— Ты ж сказал, чтобы дед провалился со своим наследством! – воскликнул Саша.
— А ты и не такое говорил про деда, однако, ты тут! – усмехнулся Боря.
— И ты тут! – скривился Саша.
— Сам знаешь, обстоятельства изменились, — сказал Боря. – Дед новую машину купил и еще один участок! То есть, наследства прибыло! Есть смысл и постараться!
— То-то и оно! – усмехнулся Саша. – Один вопрос, где дед столько денег берет!
— Спрашивать не пробовал? – поинтересовался Боря.
— Ясень пень, пробовал! Так и ты, я думаю, спрашивал, — ответил Саша. – Интересно, куда он тебя послал?
— Да, дед вообще мастер всех посылать! – недовольно ответил Боря. – Так пошлет, что география отдыхает!
— Мастер! – кивнул Саша.
Молодые люди постояли в молчании, посматривая на окна дедова коттеджа.
— Ну, что? Вместе, что ли? – наконец, спросил Боря.
— Ну, да, думаю, — Саша почесал затылок. – Такого наследства на двоих хватит.
— Смеешься? – улыбнулся Боря. – Тут на пять жизней хватит! И еще неизвестно, что у деда на счетах и в кубышке!
— Нормально там, — проворчал Саша. – Машину видел? А прошлую?
— Прошлую жалко, — вздохнул Боря. – Это ж надо было деду ее в болоте утопить! Чего, спрашивается, на внедорожнике по болотам шастать? Для этого специальные машины есть!
— А ту синюю, что дед об осину ударил? – припомнил Саша. — К любому клубу на такой подъедешь, и ты сказочный принц! Все девушки твои! А он по лесу! Кого он там удивить хотел?
— Нас, видимо, — ответил Боря. – Мы ж тогда его первый раз выслали с его запросами! Массовик-затейник! Это он от злости! А потом же приехал с такой помпой новую покупать! Не знаю, как твой, а мой папка тогда чуть слюной не изошел! И по старой, и по новой!
— Мой, запил, — сокрушенно произнес Саша. – Еще сказал, что сам бы вокруг деда скакал, если бы тот наследство ему собирался оставить!
— Ага, и мой! – произнес Боря. – И чуть не проклял его, что он только внуков рассматривает!
— А ты у бабушки давно был? – вдруг спросил Саша. – Может, она знает, откуда у деда деньги?
— На прошлой неделе был, не знает ничего. И вот сказала, что очень бы хотела узнать! А еще сокрушалась, что так легко ему развод дала.
Говорила, что обвел он ее вокруг пальца, как девочку. А когда она на передел имущества подавала, дед доказал, что все заработанное, это уже после развода.
— Ну, и где? – Саша насел на брата. – Где он деньги взял?
— По материалам дела, клад нашел! И даже пошлину уплатил! – зло бросил Боря. – Может, он инвестициями занялся? Ну и с прибылей богатеет?
— Дед? – скривился от недоверия Саша. – Он же, это, ну, недалекий! Всю жизнь в мамином институте младшим лаборантом числился! Если бы он в инвестициях разбирался, сидел бы он на копеечном окладе?
— Я уже ни в чем не уверен, — отмахнулся Боря. – Пошли, чего стоять? Дед хочет услужливых внуков, пошли прислуживать! Такие деньжищи на кону!
Молодые люди, обреченно, как на плаху собравшись, заколотили в калитку.
Вообще, дед Игнат был нормальным. Но был у него заскок. Он считал, что мужчина должен уметь все! То есть, вообще все!
— Ты должен прийти в лес с одним топором и суметь построить дом! А если ты того не умеешь, так и не мужик ты! И в доме должен уметь сделать все! Не скидывать на жену обязанности, а самому, своим примером и руками, быть ей подспорьем!
Вот и учил он внуков всему на свете. Сыновей Игнату жена не дала выучить. Так он решил внуками заняться. А чтобы их не отбили и не отобрали, выбор им предложил:
— Учитесь и делаете, наследство на вас отпишу! А нет, так на благотворительность до последней копейки!
Внуки, то вместе приходили, то по одному. А терпения и сил не хватало. Да и не хотели они учиться. Так дед их деньгами подкупал. Заявляя и показывая, что наследство-то растет! На жадность давил, чтобы людей из внуков сделать.
Что Боря, что Саша, периодически, психанув, высылали деда. Но потом снова возвращались. Слишком большие деньги. И на самом деле, увеличивалось состояние деда.
— Где он только деньги берет? — проворчал Боря, пока они с братом ждали, чтобы дед калитку открыл.
— Черт его знает, — отвечал Саша.
— Ну, что, внучки, — с улыбкой спросил дед Игнат, когда калитку открыл, — все мои деньги пересчитали, или осталось еще чего?
— Откуда? – удивленно спросил Боря.
Дед лишь на камеры наблюдения кивнул над воротами, а потом жестом пригласил в дом.
— Сегодня, внучки, будете учиться постельное белье стирать! – обрадовал внуков дед Игнат. – И не машинкой, а руками! И в холодной воде!
