о просрочке.
– Тогда случайно получилось.
– Случайно. А, кстати, мотоцикл твой где? – усмехнулась Рита.
Она прекрасно знала, что брат своего «железного коня» разбил. Хорошо, что сам не покалечился.
– Так что, Юра, у тебя кредитная история тоже подмочена. Нет к тебе доверия!
Решив все вопросы с родителями, Маргарита ушла. А расстроенный Юрий позвонил приятелю:
– Миш, Ритка отказалась. Сказала, что тебе вряд ли в каком банке дадут кредит. И о поручительстве: не получится – у меня тоже проблемы с кредитной историей, я же в прошлом году за мотоцикл вовремя не платил. Так что извини, ничем помочь на смогу.
– Не переживай! Я все вопросы уже решил. Завтра иду получать деньги, – радостно сообщил ему друг.
Юбилей главы семьи был в разгаре. Петру Владимировичу сказали много добрых слов, в общем, были довольны и гости, и хозяева.
Но Маргарита заметила, что Юрий, когда разговаривает с кем-нибудь, улыбается. А как только собеседник отходит, мрачнеет: видно, что его что-то сильно беспокоит.
Маргарита присела рядом с братом:
– Ты чего, Юр? Сидишь мрачнее тучи, будто у тебя горе какое.
– Мишка позвонил. Плохо у него все, – ответил Юрий.
– А что? Ему так и не дали кредит? – спросила Маргарита.
– Дали, но лучше бы не давали. Он хотел открыть магазин запчастей и всего, что надо для ухода за мотоциклом. И при магазине сделать своего рода клуб. Мол, народ будет собираться, общаться, в общем, у него там много идей было. Первым делом он купил помещение: на первом этаже жилого дома. Там уже до него был какой-то магазин, так что помещение из жилого уже было переведено в нежилое.
Мишка на это понадеялся и дальше ничего выяснять не стал. А когда начал оформлять документы, то выяснилось, что в магазине, расположенном в жилом доме, то, чем он планировал торговать, продавать нельзя.
– И что теперь? – спросила Маргарита.
– Не знаю. И Мишка не знает. Представляешь, он уже товар заказал, аванс заплатил. У него были отложены деньги на первый платеж банку. Второй он рассчитывал заплатить уже из выручки, которую получит. А теперь денег, чтобы платить банку, нет. Поставщикам за товар должен. И еще коммуналку за помещение платить надо.
– Попал Мишка! – посочувствовала Маргарита. – Но вообще-то он сам виноват. Прежде чем за такое дело браться, надо было все документы изучить, все разрешения получить. А эта молодежь зеленая, рвется свое дело открывать: «Я такой крутой, на дядю работать не собираюсь»! Знаешь, сколько я таких видела? Из ста таких бизнесменов хорошо, если пять-шесть добиваются успеха. Сильно за друга переживаешь?
– Нет у меня больше друга. Он сегодня позвонил и сказал, что если бы я тогда не «соскочил», а помог бы ему, пошел бы хотя бы поручителем по кредиту, то сейчас все могло бы быть по-другому, – грустно сказал Юрий.
– Ага, по-другому! – усмехнулась Маргарита. – Знаешь, как бы это «по-другому» выглядело? Родители сейчас бы не юбилей отца праздновали, а решали бы, что продать, чтобы ваши с Мишкой долги закрыть.
– Да понимаю я это. Только все равно чувствую себя как-то гадко. Будто я друга предал.
– Юра, вам уже по двадцать пять лет. Я понимаю, что вы дружите с детства. Привыкли друг друга выручать. Но финансы – это все-таки другое. Если бы Мишке надо было помочь с ремонтом, например, крыши на даче, и ты весь отпуск там проработал, я бы тебе слова не сказала. Но представь, что ты поддался на его уговоры и влез в это дело. Да, родители тебе бы помогли. Но это не мотоцикл, там совсем другие деньги. Ты потом с такой кредитной историей никогда бы не смог взять ту же ипотеку. А ты ведь не всегда с родителями жить будешь. Во взрослой жизни каждый должен отвечать за себя.
– Рита, ты вроде все правильно говоришь, но на душе все равно паршиво, – вздохнул Юрий.
– Ладно, давай посмотрим с другой стороны. Тебе этот магазин был нужен? Мне кажется, что ты после той аварии к мотоциклам охладел. Я права?
– Да.
– Тогда получается, что, поддерживая Мишку, ты не свою мечту воплощал в жизнь, а его. Вот и подумай, стоило так дорого платить за чужую мечту? А Мишка знал, на что шел. Выкарабкается. Магазин продаст, с товаром разберется. Опыт получит – в следующий раз будет умнее.
– Рита, там дело еще хуже. Когда я отказался быть его поручителем, он Вику уговорил, – сказал Юрий. – Это его девушка. Они планировали пожениться.
– Ничего себе! Он что – совсем без головы? И что теперь? Если он платить не будет, то где-нибудь через полгода банк начнет этой Вике звонить. Она с родителями живет?
– Да. Вика родителям уже сказала. Там такой скандал был! Мне ребята рассказывали, что отец Вики Мишку с лестницы спустил.
– Коллекторов с лестницы не спустишь, – сказала Рита. – Не завидую я этим людям. И Вика тоже хороша. И что они теперь будут делать?
– Вроде родители Мишки собираются продавать дом в деревне или дачу, я точно не знаю.
P. S. Родители Михаила, чтобы покрыть долги сына, были вынуждены продать и бабушкин дом в деревне, и свою дачу. Сам он теперь «работает на дядю», пытается хоть как-то возместить родителям финансовые потери. С Викой они больше не встречаются. Юрия Михаил тоже больше не считает своим другом.