– Тамара! – Все, машину заказал – в субботу переезжаем! – радостно заявил Захар, входя в квартиру.
– Ну, наконец-то, – сказала жена. – Во сколько машина придет?
– В десять утра. К девяти Юрка подъедет, обещал помочь. Детей в пятницу прямо из садика завези к моим родителям, скажи, что заберем в воскресенье днем.
Тамара и Захар давно хотели иметь свой дом, и вот, наконец, их мечта сбылась. Правда, и поработать им обоим пришлось для этого довольно много, и кредит в банке взять, и побегать немало все два года, пока дом строился. Единственное, на чем удалось сэкономить – это на дизайне, потому что Тамара сама была уже достаточно опытным дизайнером. Она, даже сидя в декрете, не бросала работу и за это время выполнила несколько проектов.
Но вот все трудности позади, через три дня они будут жить в новом доме.
Конечно, там еще много работы – и в доме, и на участке, но все это можно будет делать не торопясь, создавая интерьер, покупая недостающую мебель. А в мае Тамара в первую очередь займется цветами.
Они с Захаром уже решили, что не будут заводить большого огорода, а вот ягодные кусты и яблони посадят обязательно.
И еще Тамара хотела, чтобы перед домом росла сирень и черемуха.
Захар уже примерно распланировал, где будет сад, а где рекреационная зона и площадка для детей. Хорошо, что места много, все поместится.
До обеда в субботу перевезли все вещи. После обеда Захар и его брат Юрий начали собирать мебель, а Тамара осваивала новую встроенную кухню, которую установили еще неделю назад.
Справились со всем только к обеду воскресенья, даже карнизы над всеми окнами установили, а их было немало – пять на первом этаже и шесть на втором.
Через месяц, когда дом принял уютный вид, устроили новоселье. Пригласили родителей с обеих сторон, сестру Тамары с мужем и детьми и Юрия с невестой.
Конечно, гости обошли весть дом, заглянули в каждую комнату. Конечно, восторгались, но не все. Зоя Васильевна и Вика – мать и сестра Тамары – нет-нет и высказывали критические замечания.
– А зачем три санузла? По-моему, двух было бы достаточно, – сказала Вика.
– Один на первом этаже – рядом с гостевой комнатой. Во второй вход из нашей спальни, а третий – для детей, – объяснила Тамара.
– Ну, вы как баре! Размахнулись! – усмехнулась Вика.
– А почему бы не сделать так, как удобно? Для себя же строили, – ответил Захар. – Я еще думаю баньку поставить. Но это уже позже.
– Пустовато в доме, – сказала Зоя Васильевна. – Зачем было второй этаж строить и такие большие комнаты делать, если не можете обставить как следует?
– Вот как продадим старую квартиру, бо́льшую часть на погашение кредита направим, а на остальное купим кое-какую мебель, – пояснил Захар.
– Разумно, – сказал отец Захара. – А гараж ты планируешь? Все-таки у вас две машины.
– Да, гараж будет вон там, где блоки лежат. Но это не сейчас, наверное, только к осени, – ответил Захар.
Застолье было веселым, но недолгим: те и другие родители завтра собирались на дачи, Вика с мужем тоже планировали поехать туда. У Юры и его невесты были свои планы. Поэтому часа через три все разъехались.
В среду с утра Тамаре позвонила мама:
– Ты сегодня работаешь? – спросила она.
– Мне в офис к трем, сейчас я дома, – ответила дочь.
Через час Зоя Васильевна была у нее.
– Мне нужно поговорить с тобой, – сказала она сразу же, как только вошла в дом.
– Садись, мама. Тебе чаю или кофе? – спросила Тамара.
– Чаю. С моим давлением больше одной чашки кофе в день пить нельзя.
Тамара поставила на стол чашки и села напротив матери.
– Я не думала, что ты такая бессердечная, – сказала Зоя Васильевна.
– Что опять не так? – удивилась дочь.
– Неужели нельзя было в субботу поменьше хвастаться? Ты же знаешь, в каких стесненных условиях живут Вика и Олег, а вы нас по дому, как по царскому дворцу водили: «Вот тут у нас это, а вот еще это будет». Вика все воскресенье проплакала.
