Семью Пантелеевых можно было отнести к тем семьям, про которые в народе говорят: «Папа работает, а мама красивая».
Действительно, Маргарита Леонидовна вышла замуж за Михаила, который был старше девушки на двенадцать лет и твердо стоял на ногах, сразу же после окончания университета.
Через год Маргарита родила первую дочь – Викторию, еще через три года вторую – Валерию, а после этого решила, что будет заниматься домом и воспитанием детей.
Работал в семье только отец – Михаил Валерьевич. Он был инженером-строителем, довольно быстро сделал карьеру и занимал высокий пост в управлении строительства. Чем конкретно занимался муж, Маргарита Леонидовна не интересовалась, главное, что он обеспечивал семью.
Они не купались в роскоши, но и не бедствовали. Бывали даже периоды, когда в их большой четырехкомнатной квартире появлялись домработницы, которых Маргарита Леонидовна называла «помощницами по хозяйству».
Но все это благополучие закончилось в один момент – Михаил Валерьевич заболел.
Вернее, заболел он, очевидно, давно, но по привычке считал, что не стоит лишний раз обращаться к врачам, надеялся, что само пройдет. Но не прошло. А когда диагноз был наконец поставлен, выяснилось, что уже поздно – время упущено.
Конечно, он лечился – разные методы, сложные процедуры, дорогие лекарства, но результата не было, и через полгода семья осиротела.
Вике в это время было одиннадцать лет, Лере – восемь.
Когда пришло время вступать в наследство, выяснилось, что четырехкомнатную квартиру Михаил Валерьевич завещал своим дочерям. Квартира была добрачная, так что супруга претендовать на нее не могла, да и не стала. А больше ничего у него не было.
На банковском счету лежала небольшая сумма, ее семье могло хватить на жизнь на пару месяцев. Поэтому Маргарите Леонидовне пришлось достать с полочки свой библиотечный диплом, стряхнуть с него пыль и пойти устраиваться на работу.
Зарплата у нее была небольшая, дочери получали пенсии по потере кормильца, немного помогала бабушка – мать Михаила Валерьевича, которая отказалась от своей обязательной доли в наследстве сына.
Она почти на все каникулы забирала внучек к себе в небольшой городок на Волге, оплачивала занятия Вики в музыкальной школе и Леры – в художественной.
Так они и жили: девочки учились, мать работала.
Маргарита Леонидовна каждый раз возвращалась с работы в состоянии крайнего раздражения и к подвигам на фронте домашнего хозяйства была не готова, поэтому Вика и Лера волей-неволей научились обходиться своими силами – они вполне могли приготовить ужин, забросить в стиральную машинку белье и убрать квартиру. В сложных случаях консультировались с бабушкой по телефону.
Прошло три года. Мать стала вечерами приходить позже, бывало, что исчезала на все выходные, объясняя это тем, что начальство устроило какие-то курсы или проверки, а иногда говорила, что хочет встретиться с приятельницами.
Но в конце концов она заявила, что собирается замуж, и привела домой своего потенциального супруга – Феликса.
Он был вдовцом, имел взрослую дочь, которая уже была замужем. Работал Феликс в городской администрации.
Проблема была только в одном: жених не хотел переезжать в их квартиру и селить у себя детей своей возлюбленной тоже не рвался. Но оставить двух девочек-подростков одних в квартире не представлялось возможным.
Снова на помощь пришла бабушка. Она закрыла свою квартиру и приехала к внучкам.
Маргарита вышла замуж и переехала к Феликсу. Она обещала, что всю свою зарплату будет переводить бывшей свекрови и дочерям.
Три месяца так и было, а потом Маргарита пришла и сообщила, что у них в библиотеке было сокращение и ее уволили. Так это было или она сама уволилась, никто выяснять не стал, но денег дочерям Маргарита больше не переводила.
– Бабушка, а на что мы теперь жить будем? – спросила четырнадцатилетняя Вика.
– Не переживайте, девчонки, не пропадем. Папка о вас до сих пор заботится. Миша ведь знал, что мама ваша долго одна жить не будет, обязательно замуж выйдет. Беспокоился, что за человек рядом с вами окажется. Вот поэтому он и квартиру вам завещал, и перевел на мой счет большую сумму – для вас.
Если бы не это, Маргарита ни за что работать не пошла, пока все не спустила бы. А Миша ей советовал выйти на работу, когда вы подросли, говорил, что дело не в деньгах, что человек должен быть среди людей. Но она не хотела.
