— В тебе хоть что-то человеческое есть? – еле сдерживая слезы, спросила Лена.
— Я ничего такого не сказал, — ответил Антон.
— Лучше бы ты вообще ничего не говорил, — сглотнув, произнесла Лена.
— Отлично! – воскликнул Антон. – Ты еще мне рот закрой! Кляпом заткни! А, между прочим, я свободный человек и сформировавшаяся личность!
И я имею право на собственное мнение! А еще я имею свое мнение высказывать!
Лена, хмурясь, посмотрела на мужа. Потерла ладонью лоб.
— Антон, я тебя прошу, только не сейчас! Неужели ты не понимаешь, что сейчас все это совсем не вовремя?
— Ну, знаешь! – возмутился Антон. – Отказываться от принципов под действием сторонних обстоятельств – это предательство!
— Просто закрой рот! – прикрикнула Лена. – Я не хочу сейчас это все выслушивать!
— Ты можешь не слушать! Можешь вообще на меня внимания не обращать! Но заткнуть мне рот тебе не удастся!
И я не просто высказал свое мнение, но могу и повторить! И мне не стыдно за то, что я говорю правду!
— Вместе со своей правдой уйди куда-нибудь! – попросила Лена. – И, желательно, на несколько дней!
— Не тебе мне указывать, куда идти и как поступать! – Антон демонстративно уселся в кресло.
— Хочешь, чтобы я ушла? – спросила Лена.
— Мне все равно, — Антон отвернулся. – Я, в отличие от тебя, указывать не собираюсь! Хочешь – иди! Хочешь – оставайся!
— Антон, а в тебе есть хоть капля сочувствия? – спросила Лена.
— Но я не чувствую того, что чувствуешь ты! И делить это я не намерен! Тем более, как ты меня не убеждаешь, мне ее не жаль! – надменно ответил Антон.
— А меня? Меня тебе тоже не жаль?
Этот вопрос должен был возыметь другое действие. Совсем не то, какое возымел.
— А тебя чего жалеть? – Антон изобразил искреннее удивление. – У тебя все прекрасно! Квартира есть, муж присутствует, сын у соседей, но его могут в любой момент привести!
Сама ты здорова, красива, молода! У тебя работа хорошая, зарплата приличная! Чего тебя жалеть? Тебе завидовать нужно!
Лена и предположить не могла, что в данный момент способна хоть на какие-то чувства, кроме скорби. Три дня назад маму похоронила. Но слава мужа взбесили ее на счет «раз».
То ли вуаль слетела с глаз, то ли розовое стекло разлетелось вдребезги. Но Лена посмотрела на мужа совсем иначе, чем видела его все восемь лет брака.
А уж память предложила целую киноленту событий и случаев, которые сознание сейчас переосмысливало.
Ужас обуял Лену. Как она вообще могла жить с таким человеком?
Хотя она гордилась даже, какие прогрессивные у них отношения…
В восемнадцать лет Лена зарегистрировалась на сайте знакомств. Не так, чтобы у нее были проблемы с кавалерами или ухажерами. Просто ей хотелось чего-то большего, чем мальчики, которых она знала, как облупленных.
А если разобраться, то у нее и времени особо не было на серьезные отношения. Помимо учебы она еще подрабатывала курьером на фирме своей мамы. С шестнадцати лет подрабатывала.
Носилась по всему городу со стопками документов. То договор отвезти, то акты нужно было подписать и вернуть, то конкурсные предложения вручить. Но все это было исключительно во внеурочное время.
На учебу времени хватало, на встречи с друзьями тоже, а вот на серьезные отношения – вообще нет.
Но на сайте знакомств ей понравилась формулировка: «Не ищу спонсора и не желаю им быть!»
Очень Лене импонировало это высказывание. Сразу расставлялись все приоритеты. То есть, она сама ни на чью шею садиться не собирается, но и на себе тащить никого не будет! Чисто партнерские отношения, где все честно.
И пусть она пока не искала серьезных отношений, но для себя поняла, что ее отношения будут строиться только так!
Друзья, а в особенности кавалеры, когда услышали подобную постановку вопроса, сразу начали Лену переубеждать.
— Какие могут быть партнерские отношения, если ты девочка? Мужчина должен любить тебя! Заботиться о тебе! А как же он себя мужчиной проявит, если ты вносишь в отношения столько же, сколько и он?
