Жила-была обычная семья: Сергей Евгеньевич Потапов – врач-стоматолог, его жена Анна Геннадьевна – менеджер турагентства, и их дети четырнадцатилетняя Ксюша и восьмилетний Антон. Жили они в стандартной трехкомнатной квартире, за которую уже выплатили ипотеку.
Были у них и родственники – почти все жили в этом же городе. С родственниками встречались по праздникам и тогда, когда кому-нибудь была нужна помощь.
Вот, например, надо было Потаповым в прошлом году старый холодильник на дачу перевезти – в квартиру купили новый, с двумя дверками – Сергей Евгеньевич брату позвонил, тот приятеля на помощь позвал, и дело сделано.
Или недавно родители новую мебель купили. Сыновья и племянники и в квартиру подняли, и собрали тут же.
И Анна Геннадьевна никогда не отказывала родственникам, если тем нужна была горящая путевка к морю, – помогала.
Взаимовыручка.
И всех такое положение дел устраивало. До тех пор, пока не появилась Света.
Она была женой Юрия – сына родной тетки Сергея Евгеньевича.
Юрий восемнадцать лет назад окончил военное училище и уехал служить на Дальний Восток. А перед отъездом женился на Светлане.
Расстояния у нас в стране большие, с Дальнего Востока в центральную Россию не наездишься, но все же раза три Юрий и Светлана в гости к родственникам приезжали. Правда, больше времени проводили в поселке, у родных Светы. Может, поэтому ее характер стал для всех сюрпризом.
Юрий демобилизовался, получил по военному сертификату квартиру в родном городе и перевез сюда семью: жену и двоих детей.
Света была из тех, про кого обычно говорят – «человек без комплексов». На практике это означало, что она не понимала разницы между понятиями «моё», «твоё» и «наше».
Попав как-то на дачу к тетке мужа – матери Сергея, она заявила:
– Ой, какая у вас клубника крупная! Сладкая, наверное! Я наберу себе ведро – варенье сварю.
И очень удивилась, когда хозяйка ей отказала.
А через неделю Света позвонила Анне и заявила:
– Я слышала, что вы в выходные на дачу к своим родителям собираетесь, мы с вами поедем, детям там очень понравилось.
Конечно, понравилось, потому что на участке, кроме грядок с клубникой и ягодных кустов, были еще спортивная площадка с уличными тренажерами и каркасный бассейн.
Однако существовало одно препятствие: дачный домик был не рассчитан на одновременный прием такого количества гостей: двое хозяев и семья Сергея – это уже шестеро. Где расположить еще четверых?
Когда Светлане отказали, она обиделась и пожаловалась на Анну всем, кому только могла – и родным, и знакомым. Некоторое время ей сочувствовали, но, узнав женщину поближе, стали удивляться ее то ли простоте, то ли настырности.
Постепенно многие просто сократили со Светой общение.
Анна и Сергей были одни из тех, кто еще терпел родственницу – все-таки жена двоюродного брата.
Но и их терпению тоже пришел конец. Правда, не сразу, а после нескольких «просьб» Светланы.
Сергей работал в частной стоматологической клинике. Ее владелец официально разрешил делать скидку в десять процентов для родственников сотрудников. Однако круг родни был четко очерчен: жена/муж, дети, родители – не только мать и отец, но и родители супругов.
Как об этом узнала Светлана, уму непостижимо, но она стала одолевать Сергея:
– Сережа, моей маме надо протезирование делать, так ей такую сумму насчитали! Скажи в своей клинике, что она твоя теща, все дешевле обойдется.
– Света, а потом, когда Аниной маме надо будет зубы лечить, что я скажу? – спросил Сергей.
– Ой, договоришься как-нибудь!
Вообще для Светланы было характерно стремление получить выгоду для себя за чужой счет.
Как-то она позвонила Анне с очень странной просьбой:
– Анечка, мне сказали, что вы целый месяц будете жить на даче. Это правда?
– Да, мы специально не стали разбивать отпуск – Сергею надо отцу с ремонтом помочь, – ответила Анна.
– Слушай, а можно мы этот месяц в вашей квартире поживем? – спросила Света.
– Зачем? У вас же своя трешка есть, – удивилась Анна.
– У вас кондиционеры установлены, а у нас нет. А на улице такая жара!