— Дед, ты издеваешься? – воскликнул Боря. – Сейчас даже в деревнях у людей машинки стоят!
— А если света нет? – спросил дед. – А еще и газа нет, чтобы воду вскипятить? Не будешь же на грязном спать?
— Бред! – вскрикнул Саша. – Я не собираюсь этим заниматься!
— А если я расскажу, где деньги беру? – с усмешкой спросил дед. – Вам же только этого и надо!
— Точно расскажешь? – прищурившись, спросил Боря.
— Когда я тебе врал? – вопросом на вопрос ответил дед.
— Так, мы же там брать станем! – обрадовался Саша.
— Чтобы там брать, надо мою жизнь прожить! – ответил дед Игнат. – Так, что, учиться вам у меня, пока я по земле хожу! Но, раз начал, расскажу! Вам веселее будет постельное стирать!
Игнат, неожиданно для себя самого, свой трудовой стаж начал в шестнадцать лет. Вообще, он только школу окончил и собирался в колхозе поработать до армии, а потом уже образование получать.
Хоть и семьдесят четвертый год был на дворе, с обязательным образованием для всех. Но в селе, где Игнат родился и отучился, особых проверяющих не было, потому на его такое решение никто не покушался.
Вот с аттестатом в кармане, шел он в сторону управления, а тут ему навстречу компания городских. Ясно, интереснее, чем пойти на работу устраиваться.
Выяснилось, что это археологи на их места напали, копать что-то собрались. А в село заглянули, чтобы сельпо обнести, да работника из местных взять.
Они ж все ученые и грамотные, им хозяйством в походных условиях заниматься не престало!
Слово за слово, Игнат и согласился.
А был он парнем деревенским, на все руки мастером. И костер, и палатки, а если надо, то и приготовить, в реке постирать, ну и так, по мелочи. А по сути, все, что может пригодиться в походных условиях.
Проработал Игнат с археологами до октября месяца. Ну, они копали, а Игнат на хозяйстве. А как сворачивать лагерь начали, главный к Игнату подошел:
— Друг ты мой любезный, а как смотришь, чтобы на другое место перебраться?
— Так холодно скоро будет, — ответил Игнат. – Чего вы выкопаете?
— Коллега мой собирается в южных районах копать, там и снега не бывает. Если ты легок на подъем, я бы тебя порекомендовал! – сказал Дмитрий Петрович. – Это до весны.
А весной я бы тебя снова взял с собой! Ты ж нам тут сказочные условия организовал!
— Ну, дык, — пожал плечами Игнат. – Командуйте! А мне интересно, чего вы там еще откопаете!
Зиму Игнат проработал с другой экспедицией, а весной, когда его с партией доставили в институт, Дмитрий Петрович его уже оформлял с собой.
— Мне это, в армию в этом году, — замялся Игнат.
— Какая армия? Ты что, смеешься? – удивился Дмитрий Петрович. – Мы ж без тебя пропадем! Сиди тут, я сейчас!
Игната оставили в кабинете, а через полчаса Дмитрий Петрович вернулся, сияя, как солнышко:
— Ты теперь в штате института в должности младшего лаборанта! Никакой армии тебе не будет! Ты теперь приписан к экспедициям по хозяйственной части! Тащи документы, нам через два дня ехать! Наука ждать не может!
Так Игнат стал полноправным ученым младшего звена. Это так его все называли, хотя он просто отвечал за быт экспедиций, к которым его приписывали.
Но первым на его услуги всегда был Дмитрий Петрович. И уходил под другого начальника Игнат только тогда, когда Дмитрий Петрович занимался кабинетной работой.
В экспедиции Игнат и любовь свою нашел. Воспылала к его умелым рукам и доброму сердцу студентка Вероника. Игнат сначала тушевался, мол, он по хозяйству, а у той родители профессора, да и сама она ученой собирается стать.
Но это не стало преградой. Поженились.
Родители Вероники собирались молодым квартиру снять, а тут распоряжение по институту, это Дмитрий Петрович постарался, выдали Игнату с Вероникой квартиру. И не просто жилье, а в ведомственном доме!
— Тю, а что ж огромная такая? – удивлялся Игнат.
— По заслугам, дорогой! – отвечал Дмитрий Петрович. – Ты вспомни, сколько ты наших ребят спас?
А в экспедициях чего только не было. И в лесах терялись, и в реках топиться пробовали, и зверя дикого встречали. Так Игнат спасал, выводил, вытаскивал. И зверя гнал, пока ученые по палаткам прятались.
Вообще, Игнат был на высоком счету. И ему бы давно повышение дали, да только со школьным аттестатом – это было нереально.
Вероника по молодости еще ездила на раскопки, а как замуж вышла и ребенка родила, так осела в квартире и перешла на исследовательскую работу. Младший научный сотрудник кандидатской диссертацией занимается!
Слухи пошли нехорошие, что ей самой семью содержать придется. Но Игнат не только зарплату домой приносил, но и еще деньги привозил. Где брал? А на месте экспедиций подрабатывал. Мужик-то рукастый! Да и начальство ему постоянно подкидывало. Когда премия, когда из своего кармана.