— Логики не замечаешь, — отвечала Лена, — что это и будут правильные отношения! Если нет перекоса ни в одну из сторон, тогда и обид не будет!
Спроси у кого хочешь, хотел бы кто-то в отношениях получать столько же, сколько вкладывает сам? И не только денег, но и заботы, любви, уважения!
А я тебе за всех могу ответить! Все захотят! У нас же какая система работает? Один любит, второй позволяет себя любить!
А когда любящий человек понимает, что все его старания не имеют ответа, становится очень плохо!
Так Лена объяснила позицию мужчинам из своего окружения. А девочкам была выдана немного иная версия.
— У меня мама занимается бизнесом! Она меня научила деньги зарабатывать! Привила это с детства! И я не собираюсь на своем горбу кого-то тянуть! Сейчас же посмотришь, как семьи живут, оторопь берет!
Работают оба, зарплаты две, а как хозяйство, так только женщина! И дети только на женщине! То есть, положение ущербное с самого начала!
А если идут с равным вкладом, то и хозяйство, и дети, и вообще все – делится пополам! Ну, или равноценно замещается!
Что мальчики, что девочки, выслушали Лену очень внимательно. Подумали для порядка. А потом выдали одинаковое заключение:
— Ты с такими взглядами себе мужа не найдешь! А если найдешь, то сама не рада будешь, что он такой!
Но про мужа Лена пока не задумывалась. Ей хватало друзей, легкого флирта и ничего не значащих свиданий. Нужен был еще диплом, нормальная серьезная работа, да и кругозор не мешало бы расширить!
Чтобы стать зрелой личностью, личности нужно, как минимум созреть!
С Антоном Лена познакомилась на том же сайте знакомств. Вот напророчили друзья, что она такого мужчину себе не найдет, чтобы ее взгляды на равноправие разделал. Да, так и выходило. Вторых свиданий у Лены не было.
А у Антона в анкете было написано то, что когда-то ее воодушевило: «Не нуждаюсь в спонсоре и не желаю им быть!»
Ну, Лена пошла в разведку, насколько взгляды этого симпатичного мужчины совпадают с ее собственными.
Двухнедельная переписка показала, что думают они одинаково. Только Антон уже обжегся на неправильных отношениях.
Его посчитали кошельком и неплохо подоили, пока он не разобрался в сути. Потом пришлось с психологом все это основательно прорабатывать. Но в итоге он пришел к тому, к чему пришел.
— Я готов давать! Но я не собираюсь играть в одни ворота! Даю, чтобы и ты дал, как говорили древние! А если не так, то смысла в таких отношениях нет!
И вообще! Гармоничным может быть только тот союз, когда его заключают взрослые сформировавшиеся личности! Которые со всей ответственностью и уважением относятся и к личному мнению, и к личному пространству, и не пытаются сломать или вложить партнеру свои идеи насильно!
Для всего должен быть в первую очередь диалог, а потом уже все остальное!
Лена читала эти строки и глазам своим не верила. Такое ощущение, что он буквально прочитал ее сознание! Что ни фраза, то истина!
Но Лена не стала торопить события. Дождалась приглашения встретиться и сразу же согласилась. Надо было на натуре посмотреть и послушать, не расходятся ли слова, сказанные в интернете с тем, что будет сказано лично.
Антон повторял и в реале, что говорил виртуально. Так и по поступкам с поведением было понятно, что он четко осознает свою позицию.
Лена сама попросила разделить счет. А Антон и не собрался за нее платить. Он пропускал Лену вперед, но дверь предложил открывать ей самой. Такси ей вызвал, но оплату поставил наличными по факту.
То есть, все соответствовало постулату, что взрослый, самостоятельный, самодостаточный, здоровый человек должен сам закрывать свои потребности. И он не нуждается в подачках, уходе или преклонении!
Новоявленная теща такому зятю была не рада. И сколько бы доводов Лена не приводила, Нина Семеновна стояла на своем:
— Если мужчина не берет на себя ответственность, то на кой этот мужчина сдался? А если твой Антоша не знает про этикет и правила хорошего тона, так я могу лично ему объяснить, как следует себя мужчине вести!
