– Оль, я сегодня Никиту встретил. Они со Светкой взяли в ипотеку квартиру в том доме, о котором ты говорила, – сказал Андрей жене.
– Это тот, что у торгового центра строят? – спросила она.
– Да.
– Так его только недавно заложили. Пока построят, года два пройдет, не меньше.
– Да, Никита так и сказал, что не меньше двух лет ждать придется.
– К тому времени я уже на работу выйду, и мы с тобой тоже сможем там квартиру купить, – сказала Ольга.
– Сможем, если к тому времени останутся свободные квартиры, кроме того, цены будут совсем другие, – вздохнул Андрей.
Он немного помолчал, словно раздумывая, стоит ли дальше продолжать разговор. Но потом все-таки сказал:
– Оля, я в банк зашел, чтобы узнать, на что мы можем сейчас рассчитывать.
– И что? – спросила жена.
– Девушка, которая со мной беседовала, ничего конкретного сказать не могла. Мол, эти вопросы не мы решаем. Предложила подать заявку и подождать, что ответят. Рискнем?
– Давай попробуем. А что для этого нужно?
– А вот она дала мне список документов: тут ничего сложного, справку о зарплате завтра на работе возьму.
– А вдруг одобрят? – размечталась Ольга. – Тогда через два года въедем в собственную квартиру! Мне надоело жить на съемных.
Она уже давно говорила, что хочет купить квартиру именно в этом месте – это почти центр, и рядом все, что нужно для жизни: и несколько детских садов, и гимназия для Наденьки, и детская поликлиника, и магазины. А главное – до офиса фирмы, где работает Ольга, от этого дома можно пешком дойти за десять минут.
И деньги на первый взнос на двухкомнатную квартиру у Андрея и Ольги уже были. Однако они понимали, что банк может им отказать.
Дело в том, что их дочери был всего год, и Оля сидела с ней дома. Еще два года декрета – оставить ребенка не с кем. Значит, работает в семье один Андрей. А ему еще полтора года платить кредит за автомобиль. Он недавно перешел в другую компанию – зарплата стала больше, но работа носит разъездной характер, и без машины не обойтись.
За два дня Андрей собрал все документы и подал заявку.
Но, к сожалению, им отказали. Ольга очень расстроилась: она за эти несколько дней успела столько намечтать и нафантазировать! Прикидывала, какую выбрать квартиру – окнами во двор или на проспект, изучила на сайте застройщика все имеющиеся планировки. А тут такая неприятность!
Андрей тоже переживал, но по другой причине: он понимал, что через два года они все равно купят квартиру. В этом доме или в другом – это его не очень беспокоило. Он больше думал о деньгах, сроках и процентах. Что может измениться за два года? Судя по опыту, изменения в лучшую сторону происходят редко.
– Оля, а может, поговорим с родителями? Пусть они оформят ипотеку на себя. Платить будем мы, а через два года просто переоформим, – предложил он.
– А так можно?
– Можно. Люди ведь продают ипотечные квартиры. А между родственниками можно оформить как дарение. Естественно, с согласия банка, – объяснил Андрей. – Мои уже оба на пенсии – им точно не дадут. А твой отец на восемь лет моего моложе, к тому же твои оба работают. Поговорим?
– Но они за учебу Иры платят.
Младшая сестра Ольги училась в университете.
– Так им за квартиру платить не придется. Платить мы будем, – сказал муж.
– Я, честно говоря, не уверена, что мама согласится. Ты ведь знаешь, какая она.
– Какая?
– Не любит кредитов, рассрочек. Считает, что, если у тебя нет денег, не покупай. Знаешь, как она тетю Ларису, сестру свою, ругала за то, что они с Наташей на отдых взяли кредит, а потом два года расплачивались! – сказала Ольга.
Разговор с родителями пошел тяжело.
– Дочь, ты что? Это не пять тысяч в долг дать, это ипотека! Миллионы! А если вы выплачивать не сможете? Тогда что? – заволновалась мама.
– Мама, сможем. Мы уже все посчитали. Тем более это не на все пятнадцать лет, а только на два года, пока я из декрета не выйду. А когда мы за машину рассчитаемся, сможем даже больше платить, чтобы скорее закрыть долг, – объясняла Ольга родителям. – Мама, знаешь, как мне надоело жить в съемной квартире: шкаф на десять сантиметров передвинуть нельзя, не говоря уже о том, чтобы полку в ванной повесить.
– А если хозяева съемной плату повысят или вообще попросят вас освободить квартиру? Тогда что? – спросила мать.
– Мы уже два раза договор продлевали, – сказал Андрей. – Вряд ли они нас просто так, без причины, выставят. Однако на всякий случай мы договорились с моими родителями, что они нас на год-полтора приютят. Но, думаю, что это не понадобится. Сейчас хозяева квартир нормальными арендаторами не разбрасываются. А мы квартиру содержим в порядке и платим аккуратно. С чего бы им нас выгонять?
В общем, родители сказали, что им надо подумать.
–Мама, только вы не затягивайте, думайте побыстрее, – попросила Ольга.
