— Не уверена, что хочу свадьбу, — произнесла Лиза.
— Да, не бойся ты, — усмехнулся Андрей. – Нормально все будет!
— Меня не отпускает что-то, — Лиза не знала, как выразить. – Напряжение, нервы…
— Естественно! – с нажимом произнес Андрей. – Свадьба – это очень серьезное событие! Если перед ней не нервничать, то, когда это вообще делать? Я тоже весь на нервах! Волосы на руках дыбом встают!
— Я не об этом, — Лиза опустила взгляд. – Я хотела тихо, по-домашнему…
— Так и будут только самые родные и близкие! – Андрей усмехнулся и притянул к себе невесту. – Ну, еще нужные люди будут! Но, на то они и нужные, чтобы на такие мероприятия звать! Хватит уже дергаться!
— Легко тебе говорить, — тихо сказала Лиза. – Вы с мамой всех своих позвали, и близких, и дальних. А мне и позвать некого…
— Солнышко мое, — Андрей ободряюще обнял девушку, — теперь это все и будет твоя родня! Все до последнего человека! Была ты сиротой из детдома, а станешь ты звездой всего нашего семейства! И все к тебе с любовью и уважением!
— Н-не уверена, — запинаясь, ответила Лиза. – Я-то им всем зачем?
— А ты моя жена! Будешь! Вот поэтому тебя все любить будут и уважать! – Андрей поцеловал невесту в висок. – Хватит нервничать! Лучше еще раз подумай, может, все-таки, платье?
— Ой, нет! – Лиза покраснела. – Оно очень красивое! Но я совершенно не умею такое носить! А сколько раз я не пыталась в нем ходить, все время падаю! Если бы я потренировалась пару лет…
— Ну, ничего! Брючный костюм тоже очень красивый! И это современно! Стильно! – поддержал смущенную Лизу будущий муж. – А платье мама потом продаст! Не волнуйся! Она и костюм продаст, если ты его не заляпаешь за столом!
Лиза вздрогнула.
— Я бы хотела его оставить.
— Ой, там видно будет, — отмахнулся Андрей. – Вообще, свадьба такое дело, что ничего нельзя сказать заранее!
Вот я помню, Вовка женился, так у него к вечеру его костюм в лохмотья превратился! А всего-то в двух конкурсах поучаствовал! Хотя, — Андрей задумался, — он тогда столько принял, что через забор лазил, а потом дрался…
— Ты специально меня пугаешь? – спросила Лиза.
— Что ты! – усмехнулся Андрей. – Успокаиваю! Ты же не будешь по заборам лазить! И драться не будешь! Считай, идеальная девушка!
— Андрей, — произнесла Лиза с укором.
— Шучу! – Андрей рассмеялся. – Все хорошо будет! А если дядя Олег не придет, так вообще – песня! Вот уж где не наш человек! И как его только в нашу семью занесло? Ну, у тети Ани всегда был вкус специфический.
— А тетя Аня? – нахмурилась Лиза, пытаясь вспомнить, кто это.
— Сестра моего папы, — подсказал Андрей. – У нее вечно прическа высокая и волосы в вишневый цвет выкрашены! Дядя Олег ей вбил в голову, что это красиво, так она уже лет пятнадцать прическу не меняет!
Вообще, недели за три до свадьбы, когда начиналась активная фаза подготовки непосредственно к свадьбе, Андрей и его мама вызвались все подготовить. А заодно и познакомить Лизу с многочисленной родней. Ну, чтобы она на свадьбе постоянно не спрашивала, кто это, а кто – то.
Оперативно и хватко, будто всю жизнь к этому готовились, принялись за дело.
А Лизу, которая выросла в детском доме, это откровенно пугало. Но еще больше ее пугало огромное количество родственников.
Будущая свекровь, Нина Иосифовна, не скупилась давать каждому характеристику. Так характеристики пугали Лизу еще больше. А страшнее всего было то, что все эти люди скоро станут родней и ей. Единственной родней.
И мягко говоря, родня эта ей не нравилась. Разве что, дядя Олег. И тут отношение со всей будущей родней расходилось полностью.
Поэтому и тревожилась Лиза накануне свадьбы, что не хотелось ей той родни. А вот от того, какая родня есть, Лиза понимала, почему ее так сильно хотят в жены для Андрея.
А сколько на это было уложено сил и времени, страшно было представить. И так просто ее не отпустят.
Выпускников детского дома счастливыми можно назвать лишь с натяжкой. Хотя, на фоне всех воспитанников есть те, кому везет больше, чем остальным.
Везунчиками считают тех, кого в детский дом отдали ненадолго, а родители сделали все, что забрать детей обратно в семьи. К ним же относятся и те, кого забирают тети, дяди, бабушки и дедушки, когда родителей лишают родительских прав.
К счастливчикам относят и тех, кого берут в семьи. Да, не всегда это счастье и радость, но хотя бы не в детском доме.