Сергей и Анна действительно, когда два года назад делали ремонт, поставили кондиционеры.
– Аня, ну, пожалуйста: мы в спальне устроимся, Лариса в комнате Ксюши, а Вовка – у Антошки. Очень удобно!
– Света, в чем проблема? Установите у себя кондиционеры, – предложила Анна.
– Ты что! Во-первых, чтобы установить, сколько денег надо вбухать! И, во-вторых, они же столько электроэнергии жрут! – с возмущением ответила Светлана.
И снова обиделась, получив отказ.
Этот разговор услышала Ксения.
– Что?! Эта крыска-Лариска захотела жить в моей комнате? Никогда!
– Ксюша, зачем так грубо? Все-таки Лариса твоя сестра, хоть и троюродная, – сделала дочери замечание Анна.
– Мама, да когда они у нас в последний раз были, эта Лариса везде свой нос засунула: «Ой, какой у тебя шкаф большой! А можно я посмотрю, как там внутри»? Представляешь, открыла шкаф и давай шарить. Даже в ящик с бельем попыталась залезть. Я, конечно, шкаф закрыла и сказала, что для нее там ничего интересного нет. А она мне: «Ну, что ты так резко? Когда ты придешь ко мне, я тебе покажу все, что у меня есть».
– А ты что ответила? – спросила мама.
– Я сказала, что меня ее трусы не интересуют.
А то, что произошло в начале мая на даче родителей Сергея, стало последней каплей – после этого телефон Светланы был отправлен в черный список.
У Ларисы пятого мая был день рождения. Шестнадцать лет. Светлана решила отпраздновать его с помпой – пригласить всех одноклассников дочери. Собрать три десятка подростков в кафе было бы дорого, и Света решила, что дача родственников – самое подходящее для этого место.
– Анюта, с родителями Сергея я сама договорюсь. Продукты мы купим. А на тебе – стол. У тебя же есть подруга – Людмила, которая в ресторане шеф-поваром работает. Ты с ней поговори. Пусть она кого-нибудь из своих работников возьмет себе в помощь, они вдвоем отлично справятся. А после праздника они смогут забрать себе все, что на столах останется. Всем выгодно! – заключила Светлана.
– И не рассчитывай! – ответила ей Анна. – Решай свои проблемы сама. И не суйся больше к нам со своими глупыми идеями!
После этого она позвонила свекрам, которые в это время были на даче и предупредила их о планах Светланы:
– Я ей отказала, но она ведь, как танк, если ей что-то надо, будет переть до упора. Так что вы ворота закройте и, если Света приедет к вам с продуктами, из которых надо готовить, вы просто не пускайте ее.
Но самое удивительное было в том, что Светлана действительно заявилась на дачу к родителям Сергея с кучей сумок — привезла продукты. Она звонила и требовала открыть ей калитку:
– Я продукты привезла. Завтра повара с утра приедут, готовить будут.
Оказывается, после отказа Анны Света нашла каких-то женщин, которые согласились приготовить стол.
Конечно, ее не пустили, но нервов она хозяевам в этот день попортила.
– Сережа, – спросила Анна вечером у мужа, – почему она так себя ведет? Мы ей несколько раз отказали, а она все лезет и лезет. Любой другой человек давно бы понял, что это бесполезно, и успокоился.
– Аня, Света – это воплощенное нахальство. Ей не стыдно лезть к людям со своими дурацкими просьбами. А все потому, что она думает: «А вдруг повезет»! И ведь везет. Это мы ей отказали. А вот, например, тетя Катя отказать не смогла. Света позвонила ей и сообщила, что какая-то ее родственница везет в областную больницу сына на обследование. «Вы же около больницы живете, я им ваш адрес дала. Завтра приедут». И тетя Катя на свою пенсию целую неделю кормила постороннюю тетку и пятнадцатилетнего парня.
– Ничего себе! – удивилась Анна.
– Просто не все сразу могут отказать. Кто-то стесняется, кто-то просто теряется от такого напора. А она этим пользуется. И не понимает, что сама отвращает от себя людей. Ведь когда они только приехали, вся родня объединилась: и вещи перевезти им помогли, и квартиру отремонтировать. А они даже спасибо никому не сказали. Ну, зато теперь вряд ли кто-нибудь ей помогать будет. Даже тетя Катя уже поняла, что со Светой дел лучше не иметь.