Ирина собрала со стола грязные тарелки и пошла на кухню. Юрий, ее младший брат, зашел туда следом за ней.
–Ир, давай прямо завтра к нотариусу сходим, – предложил он.
– Послушай, Юра, может быть, хотя бы для приличия подождем неделю-другую. Я ведь уже подписала какую-то бумагу, что не претендую на квартиру родителей. Она достанется тебе, – ответила сестра.
– То, что ты тогда подписала, – это филькина грамота. Надо, чтобы ты у нотариуса написала официальный отказ. Тогда я буду точно уверен, что ты не передумаешь и не захочешь получить свою долю, – настаивал Юрий.
– Хорошо. Но только в четверг. Два дня потерпишь?
– Два дня потерплю, – сказал Юрий и ушел в комнату, где родственники и друзья отца сидели за пoминaльным столом.
Действительно, восемь лет назад, когда родители были еще живы, Ирина подписала обязательство, в котором отказывалась от каких-либо претензий на наследство отца. Тогда для нее и ее дочери Кати это был единственный выход не остаться без крыши над головой.
Их семья жила в двухкомнатной квартире, которая принадлежала отцу – Федору Степановичу. Мечтали, конечно, о том, чтобы купить трехкомнатную, но все никак не могли накопить на нее.
А потом Ирина окончила университет, вышла замуж и переехала жить к мужу. Юрий, который был на девять лет младше, еще учился в школе и жил с родителями.
Семейная жизнь у Ирины не заладилась, и через четыре года она вернулась домой с трехлетней Катей. Юрий уже учился в колледже, и сложно было представить, как они все расположатся в двух очень небольших комнатах.
Тогда родители решили отдать Ирине однокомнатную квартиру, которую ее мама год назад получила в наследство от своей родственницы. Но Юрий был против.
– Вы обещали, что, когда я окончу колледж и начну работать, продадите эту квартиру и деньги поделите между нами с Иркой. А теперь, получается, она все заграбастает? Я не согласен!
– Юра, а что ты предлагаешь? Жить всем здесь? Так ты сам вчера возмущался, что у нас тесно. Не оставить же Иру с Катей на улице.
– Пусть снимает, ей бывший муж алименты платит, – не сдавался брат.

– Какие это алименты? Горькие слезы! А сама она – учительница музыки. Если Ира будет снимать квартиру, им жить не на что будет, – уговаривала Юру мама.
Тогда отец предложил:
– Давай так: Ира сейчас получает однокомнатную квартиру, а тебе потом достанется вот эта двушка.
Юра еще долго ставил всякие условия, требовал гарантий, но в конце концов согласился. Тогда Ира и написала что-то вроде расписки, что не будет претендовать на квартиру отца.
Мамы не стало через три года. Отец отдал Ирине кое-какие украшения матери: цепочку с кулоном, браслет, три кольца и еще что-то по мелочи.
Юрий в это время уже съехал от родителей и жил вместе с со своей девушкой.
Отец прожил один пять лет.
И вот теперь сын торопится вступить в наследство.
Перед тем, как войти в контору нотариуса, Юрий остановился.
– Ира, ты помнишь, что ты в расписке написала?
– Помню.
– Там речь шла не только о квартире отца, но и об остальном имуществе. То есть от машины и гаража ты тоже должна будешь отказаться, – сказал он.
– Я помню, Юра. Пойдем быстрее, у меня через час уроки начинаются.
Покончив с делами, Ирина поспешила на работу. На душе у нее было как-то нехорошо.
Во-первых, она чувствовала неловкость: отца не стало всего неделю назад, а они, его дети, уже делят наследство.
Во-вторых, ей было стыдно за брата: он так спешил, что несколько раз пытался сам отвечать на вопросы, которые нотариус задавал Ирине, будто она не способна подтвердить свое желание отказаться от наследства.
Выйдя на улицу, брат и сестра разошлись каждый по своим делам, даже не договорившись о следующей встрече. Конечно, Ирина знала, куда направился Юрий – в квартиру отца. Он был там зарегистрирован, и теперь это полностью его имущество. Ему не надо ждать полгода.
Какая-то муть в душе сохранилась до самого вечера. Даже во время уроков Ирина не могла до конца отвлечься от своих мыслей и сосредоточиться на работе.
И только вечером, когда Катя за ужином стала рассказывать ей о том, что произошло в школе, о контрольной по английскому, за которую она получила четверку, потому что «совсем чуть-чуть не успела доделать задание», Ирина окончательно успокоилась.
Теперь она думала о другом: когда Юра, который рос на ее глазах, из доброго мальчишки превратился в этого неприятного, алчного человека?