И еще к счастливчикам причисляют тех, у кого от родителей осталось жилье. То есть, государство выдаст каждому ребенку по комнате, и жильем будут обеспечены все. Но, когда это будет, да и что за жилье это будет, одному Богу известно. А уверенность в том, что это будет не элитная квартирка в центре, и не апартаменты в новостройке – стопроцентная.
Так что те, кто уходили на свои метры, все-таки, считались счастливчиками.
Лиза была из последней категории выпускников. Ей от родителей осталась трехкомнатная квартира, которая была опечатана, как место преступления, а еще остался от бабушки большой дом в деревне.
С квартирой, за время проведенное Лизой в детском доме, ничего не случилось. А за домом присматривали соседи. Добрые люди, которые помнили Лизину бабушку и не могли оставить дом без присмотра, в ожидании внучки.
Так Лиза в восемнадцать лет вышла не просто швеей-мотористкой, а еще и хозяйкой недвижимости. А по меркам ее однокашников – счастливой и богатой невестой.
Среди своих же детдомовских ребят Лиза себе пару искать не стала. И даже предложения не рассматривала. Каким бы хорошим не был человек, но прошедшие детский дом, несут в своей душе какую-нибудь поломку. Может не сразу, а может, через много лет, но поломка эта скажется. А это беды, горе и проблемы
Лиза не была настолько глупой, чтобы верить, что люди со временем меняются к лучшему. Такими же остаться – уже фантастика.
Поэтому все потенциальные женихи должны были иметь полные семьи. И никак иначе.
Хотя, положа руку на сердце, Лиза не вышла из детдома с идеей, сразу же выйти замуж. Надо было с квартирой разобраться, с домом определиться, на работу устроиться. Да и поучиться бы не мешало.
Квартиру пришлось приводить в порядок целый месяц. С домом было проще. Его через деревенских соседей Лиза сдала под дачу. Соседи получали процент, ну и плату за дополнительные услуги для жильцов. А Лиза получала пассивный доход.
Работа швеей особого конкурса не требует. Трудолюбия и усидчивости – да, а все остальное…
— Трудовой кодекс соблюдай, дисциплину не нарушай, — говорил директор небольшого пошивочного цеха, — и будет тебе зарплата и премия!
Заочно Лиза поступила на модельера. Это было где-то близко к тому, что она уже умела. А дальше, пока диплома не будет, двигаться не планировала.
Дефицит общения приводит к словоохотливости. Лиза как-то сама не заметила, что разболтала о своем имуществе девочкам на работе, да сокурсницам в университете. Ну, сказала и сказала. Сказала и забыла. А тот, кому было нужно, услышал.
С Андреем ее познакомили, как бы, случайно.
После лекций на сессии, которые заканчивались к одиннадцати часам вечера, за одной из одногруппниц приехал парень с приятелем. Приятель был за рулем. Ну, и предложили Лизу завезти домой, чтобы она на метро по ночам не ездила.
Так Андрей сначала подружку с парнем отвез домой, а потом уже Лизу. Ну и напросился в туалет.
— Прости, но я без катастрофы домой не доеду! А на улице, прости, не приучен!
— Да, конечно, — Лиза улыбнулась, — Не могу же я оставить на пороге катастрофы того, кто меня домой довез!
На следующий день подружка на занятия не явилась, а Андрей подъехал к крыльцу университета, чтобы дождаться Лизу.
— Давай я тебя еще покатаю, может, чай заслужу? – сказал он в шутку с непрозрачным намеком.
Дальше отношения развивались, пока Лиза с Андреем не сходили в ЗАГС и не подали заявление. Им дали три месяца, чтобы подумать. А там думать уже нечего было, потому, что Андрей четыре дня из семи жил у Лизы.
Знакомство с будущей свекровью произошло именно тогда, когда подготовка к свадьбе вступала в активную фазу.
— Не волнуйся, девочка, свадьбу тебе сделаем в лучшем виде! – улыбалась Нина Иосифовна. – Андрюша сказал, что ты сирота, родственников не имеешь. Так у нас этого добра навалом! Будет тебе родня на все случаи жизни! Сейчас и список гостей накидаем!
— Я хотела тихо, по-домашнему, — произнесла Лиза.
— Мы и будем по-домашнему! – Нина Иосифовна обняла будущую невестку. – Только свои, ну и парочку полезных людей! А что поделаешь, сейчас без связей никуда!
Нина Иосифовна называла фамилии, имена, степень родства, Андрей одобрительно кивал, а Лиза даже запоминать не пыталась. Столько их всех было.
— Если мы до семидесяти человек уложимся, — говорила Нина Иосифовна, — то будем проситься в кафе к Михаилу Петровичу!
А если больше, то это к Геннадию Васильевичу в его ресторан! Ничего, надавим через родню, кто там ближе, место будет! Я свою сестру напрягу, она классных поваров обеспечит!
Она в гостинице бухгалтером трудится, а при гостинице ресторан! Нет, нас туда не пустят, а вот кулинаров их к себе заманить удастся! Если им моя Вера премию не посчитает или за порчу чего-нибудь удержит, на коленях приползут!