И пару лекций она Антону все-таки прочитала, что вызвало резко негативное отношение Антона к теще.
— Не думал, что меня настигнет этот стереотип, — сказал он Лене. – Я рассчитывал, что у столь адекватной женщины, как ты, должна быть адекватная мама!
Но тут, видимо, она просто еще не приняла современные реалии! Ничего! Время еще есть! У каждого человека есть время, чтобы осознать, насколько изменился мир в лучшую сторону!
Лена у себя в голове перевела на понятный язык то, что сказал Антон. И, Слава Богу, что ее мама этого не слышала и не перевела.
Тут лекцией бы дело не закончилось. Мама у Лены была несколько старомодных взглядов, и мнение свое менять не собиралась.
Однако в семейную жизнь дочери не лезла.
— Не зря же я тебя воспитывала! Сама поймешь, когда придет время, что это за фрукт!
Лена поняла. Через восемь лет, когда мамы не стало. Работа ее добила. Аневризма.
Она не до конца осознавала, что творилось и происходило. Но выплеск ярости очистил зерна от плевел в ее сознании.
И даже последние факты говорили о многом.
В больнице его не было. И после второго звонка Лены он ехать отказался. А когда она позвонила в третий раз, чтобы сообщить, что ее мамы не стало, он ответил:
— Это твоя мама! Значит, тебе с этим и разбираться!
Лена просидела вечность, ожидая окончания аутопсии, потом с документами явилась домой. Но в ритуальное агентство тоже пришлось звонить ей. А на следующий день ехать. Одной. И самой выбирать… И договариваться… И решать…
Антон мало того, что отстранился от всего полностью, так не сказал и слова поддержки или сочувствия. Просто отмалчивался. И на поминки он не пошел…
А через три дня после погребения, ни с того, ни с сего, вдруг выдал:
— Что ты сидишь без дела? Порядок в доме навести нужно, приготовить! Твоя очередь! И нечего по ней убиваться! Это нормальный жизненный цикл. Тем более, женщиной она была своеобразной! Я считаю, что многие вздохнут с облегчением! Умела она жизнь портить!
— Антон, до тебя не доходит, то у меня мамы не стало? Самого близкого и родного человека!
А у нормальных людей, когда такое происходит, то принято выражать сочувствие, участие, оказывать поддержку! Хотя бы моральную!
А от тебя же доброго слова не дождешься! А вот злых слов у тебя навалом! Да мне плевать, какое у тебя мнение о моей маме!
Я ее люблю! И она для меня всегда была родным и близким человеком! А ты, если бы был нормальным человеком, смог бы это понять!
Но тебе не суждено! Ты же видишь только себя! Заботишься только о себе! А что по твоему мнению неважно, оно должно быть неважно для всех!
Антон с удивлением смотрел на жену.
— Ты эгоист, Антон! Просто махровый эгоист! Тебе безразлична чужая боль, чужое горе, чужие проблемы! А важно тебе, только чтобы это все тебя не касалось!
И не дай Бог не коснулось! Ты негодный человек, Антон! Ты негоден для жизни в человеческом обществе! Для тебя лучшее общество – это ты, ты, и еще раз ты!
А всех остальных ты терпишь лишь потому, что тебе от них что-то нужно! А как возможность получать пользу исчезает, ты готов этого человека с грязью мешать!
— Я мог бы поспорить! – воскликнул Антон.
— Я три дня назад похоронила свою маму, — уставшим голосом проговорила Лена. – Ты думаешь, что у меня сейчас есть желание с тобой разговаривать или спорить?
На лице Антона отобразилась растерянность.
— Уходи! – сказала Лена. – Ты непригоден ни для семейной жизни, ни для жизни в обществе! Но я не буду говорить за все общество! Я скажу за себя.
Мне ты не нужен! Уходи! Ключи от моей машины и квартиры оставь под зеркалом.
Алименты будешь платить по закону. А если захочешь видеться с сыном, на это сам получи решение суда, потому что так я тебе сына не доверю!
Не дай Бог, он вырастит таким, как ты!
У Антона и раньше не особо получалось общаться с сыном. Собой был слишком занят. А после развода он о нем даже не вспоминал.
А Лена не вспоминала об Антоне. Ей с маминой фирмой нужно было разбираться, да сына воспитывать. Тут уже не до Антонов!