Конечно, она могла бы сегодня не согласиться с ним, напомнить, что тогда речь шла только о квартире, а не обо всем имуществе. Но ей хотелось, чтобы вся эта дележка поскорее закончилась, поэтому она не стала спорить. Пусть он заберет себе и автомобиль отца, и гараж, только бы избежать этой стыдной свары, которая возникает, когда родственники делят наследство.
Но сохранить душевный покой Ирине не удалось.
Через два дня Юрий ворвался к ней в таком состоянии, что Ирина даже испугалась.
– Ты все знала! Ты знала, что у него ничего нет! А я, дypaк, обрадовался, что ты так легко от всего отказалась! Конечно, тебе все было известно, ты же постоянно вертелась у него!
Когда брат немного успокоился, Ирина узнала, что произошло.
Действительно, выйдя из конторы нотариуса, Юрий направился в квартиру. Около подъезда он встретил приятеля отца – Бориса Петровича.
– Что, Юрка, идешь в наследство вступать? – спросил тот.
– Да, хочу ключи от гаража взять. Надо машину проверить и порядок в гараже навести, а то у отца там всегда бардак был, – ответил Юрий.
– Так ведь нет уже давно ничего – ни машины, ни гаража. Федор еще год назад все продал, – сказал Борис Петрович.
– Как продал? – опешил Юрий.
– А вот так! Почаще надо было отца навещать да интересоваться его делами. Тогда бы не удивлялся. Давай присядем, я тебе кое-что расскажу.
И вот тут Юрий узнал, что отец в последние два года играл.
– От скуки Федя в это дело втянулся. Сначала помаленьку, а дальше больше. Хвастался как-то, что восемьдесят тысяч выиграл. А вот сколько проиграл, не говорил. Но, видно, много, раз пришлось машину и гараж продать.
Когда Юрий поднялся в квартиру, он первым делом стал искать документы на квартиру. Самые страшные опасения оправдались: квартира была заложена.
– Ты знала об этом? – снова спросил сестру Юрий.
– Нет, если бы я знала, то не промолчала бы, – ответила Ирина. – Я после некоторых событий стала подозревать, что ему не хватает денег. Даже спросила однажды напрямую. Но папа сказал, что все в порядке, что зарплаты и пенсии ему вполне хватает.
– А почему ты так подумала?
– Понимаешь, у меня несколько раз после его визитов пропало кое-что из шкатулки с украшениями. Причем не то, что я сама покупала, или то, что мне дарили. Пропали два маминых кольца.
– А ты у него не спрашивала?
– Нет. Мне было неудобно. Я просто убрала шкатулку подальше. Но, с другой стороны, эти вещи покупал маме отец. Если бы он спросил, я бы и так отдала их ему. В общем, я решила, что ему не хватает денег, и стала приносить ему продукты.
– А ему не продукты были нужны, а деньги.
– Большие долги у отца? – спросила Ирина.
– Большие. Если я вступлю в наследство, мне придется продать квартиру, и то я с ними не рассчитаюсь.
– Но больше, чем стоит квартира, с тебя требовать никто не может.
– И какой смысл мне тогда получать это наследство? Чтобы морочиться с продажей и выплачивать долги? – спросил Юрий. – Я был у юриста, мне все объяснили. Я откажусь.
– Мне жаль, – сказала Ирина.
– Не сомневаюсь. Но все должно быть по-честному. Ты должна продать эту квартиру и вернуть мне половину денег, – сказал брат.
– Нет, Юра. Мне действительно жаль. Но эта квартира моя и Катина. Мама оформила на меня дарственную, и мы живем здесь уже восемь лет.
– Ира, давай договариваться по-хорошему. Если ты откажешься, я пойду в суд. Фактически ты лишаешь меня наследства.
– Юра, если бы я могла тебе чем-то помочь, я бы это сделала. Но продать квартиру и оставить свою дочь без крыши над головой я не могу. Ты взрослый мужчина, и вполне сможешь сам решить свои проблемы.
– Тогда встретимся в суде, сестренка, – усмехнулся Юрий и ушел, не попрощавшись.
Он еще несколько раз звонил Ирине, как-то даже пришел с молодым человеком, который назвался адвокатом и пытался убедить Ирину, что у брата есть возможность выиграть дело в суде.
Однако в суд Юрий не обращался, наверное, ему все-таки объяснили, что отменить дарственную не удастся.
Больше Юрий не общался с сестрой, потому что считал, что она поступила несправедливо. Но Ирина иногда слышала о нем от общих знакомых. Так, через два года она узнала, что Юрий женился. У его жены была своя квартира.
Автор – Татьяна В.