Мама позвонила Насте посреди рабочего дня.
– Настенька, горе у нас, беда большая.
– Что случилось?
– Костя попал в беду, надо его спасать, – чуть не рыдала мама.
– Мама, объясни нормально, что случилось. Он жив?
– Жив… Пока… – сказала мама и громко всхлипнула.
Настя встала из-за стола и вышла в комнату отдыха. Мама рассказывала и плакала. Но уже через десять минут Настя поняла, в чем дело.
Ее младший брат, Константин, в очередной раз угодил в неприятную историю. Он работал на складе, где хранились комплектующие к компьютерной технике, и начальство, выявив недостачу, обвинило во всем его:
– Пока тебя не было, у нас ничего не пропадало, – сказал шеф. – Кроме того, мы просмотрели записи камеры наблюдения и увидели, что чужая газель, которой у нас здесь быть не должно, выезжала с территории именно в твою смену. Так что неделя тебе – или товар возвращай, или полтора миллиона на бочку.
– А где нам полтора миллиона взять, дочка? – продолжала рыдать мама.
– Подожди, успокойся. Я после работы к тебе заеду, поговорим. Скажи Косте, чтобы тоже пришел. Надо подробности выяснить, – сказала Настя.
Она продолжила работать, но постоянно отвлекалась и думала о том, что случилось с братом.
Закончив работу, Настя позвонила мужу – предупредила его, что поедет к маме, и попросила забрать из детского сада сына.
Когда она вошла в квартиру матери, Костя был уже там. Он сидел на кухне, сгорбившись и глядя в пол.
– Ну, рассказывай, что там у тебя случилось, – сказала Настя.
Выслушав брата, она поинтересовалась:
– А почему они только к тебе претензии имеют? Вас ведь в смене четверо. Может, это кто-то другой все организовал.
– А шеф сказал, что он не будет разбираться: раз я старший смены – мне и ответ держать. Найду, кто товару ноги приделал, – отлично. Не найду – с меня взыщут.
– А в полицию обращались? – спросила сестра.
– Ты что! Какая полиция?! Они, даже если ничего не найдут, заведут уголовное дело. Тогда я пропажу возместить буду должен, и срок, не дай Бог, получу! – воскликнул Константин. – Лучше по-тихому деньги отдать.
– Интересно рассуждаешь! – усмехнулась Настя. – Ты товар вывозил?
– Нет.
– А почему тогда ты платить должен? Пусть сами ищут вора. И вообще, может, никакой недостачи и нет, просто с тебя денежки потянуть захотели. Сам напиши заявление в полицию, – посоветовала сестра.
– Скажешь тоже. Как я напишу? Склад-то не мой. В полиции мне скажут, чтобы хозяин приходил о краже заявлять, – ответил Константин.
– А ты не краже заяви, а о шантаже и вымогательстве, – сказала Настя. – Первый раз вижу такое: у них товару на полтора миллиона утащили, а они не хотят в полицию заявлять. Что-то тут не так.
– Ладно, тоже мне – Эркюль Пуаро, – остановила ее мать. –Ты не об этом думай, а о том, где полтора миллиона к концу недели найти.
– Ну, тут-то я вам вряд ли помогу, у меня таких денег нет и в ближайшее время не предвидится, – ответила дочь.
– А если взять кредит? – спросила мама.
– Косте с его кредитной историей ни один банк ни копейки не даст, – усмехнулась Настя. – Вспомни, ему в прошлом году даже кредит на холодильник не одобрили, пришлось на Вику оформлять. Вы его выплатили?
– Нет, еще год остался.
– Настя, а может, вы с Алексеем на себя оформите? – предложила мама.
– Не думаю, что Леша согласится. Мы только что за машину расплатились. Снова в это ярмо влезать не будем. Тем более, что я считаю, что глупо поддаваться на шантаж, особенно, если Костя ничего не брал и его просто решили развести на деньги.
– То есть тебе все равно, что твоему брату угрожают? – возмутилась мама.
– Нет, мне не все равно. Я вам предложила решение, но вас оно не устраивает, вы решили, что он должен платить. Пусть тогда ищет деньги.