А еще Игнату допуск дали к столу заказов. И при этом для него сделали его бесплатным. То есть, вообще! Это те постарались, кого он спасал в экспедициях.
Один доктор наук, светлая голова, омута в реке не заметил. Так Игнат его вытащил и откачал. Так что, какой-то там доктор наук не отблагодарит своего спасителя?
Никогда семья Игната не нуждалась в деньгах. Даже когда сыновей двое стало. И все он им покупал, все оплачивал, на все прихоти деньги давал.
А хотел Игнат сыновей своих тоже научить своим наукам, да тут Вероника в позу встала:
— Вот еще! Руками пусть глупые работают! А они мальчики умные! Пусть тоже в науку идут!
Там еще тесть с тещей мозг ковырнули.
Посмотрел Игнат на это дело и плюнул.
Сыновей он вырастил, в институтах за свои деньги выучил, по квартире кооперативной построил. По машине Жигули купил. Да и разочаровался, что сил нет. Так и Дмитрий Петрович уже не работал.
— Я уволился, — обрадовал он Веронику.
— Чего это? – опешила Вероника. – Тебе ж всего пятьдесят! Как ты собираешься семью содержать?
— Не собираюсь! – ответил Игнат. – Я и с тобой развожусь! Достала, голова ученая, меня балбесом величать! Сыновьям я все дал, квартира пусть тебе остается! А я больше не хочу!
Развелись. А потом стало известно, что Игнат купил себе дом в какой-то деревне. Машину дорогую. Еще и участок рядом со своим домом, где начал строить коттедж по последнему слову архитектуры.
Вероника выпала в осадок, подключила знакомых своих родителей, мол, муж при разводе богатства припрятал. А совместно нажитое поделить надо!
Выяснилось, что Игнат клад нашел. Положенные проценты государству отстегнул, да и стал на найденное жить красиво.
К нему сыновья рванули, а с ними всегда отношения на ножах были, потому что на маму смотрели и ее слова повторяли. Так прогнал их Игнат. Сказал только:
— Все мое я внукам оставлю! Но, только если они нормальными мужиками станут! А чтобы вы их не испортили, сам учить возьмусь, как подрастут и сами решат, готовы за хорошее наследство потрудиться!
А внукам до совершеннолетия оставалось-то три да пять лет.
Так уж их родители науськали, чтобы те деда уважили, да наследство застолбили. А то ведь отпишет на благотворительность.
Только имущество у Игната прирастало! И как! Машины меняет, не коттедж, считай, дворец строит! Так и участки в старой деревне выкупает! А еще путешествовать стал, пока стройка идет!
Закончилась стройка, когда внуки на пороге появились. Так Игнат их давай учить! И сбегали те внуки, а потом возвращались, когда Игнат свежими покупками отметится! И сообщал же!
Мол, приезжайте, отметим обнову!
И все терялись в догадках, где же Игнат деньги берет! До поры до времени, отбивался тем, что пенсию получает. А какая пенсия может быть у младшего лаборанта?
А тут решил разоткровенничаться, да заодно мудростью поделиться, что рукастый мужик никогда не пропадет!
***
— Что бабушка ваша, голова ученая, что родители ваши, профессора, меня простофилей считают. Мол, дед только руками горазд, а головой слаб!
Однако, все в одном институте, при одних документах обитали. Я ж по экспедициям не просто хозяйство вел, я держал глаза и уши на ширине плеч! Да и читал я много, пока ученые земельку ковыряли да черепки из нее вынимали.
— Дед, ты чего, мародерил? – усмехнулся Боря.
— Вот еще! – отмахнулся дед Игнат. – Я историю наших земель знаю! А земля наша редко, когда не горела! Со всех сторон лезли за нашими богатствами! А наши предки эти самые богатства прятали!
— Клады! – воскликнул Саша.
— Именно! – усмехнулся дед Игнат. – Копают ученые поселение, по старым картам смотрят! А не понимают, что недалече в леске можно поискать что-то поинтереснее!
Пока они плошки да тяпки описывали, я в лесок, да под самое старое дерево. Не всегда везло, а везло, как понимаете часто! А карты?
Так я себе потом копии снимал, да в папку складывал! Вот, на пенсию вышел, да поехал по местам былых трудовых подвигов!
— Где карты? – подорвался Боря, откинув таз с бельем.
— В любой книге! – рассмеялся дед Игнат. – Только тут голову надо иметь, а еще руки, чтобы выжить, пока клад ищешь!
Так что, внучки, учитесь выживать! Пригодится! А карты я вам хоть сейчас отдам! А если и науку мою возьмете, так хоть не сгинете!
Через три месяца внуки снова стояли под воротами дедова коттеджа.
— Учи, дед! – сказал Боря. – Пожалуйста! Голова на плечах – это хорошо, а если руки из другого места, так и загнуться можно!
— Да, дедушка, — поддержал брата Саша. – Научи нас, пожалуйста! Это и будет лучшим наследством!