– Тамара, хватит упрямиться! Этот вариант самый удобный, – сказал брат.
– Для кого?
– Для всех!
– Извини, но меня это не устраивает, – ответила Тамара, взглянув на брата и сестру, которые сидели перед ней.
– Почему? – в один голос спросили Андрей и Настя.
– Потому что это несправедливо, – ответила Тамара.
– Я вообще не понимаю, о какой справедливости ты говоришь? – возмутилась Настя.
– О самой обычной.
– По-твоему, я должна взять маму к себе? – поинтересовалась сестра. – Или Андрей? Но у нас семьи!
– Тамара, нас в трешке четверо. Мы с женой, сын и дочь. Куда мне деть маму? – спросил брат.
– А нас хоть и трое, но планируем еще одного ребенка. А ты в двухкомнатной квартире живешь одна, – продолжила убеждать сестру Настя.
– А вы не помните, откуда у меня эта квартира появилась? Может, мне ее кто-то подарил? – спросила Тамара.
– Что ты хочешь сказать?
– Я хочу сказать, что заработала ее сама. Мне никто ни копейки не дал. А вам родители «в приданое» каждому купили по однокомнатной. А сейчас вы, пользуясь тем, что мать никогда не могла вам ни в чем отказать, уговорили отдать вам и их трехкомнатную. Вы ведь ее уже продали и деньги поделили. А теперь предлагаете мне забрать Людмилу Петровну себе. А я говорю «нет».
– Как тебе не стыдно? Она же тебя как родную вырастила! – возмутилась Настя. – И ты допустишь, чтобы она оказалась в доме престарелых?
– Настя, я благодарна Людмиле Петровне. Но в первую очередь она ваша мама. Почему-то об этом вы забываете.
Людмила Петровна появилась в их квартире, когда Тамаре было семь лет. Они с отцом уже два года жили одни. Иногда к ним приезжала бабушка Надя – мамина мама. Она помогала с Томой, приводила в порядок их «холостяцкое» хозяйство и снова уезжала, чтобы вернуться через месяц.
После того, как отец женился на Людмиле, бабушка приезжать перестала. Теперь она забирала к себе внучку только на каникулы. Людмила не была той мачехой, о которых рассказывается в сказках. Вряд ли она любила Тамару, но никогда не обижала девочку.
Может, поэтому, когда родились двойняшки – Андрей и Настя, Тамара не почувствовала ревности. Она с удовольствием возилась с малышами, присматривала за ними, когда родители были заняты.
Тамара окончила школу и поступила в университет.
– Тома, мы тебе много денег посылать не сможем, – сказал он, когда дочь уезжала учиться в областной центр. – Тысяч пятнадцать, не больше. Ты уж теперь давай сама.
Пятнадцать, так пятнадцать, как говорится, спасибо и на этом. Тамара получала стипендию, немного подрабатывала, экономила. В общем, выучилась.
Хотела вернуться домой. С ее специальностью – бухгалтер – она с легкостью нашла бы работу и в родном городе. Конечно, в областном центре возможностей было больше, но Тамара уже устала от общежития, ей хотелось пожить дома, в уюте. Кроме того, она надеялась скопить денег на свое жилье.
Но ее надеждам не суждено было сбыться. Отец, узнав о планах дочери, смущаясь и покашливая, сказал, что они рассчитывали, что она и дальше будет жить самостоятельно.
– Понимаешь, ребята уже взрослые им по пятнадцать лет. Не можем же мы их в одну комнату засунуть. Тебе с Настей тесниться – тоже не дело. Да и ты, наверное, за пять лет уже привыкла жить одна, – сказал он.
После этого Тамара решила в родной город не возвращаться. Нашла работу, сначала снимала комнату в общежитии, потом смогла позволить себе отдельную квартиру.
В двадцать шесть лет вышла замуж, но счастливой жизни не получилось: выяснилось, что она не может иметь детей. Муж ушел.
Тамара снова осталась одна. Работала. Она устала жить по чужим углам и решила, что сделает все, чтобы у нее, наконец, появилась своя квартира. Стала еще больше работать.
Эту двухкомнатную квартиру она смогла взять в ипотеку, когда ей было тридцать четыре года.
Сейчас Тамаре уже сорок шесть. Год назад она внесла последний платеж, и теперь квартира была полностью ее.
Дома она после учебы была только три раза: сначала на свадьбе Насти, потом на свадьбе Андрея и третий раз – на пoxopoнах отца.
И Настя, и Андрей получили от родителей на свадьбу щедрые подарки – по однокомнатной квартире.
Приехав в третий раз, Тамара о наследстве не спрашивала, но ей сразу сказали, что отец завещал квартиру своей жене. А больше у него ничего и не было.
И вот теперь, когда мать больна, Настя и Андрей хотят, чтобы Тамара взяла ее к себе.
Диагноз «рассеянный склероз» Людмиле Петровне поставили еще четыре года назад. Она лечилась, были периоды, когда казалось, что болезнь отступает, но сейчас стало понятно, что лучше уже не будет и жить одна Людмила Петровна скоро не сможет.
Тамара не знала, как Настя и Андрей уговорили мать продать ее трехкомнатную квартиру, но факт остается фактом: скоро Людмилу Петровну надо забирать из больницы, а жить ей негде: ни сын, ни дочь не собираются потесниться.
Они почему-то решили, что присматривать за их матерью должна Тамара.
И начались звонки и визиты:
– Ты должна быть ей благодарна.
– Ты одна живешь в двухкомнатной квартире.
– Поликлиника находится в двух шагах от твоего дама.
– Ты должна сделать это в память об отце.
Конечно, для них это был бы самый удобный вариант, брат и сестра этого и не скрывали. А обсуждая этот вопрос между собой, искренне удивлялись, почему старшая сестра не может понять такую очевидную вещь: мать должна жить с ней.
– Тамара, имей в виду, – сказала Настя. – Как только маму выпишут, мы просто привезем ее к тебе. И я посмотрю, как ты, глядя ей в глаза, скажешь, что не пустишь ее в свою квартиру.
Они так и сделали. Приехали с Людмилой Петровной и ее вещами – двумя чемоданами и сумкой. Долго звонили, но им никто не открыл.
Наконец вышла соседка и сказала, что Тамара уехала в командировку и вернется не раньше, чем через месяц. А ей оставила ключи, чтобы она поливала цветы.
– Отлично! – обрадовалась Настя. – Давайте ключ. Теперь мама сама позаботится о цветах, вам не придется беспокоиться.
– Нет. Тамара меня предупредила, чтобы я никому ключи не передавала. Вот приедет она, с ней и разговаривайте, – ответила соседка и пригрозила, что вызовет полицию, если они попробуют попасть в квартиру без хозяйки.
Пришлось Насте и Андрею уйти. Они решили, что этот месяц мама поживет у Насти – все-таки у дочери есть свободная комната.
Но когда через месяц они снова появились около квартиры старшей сестры, им открыла молодая женщина, которая сообщила, что они с мужем несколько дней назад купили эту квартиру. Куда уехала прежняя хозяйка, они не знали.
А Тамара в это время устраивалась в своей новой квартире в соседней области. Ей удалось перевестись в филиал этой же компании. Но Настя и Андрей этого так и не узнали.
Они пытались звонить Тамаре, но она сменила не только место жительства, но и номер телефона.