– Если не хочешь кредит брать, может, вы продадите свою машину? А Костя потом вам все вернет, – попросила мама.
– А почему за глупость Кости должны расплачиваться мы? У них с Викой есть и квартира, и машина. Пусть свою продают и платят, если так решили, – возмутилась Настя.
– Так квартира на отца Вики оформлена, а машину она еще до свадьбы купила, – объяснила мама.
– Понятно, значит, спасать родного мужа и отца своего ребенка Вика отказывается? Я правильно поняла?
Константин опустил голову.
– Все ясно. Хватит переливать из пустого в порожнее. В полицию надо обращаться. Я пошла.
Вернувшись домой, Настя рассказала всю эту историю мужу.
– Какое-то темное дело, – согласился Алексей с женой. – И заявление писать не хотят, и свою машину продавать не желают, зато рассчитывают на чужом горбу в рай попасть. Надеюсь, ты объяснила Косте, что в этот раз ему придется самому выбираться?
– Конечно.
– После того, как он нам двести тысяч, которые мы им на ремонт одолжили, два года в час по чайной ложке отдавал, я ему ни копейки не дам. И тем более не буду продавать машину, чтобы покрыть его мифические долги, – сказал Алексей. – Ему предлагали нормальную работу по специальности – прорабом на стройке, но ему, видите ли, влом каждый день на работу ходить. А в охране два через два – спи-отдыхай!
Мама еще несколько раз звонила Насте – пыталась уговорить ее помочь брату, рассказывала, что к ним домой приходили двое мужчин, чтобы напомнить о долге, который вырос еще на сто тысяч.
Но Настя сказала, что ее муж против продажи автомобиля.
А через неделю она узнала, что мама выставила на продажу дачу. Продала быстро и дешево, потому что очень торопилась – долг вырос уже до миллиона восьмисот тысяч. Деньги выплатили. Константин со склада уволился и снова искал работу.
Через некоторое время после всей этой истории Настя встретилась в магазине с Викой.
– Как вы теперь без дачи будете? – спросила Настя. Жалко – такое место было хорошее. Вы же каждое лето у матери на даче жили.
– А мне уже все равно, – ответила Вика. – Я подала заявление на развод, пока Костя еще долгов не наделал. Надеюсь, что нас на первом же заседании разведут.
–Так ведь он ушел с этого склада, чего ты боишься? – удивилась Настя.
– Они и тебе эту сказку про воровство на складе рассказали? – усмехнулась Вика. – Он все выдумал! Никакой недостачи там не было. Костя эти деньги проиграл. Ты разве не знала?
– Как проиграл? Где?
– Там, где все проигрывают. Я ему сразу, когда он в первый раз явился домой счастливый и принес выигранные сто пятьдесят тысяч, сказала, чтобы он больше не смел играть, что эти деньги – приманка для жадных дypaчков. Но он же меня не послушал. Поначалу то выигрывал, то проигрывал, а два месяца назад проиграл почти миллион за один вечер. Все остальное – проценты.
– А мама знала? – спросила пораженная Настя.
– Сначала не знала, но потом Костя ей рассказал – надо же было где-то деньги достать, – ответила Вика.
– Ужас какой! А что же ты мне не позвонила?
– Я думала, что вы с Алексеем в курсе.
– Ну, мама! – возмутилась Настя. – Знала, что Костя никогда нам этих денег не вернет, и все-таки просила за него. Слушай, а зачем он тогда со склада уволился?
– Да не уволился он! Всю их смену в один день оттуда пoпepли. Начальство приехало с проверкой, а они все четверо спят, и даже сигнализация не включена. Вот их в тот же день и рассчитали.
Когда Настя рассказала все это мужу, они подумали и решили на некоторое время ограничить общение и с матерью, и с Костей.
Узнав об этом, мама на Настю обиделась и высказала дочери:
– Не стыдно тебе? В трудную минуту от брата отказалась.
– Мама, ты не меня стыди, а лучше Костю на работу гони, а то он от безделья еще какую-нибудь глупость сделает, и тогда придется уже тебя спасать, – сказала Настя.
Под сорок лет, а все еще мамсик