Тесть позвонил Андрею через три дня. Они встретились, все обговорили. Затем Виктор Федорович подал заявку в банк. Ее одобрили. Мать Ольги – Елена Петровна – стала созаемщиком.
На оформление всех документов ушло еще десять дней.
– Оль, ну всё, – сказал Андрей, – теперь шестого числа каждого месяца я буду переводить твоему отцу тридцать семь тысяч.
Прошло полтора года
Кредит за машину уже выплачен. Дом к этому времени был построен. Правда, не все подъезды были подключены к коммуникациям одновременно, поэтому и заселялись сначала только квартиры в первом и втором подъездах. И лифты пока тоже не работали, но обещали, что через месяц все заработает.
Андрей и Ольга вместе с родителями пришли осмотреть квартиру.
– Видишь, как хорошо, что мы выбрали третий этаж, – заметил Андрей, – а то бы сейчас на семнадцатый пешком топали.
– Зато сверху такой вид на город открывается! – сказала Ольга.
– А ты подумай, как будешь с ребенком и коляской наверх подниматься, если лифт вдруг сломается, – ответил ей муж.
Они уже прикидывали, какую мебель надо будет купить и как расставить ее в новой квартире, но случилось то, чего никто не ожидал.
Андрей был на работе, когда в их съемную квартиру приехала мать Ольги.
– Оля, я хочу вас кое о чем попросить, – сказала она.
– О чем?
– Наташа и Егор собираются переезжать из поселка в город. Им надо где-то остановиться. Пусть они в новой квартире поживут пару месяцев. Купят надувной матрас – они же только ночевать там будут. Вы ведь рассчитывали, что дом только через два года сдадут, и с хозяйкой квартиры у вас договор еще полгода действителен. Поживите пока здесь, а ребята пусть устраиваются. Как найдут работу и квартиру, так и съедут.
– Мама, ты долго думала? Наверное, это тебе тетя Лариса подсказала? Понятно, ей же надо Наташу куда-то пристроить, причем бесплатно. Но ты подумай: пока они будут на халяву в нашей квартире жить, мы будем платить за съемную. Тебе это кажется нормальным? Ты вообще, чья мать – моя или Наташина?
В это время с работы пришел Андрей. Увидев обиженную тещу и возмущенную жену, поинтересовался, в чем дело.
– Мама предложила, чтобы в нашей новой квартире пожила Наташа с мужем – им не хочется снимать – дорого. А нам не дорого?
– Елена Петровна, какое-то нелогичное предложение. Семью племянницы вы жалеете и хотите им помочь, но почему-то делаете это за чужой счет. Пригласите их в свою квартиру на пару месяцев. У вас на двоих три комнаты – можно потесниться, если так хочется родне помочь, – сказал он.
– И вообще, я не хочу, чтобы в нашей новой квартире жил кто-то до нас. Тем более Наташа. Извини, конечно, мама, но она не очень аккуратная, – заявила Ольга.
– Вот как ты заговорила! – возмутилась мать. – А когда к нам пришли и просили на отца оформить ипотеку, по-другому разговаривали! По документам квартира наша! Поэтому мы с отцом имеем право заселять туда того, кого хотим. А вы просто неблагодарные – мы такой риск на себя взяли, чтобы вам помочь, а вы никому помогать не хотите!
– Елена Петровна, особого риска для вас не было: мы вносим платежи день в день. Кроме того, я знаю, что Виктор Федорович оформил налоговый вычет. Сколько там было? Тысяч восемьдесят? Мы про эти деньги у вас не спрашивали. Посчитали, что это плата за услугу, которую вы нам оказали. Но квартира наша, и вы это прекрасно знаете.
– А по документам – наша! – заявила теща.
– Тогда, может, и платить за нее дальше сами будете? – спросил зять.
– Наша квартира! – повторила она. – И вы ничего не докажете!
– Я не думаю, что нам придется что-то доказывать, – сказал Андрей, – но имейте в виду: первый взнос был переведен с моего счета и все последующие платежи я переводил Виктору Федоровичу с пометкой «В счет ипотечного платежа». Давайте, я сейчас сам ему позвоню, и сразу все выясним.
– Какая Наташа? – удивился тесть, когда услышал от Андрея всю эту историю. – Скажите Елене, пусть сейчас же идет домой. Никакой Наташи там не будет. Это Лариска позавчера приезжала, надула ей в уши. Не переживайте, все будет так, как договаривались.
Елена Петровна ушла, Ольга и Андрей выдохнули. Но решили, что пришло время оформить квартиру на себя. Как говорится, от греха подальше.
Андрей договорился со своей мамой, и она согласилась оставшиеся пять месяцев посидеть с внучкой, чтобы Ольга смогла пораньше выйти на работу.
Через месяц квартира сменила хозяев, и Ольга уже с полным правом прикидывала, как она расставит мебель, какие повесит шторы, какой палас положит на пол.
А Елена Петровна еще долго обижалась на них, но потом все-таки признала, что была неправа.
За продуктами очереди, а у нас денег нет, — Светлана разбудила мужа перед праздником