Ирина молчала уже второй день. Знала, но не говорила ничего мужу. Потому что прекрасно понимала, что после того, как расскажет все Олегу, надо будет принимать решение. А она этого боялась – придется делать выбор. А как выбирать, если ни один из вариантов не будет правильным?
Но наконец, Ирина решилась – сегодня она скажет Олегу все.
До прихода мужа с работы оставалось еще два часа. Она как раз успела приготовить ужин, покормить пятилетнего сына и навести на кухне порядок.
Когда Олег вошел в квартиру, жена увидела, что он чем-то озабочен. Спрашивать до ужина, в чем дело, Ирина не стала, но, когда она убрала со стола посуду, он сам начал разговор.
– Ира, меня сегодня к генеральному пригласили – предлагают возглавить новый филиал. Сложно, конечно, но зарплата будет значительно выше, – сказал Олег.
– Ты согласился?
– Ответ надо дать в понедельник. Есть еще четыре дня, чтобы подумать. Я мог бы сразу согласиться, но без тебя решить не могу – придется переезжать в соседнюю область.
– А как с квартирой? Мы ведь только полгода, как выплатили ипотеку, – спросила Ирина.
– На первый год дают служебное жилье – двухкомнатную квартиру. За это время сможем эту продать, а там купить. И еще: там есть очень хороший медицинский центр – как раз по профилю Илюши.
Он помолчал, потом взглянул на жену:
– Ну, что скажешь?
– Олег, а у меня тоже новости: я беременна.
На лице мужа за какие-то десять секунд сменилось несколько чувств: растерянность, радость, волнение и снова растерянность.
– Давно знаешь? – спросил он.
– Два дня.
– То-то, я смотрю, что ты словно не в своей тарелке, – сказал Олег. – Что делать будем?
– Не знаю. Но надо что-то решать, – ответила Ирина.
– Если мы переедем, то первое время я буду работать больше, чем сейчас. Я беспокоюсь, справишься ли ты с двумя детьми. Илюша требует много внимания, и малыша тоже не бросить.
– Ты не хочешь второго ребенка? – спросила жена.
– Как ты могла такое подумать! Хочу, очень хочу! Может, следует отказаться от переезда? Ну его, этот филиал! – ответил Олег.
– Но ведь ты так мечтал об этой работе! Соглашайся, я постараюсь справиться. Если будет совсем тяжело, найдем какой-нибудь выход – может, возьмем для Илюши сиделку хотя бы на полдня, – предложила Ирина.
В это время из детской послышался голос сына.
– Наверное, мультики закончились, – сказала Ирина и встала, чтобы пойти к Илье.
Но муж остановил ее:
– Посиди, я сам.
Если бы кто-то посторонний услышал этот разговор, он бы удивился:
–Старшему ребенку пять лет – самое время рожать второго.
Но проблема заключалась в том, что Илюша был болен. За свои пять лет он не сделал ни одного шага, его приходилось кормить с ложки, он пытался говорить, но понять его могла только мама, даже Олегу это не всегда удавалось.
Поэтому Ирине – отличному специалисту, руководителю отдела – пришлось уволиться и заниматься сыном.
Их утро всегда начиналось одинаково: Илюшу надо было поднять с кровати, посадить в кресло-коляску, довезти до ванной, умыть, переодеть, затем накормить. В хорошую погоду они ходили гулять, если шел дождь или было холодно, Ирина старалась чем-то занять сына. В основном это были игры, развивающие мелкую моторику, хотя о каком развитии могла идти речь, если ребенок с трудом удерживал в руке карандаш.
Поэтому беспокойство мужа было понятно: если ко всем этим хлопотам добавится еще и забота о малыше, Ирина может не справиться.
И все-таки они решили, что в их семье появится новый человек. Олег через знакомых нашел Гену – студента-медика, который был рад подработать в каникулы. Он приходил к тому времени, когда просыпался Илья, и занимался с ним до обеда: кормил, купал мальчика, гулял с ним.
Ирине стало немного полегче. Кроме того, она смогла заняться подготовкой к переезду.
Квартиру они решили пока не продавать, отложить это хотя бы на полгода или год, когда родится ребенок и ситуация прояснится.
Через месяц с небольшим они переехали. Ирина уже навела порядок в новой квартире, хотя, конечно, такого уюта, как дома, во временном жилье не было. Олег уходил рано, приходил поздно.
Помочь Ирине приехала ее мама – Елена Сергеевна специально для этого взяла отпуск.
Дел было много. Но главное – надо было побыстрее попасть на консультацию в медицинский центр, куда Ирина записала сына почти сразу, как они приехали. И мама ей очень помогла.
Она же напомнила дочери, что той надо и самой встать на учет в женскую консультацию. Ирина выбрала день и, оставив сына на Елену Сергеевну, пошла к врачу.
Новость, которую она сообщила мужу и матери, была ошеломляющей:
– Двойня. У нас будет двойня.
Отпуск Елены Сергеевны закончился, она уехала, а Ирина и Олег все еще не знали, как поступить.
Сейчас так же на полдня помогать с Ильей приходила сиделка – женщина средних лет с медицинским образованием. Вторую половину дня, пока не приходил с работы муж, Ирина занималась сыном сама, но с каждым днем ей становилось все труднее.
И однажды Олег начал этот разговор:
– Ира, нам обоим сложно, но откладывать решение проблемы больше нельзя. Илюшу надо оформить в пансионат.
– Олег, это же наш сын. Он маленький, ему будет плохо без нас, он будет скучать.
– Я все понимаю, но иначе мы не справимся. Ты сама говорила, что врач предлагал пансионат – это же не обычный детский дом, а специализированное учреждение для таких деток. Там врачи, постоянное наблюдение. Массаж и физиопроцедуры, которые мы не можем делать в домашних условиях. И потом – мы же не бросим Илюшу, будем навещать его каждую неделю, гулять с ним. Ира, эти двое детей тоже имеют право на жизнь. И от того, что мы сейчас решим, зависит, родятся ли они. А если родятся, то какой будет их жизнь.
В этот день они так ничего и не решили. Всю следующую неделю в квартире стояла напряженная тишина. Ирина старалась как можно больше времени проводить с сыном.
А как-то вечером она сказала мужу:
– Я была у врача. Это девочки.
Илью перевезли в пансионат за месяц до того, как родились его младшие сестренки – Елизавета и Екатерина.
Первый месяц, пока малышки не могли обходиться без мамы, навещать Илью по выходным ездил отец. Потом они стали ездить по очереди.
Кто-то из родственников и знакомых осудил Ирину и Олега:
– Избавились от ребенка-инвалида, сдали в казенный дом. Совсем у людей сердца нет!
Но были и те, кто их понял.
Олег жалел жену и не обсуждал это решение с ней, но не было дня, чтобы он не задавал этот вопрос себе: «А правильно ли мы поступили»?
– Мама, я же просила не говорить свекрови о моем повышении! Почему не сдержалась? Муж и тот молчал! — Лена была очень расстроена