– Тамара, мать мне сегодня звонила. Они м Лизой собираются в субботу к нам зайти, – сообщил Павел жене.
– На обед или на ужин? – поинтересовалась она.
– Сказала, что часа в четыре.
– Понятно. А зачем, не сказала? – спросила Тамара.
– Нет. Она позвонила перед самой планеркой, мне выспрашивать у нее было некогда.
– Просить о чем-нибудь будут, – предположила жена.
– Почему ты так решила?
– Паша, я твою маму знаю уже пятнадцать лет. Она только в квартиру к нам заходит, а я уже понимаю, что ей нужно. А раз в субботу придет с Елизаветой, значит, просить будут что-нибудь для твоей сестры, – объяснила Тамара.
– Ты уверена? – спросил Павел.
– Вот увидишь, – усмехнулась Тамара.
Гости пришли минута в минуту. Тамара удивилась, когда за спиной золовки увидела и ее мужа – Константина. Не хватало только свекра – Михаила Ильича. А так – «вся королевская конница и вся королевская рать».
Ольга Юрьевна с дочерью и зятем расположились в гостиной. Тамара предложила им чай.
Пока чаёвничали, разговаривали на нейтральные темы, а когда чашки опустели, свекровь заговорила о том, ради чего они и пришли.
– Паша, вы ведь ипотеку уже выплатили? – спросила она.
– Да, еще в мае, – ответил Павел.
– И ремонт, смотрю, сделали, – продолжила Ольга Юрьевна, оглядываясь по сторонам.
– Чисто косметический, – сказал сын.
– Мы ведь что пришли. Лиза и Костя тоже хотят взять ипотеку, – сказала свекровь.
– Хорошее дело, – согласился Павел.
Его младшая сестра Лиза, ее муж и двое их детей – шести и четырех лет жили в однокомнатной квартире в старом доме.
– Хорошее-то хорошее, только им в ипотеке отказали – Лиза пока еще не работает, а Костя, ты ведь знаешь, работает неофициально, – пояснила Ольга Юрьевна. –Старую их квартиру продадим. Хотели материнский капитал использовать, а остальное – в банке взять. Но им отказали. А они уже и квартиру себе нашли: три комнаты, недорогая, потому что в ней лет двадцать, наверное, ремонт не делали. Но это ничего – всей семьей навалимся – поможем.
– И что вы делать будете? – спросила Тамара.
– Паша, возьми ты для них кредит, а Лиза с Костей тебе каждый месяц будут платеж на карту переводить, – попросила его мать.
Лиза сидела молча. Костя смотрел куда-то в угол комнаты, словно все самое интересное происходило именно там, а не здесь, рядом с ним.
– А как вы это представляете? – поинтересовалась Тамара.
– Я вообще-то с сыном разговариваю, – сказала свекровь.
– Нет, Ольга Юрьевна, если дело касается таких крупных сумм, то мы с Пашей будем принимать решение вместе, – ответила невестка.
– Все очень просто: Паша берет потребительский кредит, отдает эти деньги Лизе и Косте, и они покупают квартиру без всякой ипотеки. Будто бы. А потом каждый месяц будут сами выплачивать этот кредит. От Паши требуется только заявку заполнить и деньги получить.
– А вы знаете, под какие проценты банки дают потребительские кредиты? И на какой срок? – спросила Тамара. – Это же не ипотека. Там и срок будет короче, и платеж больше.
– А тебе-то какая разница? – усмехнулась свекровь. – Не тебе же платить.
– Боюсь, что платить придется именно мне. Вернее, нам с Пашей. Банк ведь не просто так отказал Косте. Работает он без оформления, налогов не платит, для банка он – безработный.
– Но вы ведь знаете, что Костя работает, – вступилась за мужа Лиза.