Так что и твоя, Вика, музыкальная школа, и твоя, Лера, художественная – это все из тех денег. И сейчас там еще кое-что есть. К тому же у нас с вами три пенсии. Проживем.
Действительно, прожили. А когда Вике было двадцать, а Лере – семнадцать и она вслед за старшей сестрой поступила в университет, бабушка сказала:
– Ну, все, девчонки, я домой. Теперь сами справитесь. Если что – звоните, помогу.
И девчонки справлялись. Лера училась и взяла на себя домашние хлопоты, Вика во второй половине дня, после учебы, еще и работала.
Маргарита раз в месяц обязательно приходила к дочерям, пила с ними чай, интересовалась новостями, рассказывала о том, как она живет, куда летали с Феликсом отдыхать в этом году, куда собираются в следующем. Так как она не работала и своих денег у нее не было, то и дочерям Маргарита ничем помочь не могла.
После того, как Лера окончила университет, сестры продали квартиру отца, и каждая купила себе отдельное жилье.
Первой замуж вышла Вика, через два года – Лера.
Прошло несколько лет
Как-то вечером Вике позвонила мама. Женщина плакала: случилось большое несчастье – она второй раз стала вдовой.
Когда все траурные мероприятия прошли, выяснилось, что трехкомнатная квартира, где Маргарита жила с мужем, давно принадлежит дочери Феликса – отец еще при жизни оформил на нее дарственную.
– Для Маргариты Леонидовны папа купил небольшую однокомнатную квартиру в старом районе города. Ремонт там сделан, так что она может сразу переезжать туда, – сказала женщина.
– Как он мог! Я прожила с ним столько лет! И хоть бы раз он сказал мне об этом! – возмущалась Маргарита.
– Мама, я не понимаю тебя, – удивилась Лера. – По-моему, Феликс поступил очень порядочно: квартиру, которую он покупал вместе с первой женой, оставил их совместной дочери. Это справедливо. Кроме того, он и тебя без крыши над головой не бросил. Если бы не эта однушка, тебе бы вообще некуда было пойти.
– А что, вы не приняли бы меня? – спросила Маргарита.
В это время Вика с мужем и двумя детьми – сыном и дочерью – жила в трехкомнатной квартире, а Лера с мужем и сыном – в двухкомнатной.
Понятно, что ни та, ни другая не планировали, что мама придет жить к ним, поэтому они были благодарны Феликсу, который позаботился о жилье для Маргариты.
Через две недели после того, как мать поселилась в своей квартире, она пригласила к себе Вику и Леру.
– У меня к вам серьезный разговор, девочки, – сказала она. – Феликса больше нет, а я в своем возрасте вряд ли смогу найти работу. Поэтому, я думаю, что вы должны помочь мне. Много не надо: по двадцать пять тысяч в месяц с каждой будет в самый раз. Когда я начну получать пенсию, сумму можно будет снизить до двадцати.
Сестры переглянулись.
– Пятьдесят тысяч? – удивилась Вика. – Мама, когда ты нас с бабушкой оставила, мы втроем жили на меньшие деньги. И потом, когда ты планируешь выйти на пенсию?
– Мой год выходит в шестьдесят лет.
– Это те, кто работал, – уточнила Лера. – А ты, мама, за всю жизнь работала только три года. Я точно не знаю, но слышала, что таким пенсию назначают на пять лет позже. И ты хочешь, чтобы мы содержали тебя почти десять лет? А может, ты все-таки найдешь себе работу?
– Какая мне работа? Сейчас в библиотеках полно компьютеров, а я даже не знаю, как его включать!
– Значит, надо пойти в другое место. Обратись в центр занятости – вполне возможно, что тебе предложат работу по специальности в библиотеке школы или колледжа. Или отправят на какие-нибудь курсы, – сказала Вика.
– То есть вы мне в помощи отказываете? – возмутилась Маргарита.
– Мама, ты не обижайся, пойми: ни у меня, ни у Леры нет такой возможности. Ну, мы можем помогать время от времени – купить лекарство, помочь с ремонтом. Но содержать тебя на постоянной основе мы не сможем – у нас все-таки семьи и дети, – сказала Вика.
После этого разговора Маргарита почти месяц не разговаривала с Викой и Лерой. Их звонки сбрасывала.
Конечно, сестры беспокоились, но вскоре узнали, что Маргарита Леонидовна все-таки работает в областной библиотеке, только не по специальности – гардеробщицей.