Кстати, официантов тоже можно будет оттуда привлечь. Вера разберется! Оформит, как сверхурочные, с радостью прибегут!
Муж ее нам мясо со склада по дешевке доставит. А если повезет, то, как в прошлый раз, спишет у себя, а нам свеженины!
Лиза удивлялась, насколько все у Нины Иосифовны схвачено. Машины двоюродный дядя предоставит. А заправит их племянник троюродный, что на заправке администратором трудится.
Овощи и фрукты доставят из фермерского хозяйства, где тетя свекра будущего работает. И тоже, то ли спишет, то ли как спонсорскую помощь оформит.
Украшение банкетного зала на себя возьмет двоюродная сестра Андрея. Она же приведет своих одногруппников, чтобы те развлекательную программу сделали.
— Представляешь, в театральное поступила! Бестолочь! Но хоть какая-то польза!
В целом получалось, что вся свадьба будет сделана руками родственников. И при этом Нина Иосифовна говорила так, будто и спрашивать их не будет, а просто перед фактом ставить, мол, они уже обязаны.
И соответственно, все вносились в списки гостей.
— Дядю Олега звать не будем! – твердо сказал Андрей. – Хоть он и муж папиной сестры, но его я видеть не хотел бы!
— А ты это тете Ане сам скажешь или мне предложишь краснеть? – поинтересовалась Нина Иосифовна.
— Лучше ты, — Андрей улыбнулся. – У тебя авторитет! Да и не самому же в глаза говорить! Через тетю Аню! А та понимает, что его никто не любит!
На немой вопрос Лизы, что это за дядя Олег, Андрей скривился, но ответил:
— Совершенно бесполезный человек! Меркантильный до мозга костей! Сколько его не просили, даже мелочи от него не дождешься!
Несколько позже Лиза попросила все-таки рассказать, что это за человек, дядя Олег.
— Он у нас капиталист, каких мало! – презрительно говорил Андрей. – В молодости все на вахты ездил и бешеные деньги зарабатывал!
Только не как приличные люди, квартиры покупать или там машины, он в банки деньги под проценты, ну, или одалживал и тоже под процент. Жену тогда, тетю Аню, едва ли не в черном теле держал, ни платья лишнего, ни курорта заграничного. Жадный до ужаса!
А как наездился, что сил стало не хватать, снял со счетов деньги, долги пособирал, да и открыл бизнес! Зарабатывает так, что нам и не снилось! По строительству! И сколько к нему не обращались, чтобы помог! Кому деньгами, кому стройматериалами, или еще чем, всегда всех посылает!
— Так и посылает? – удивилась Лиза.
— Ага! К нотариусу! – кивнул Андрей. – Без расписки копейки не даст! За материалы деньги требует! А вот так, чтобы помочь по родственному – никогда!
В свете Лизиных ценностей дядя Олег не был плохим человеком. Просто он не позволял на себе ездить и все! А Нина Иосифовна, когда расписывала, кто из родни, что для свадьбы делать будет, ни словом не обмолвилась, что кто-то хоть за что-то деньги получит! Родня, значит, безвозмездная помощь!
Может быть, Лиза это и проглотила, если бы как-то вскользь не проскочило в разговоре, когда Лиза была в гостях у Андрея.
— Когда поженятся, надо будет на него квартиру оформить! Мы потом льготы по коммуналке через бабушку инвалида сделаем! И с дачи жильцов надо будет выселить!
Это же дача! Мы туда будем родней наезжать, чтобы на природе от городской суеты отдыхать! И дачу можно будет на Андреева двоюродного брата оформить, с той стороны тоже инвалиды имеются!
И у Лизы не спрашивали, а уже диктовали, как ей лучше для интересов родни поступить.
Беспокойство овладело девушкой. Как-то все оно было неправильно. Родня родней, а вот квартиру и дачу переписывать нужно, чтобы этой самой родне угодить!
— Нет! – громко и четко произнесла Лиза.
— В таком случае брак не регистрируется! – сообщила работница ЗАГСа, захлопнула папку и вышла через служебный вход.
— Молодец, девочка! – вскричал дядя Олег из задних рядов гостей. – Шиш им, а не твоя квартира с дачей! Молодец, что сразу поняла, кто они!
И мозгов же хватило раскусить эту ненасытную свору! Молодая, а сообразительная! Работа будет нужна, подходи! Помогу, так сказать, по-родственному!
Под задорный смех дяди Олега Лиза выбежала из зала бракосочетаний.
После такой отповеди к ней никто не являлся. Андрей только позвонил, попросил его вещи выставить за дверь. Но Лиза все равно бы его в квартиру не пустила. Ей страшно было от собственной смелости.
Но она прекрасно понимала, что было бы намного хуже и страшнее, если бы она этого не сделала!
А дядя Олег обещание сдержал. Когда Лиза диплом получила, он пристроил ее модельером-технологом на большое предприятие с хорошей зарплатой. Но предупредил:
— На общих основаниях! Как работать станешь, такое к тебе и будет отношение! Родственница!