– Это он сегодня работает, – сказал Павел. – А ты уверена, что его шарашкина контора завтра не прогорит и не закроется? Тогда что? Вспомни, как он в прошлом году ногу сломал и три месяца не работал – на что вы тогда жили? Мать с отцом вас содержали. Десять лет – срок большой. Тут загадывать и гарантировать ничего нельзя. А если вы разведетесь? Костя помашет тебе ручкой и уйдет. А ты сама сможешь каждый месяц тысяч по сорок платить?
–И вообще, если вы хотите взять ипотеку, Косте надо устроиться на работу с официальным оформлением. И тебе, Лиза, неплохо бы выйти хотя бы на полставки. И через несколько месяцев вы могли бы снова обратиться в банк, – посоветовала Тамара.
– А твоих советов никто не спрашивал, – огрызнулась Лиза. – За своей семьей смотри.
– И напрасно не спрашивали. Я могла бы дать неплохой совет. Свою-то ипотеку мы выплатили. И вам я могу предложить интересный вариант.
– Какой? – взглянула на невестку Ольга Юрьевна.
– Паша берет кредит. Но не потребительский, а ипотечный – это выгоднее. Понятно, что квартира будет оформлена на него. Вы въезжаете и живете, каждый месяц выплачивая ипотечные взносы. Как только долг будет погашен, Паша оформит дарственную. На Лизу и Костю.
– А что, неплохой вариант, – сказал Павел.
– Ничего себе неплохой! – возмутилась Лиза. – Получается, что платить будем мы, а квартира будет ваша? Ну и нахалка ты, Тамарка! Так мы и поверим вам на слово, что Пашка потом нам квартиру отдаст! Надуть нас хотите? Ну и родственнички!
– Да мы ничего от вас не хотим, это вы к нам явились, – спокойно сказала Тамара.
– Лиза права, – заявила свекровь, – почему они должны верить вам на слово, что вы потом перепишете квартиру на них? А если вы их обманете?
– Как-то странно вы рассуждаете, Ольга Юрьевна: мы с Пашей, значит, должны будем верить Лизе и Косте, что они в течение десяти или пятнадцати лет будут каждый месяц переводить нам деньги, а они нам доверять не могут, – усмехнулась Тамара.
– Все понятно, с вами каши не сваришь, – сказала свекровь. – Пойдем, Лиза.
Родственники ушли.
– Не жалеешь, что отказался помочь? – спросила Тамара мужа.
– Ничуть. Был момент, когда я дрогнул. Но как представил, что это ярмо под названием «ипотека» снова окажется на моей шее, желание уступить разом пропало. И потом, я совсем не уверен в том, что Костя будет пахать, как трактор, чтобы побыстрее выплатить кредит. Он и сегодня слова не сказал, просидел, как будто все, что обсуждали, его не касается.
– Я тоже обратила на это внимание. Скорее всего, идея взвалить их ипотеку на тебя пришла в голову или Лизе, или твоей маме, – сказала Тамара.
– Кстати, а твоя идея – оформить квартиру в нашу собственность, пока они не выплатят кредит, мне понравилась. Это защитило бы наши вложения. Но лучше вообще с ними не связываться. Представь, как бы мы, скажем, пятого числа каждого месяца гадали, переведет Костя деньги или нет. И так лет десять. Это же никаких нервов не хватит. Знаешь, когда я об этом подумал, мне вспомнился старый анекдот: супруги легли спать, а муж никак не заснет – все вертится и вертится. Жена его спрашивает: «Мойше, ты что крутишься?» «Сара, я соседу Хаиму сто рублей должен, и это меня беспокоит». Сара постучала в стену: «Хаим, Мойше тебе деньги должен»? – «Должен»! – «Так вот: он их тебе не отдаст». Потом обернулась у мужу: «Все, спи спокойно, пусть теперь он вертится».
– Вот и Лиза тоже решила, что нервничать должны мы, а не она, – сказала Тамара.
P. S. Костя так и не устроился на официальную работу, Лиза продолжила сидеть дома. А Ольга Юрьевна жалела дочь и рассказывала всем знакомым, что сын и невестка отказались помочь Лизе.