– Мама, мы могли бы вообще новоселье не у страивать, но вы же сами постоянно спрашивали, когда мы вас пригласим. Вот и опять я виновата. А почему Вика и Олег не хотят брать ипотеку? У них есть однокомнатная квартира, материнский капитал. Давно бы уже двухкомнатную или трехкомнатную взяли.
– В ипотеку влезать? Ты что, с ума сошла?
– Но мы же влезли. Сейчас квартиру продадим, частично погасим, потом нам еще лет семь или восемь платить придется, – сказала Тамара.
– Сравнила ваши доходы и их, – заметила мать.
– Ну, извини, мы не виноваты, что Олег сиднем сидит в своей конторе за сорок пять тысяч, а Вика вообще не работает. Я и декрете брала заказы, а Захар, пока дом строили, по двенадцать часов в сутки вкалывал. И сейчас в область поехал – новый клиент с большим объемом работ.
– Думаете, что сможете все деньги заработать? – съязвила Зоя Васильевна.
– Все не заработаем, но точно знаем, что между пoпoй и диваном доллар не пролетит.
– Ладно. Я к тебе вот по какому вопросу: вы не могли бы не продавать свою трешку, а отдать ее Вике и Олегу? Или хотя бы пустить их туда пожить? Они свою квартиру будут сдавать и накопят хотя бы на двухкомнатную, но чтобы без ипотеки.
– Мама, это ты придумала или Вика? А ты понимаешь, что, если мы за счет продажи квартиры погасим часть долга перед банком, наш ежемесячный платеж уменьшится почти вдвое? Или вы думаете, что у нас в спальне под кроватью печатный станок стоит?
– Ну, в принципе, ничего другого я от тебя и не ожидала. Неужели тебе не жалко племянников? Они ведь сейчас вчетвером теснятся в одной комнате.
– Жалко. Но у нас с Захаром тоже двое детей, и мы все это делаем как раз для них.
За ужином Тамара рассказала мужу о предложении матери.
– Круто теща завернула! – удивился Захар. – И знаешь, что-то мне подсказывает, что это еще не конец.
– Думаешь, еще что-нибудь придумают? – спросила Тамара.
– Даже не сомневаюсь – ответил муж.
И он не ошибся.
Через две недели в субботу к ним явились Зоя Васильевна и Вика. Разговор пошел о доме.
– Захар, Тамара, мы тоже решили построить себе дом, – начала Зоя Васильевна. Не такой, как у вас, одноэтажный, четырех или пятикомнатный. Мы все продумали: Вика и Олег продают свою квартиру, добавляют маткапитал и все-таки берут ипотеку. Вика уже была в банке, но ей сказали, что им обязательно нужен поручитель. Вот мы и подумали, ты или Тамара могли бы поручиться за Олега.
– Начнем с того, что у нас уже своя ипотека есть, так что это вряд ли реально, – сказал Захар. – И еще: а где вы хотите строиться? Вы учли, что участок тоже надо покупать?
– А разве на вашем участке нельзя построить еще один дом? У вас же полно места! – воскликнула Вика.
– Вика, я покупал этот участок уже с проведенными инженерными сетями. Здесь все было подведено: вода, канализация, электричество. Тянуть все это ко второму дому придется за отдельную плату, а это дорого.
– А если и мы свою квартиру продадим? – спросила мать. – Мы заплатим вам за кусок земли, на котором будет стоять наш дом.
– Интересно, вы все продадите, а жить где будете? – спросила Тамара.
– У вас. Наш дом меньше, за год он, наверняка, построится, а мы пока у вас поживем. У вас есть две свободные комнаты – одна внизу – в ней мы с отцом устроимся, а на втором этаже в свободной комнате – Вика с Олегом. Ваши Катя и Ромка могут пока и в одной комнате пожить, а в Ромкиной – дети Вики. Вот и все, — быстро распределила Зоя Васильевна.
– Нет, не все, – сказал Захар. – Есть еще самое главное: когда я покупал землю, то до сантиметра рассчитал, что где будет располагаться, и менять ничего я не собираюсь. Поэтому если вы хотите строиться, покупайте себе другой участок.
Зоя Васильевна и Вика ушли очень недовольные.
– Неужели они думали, что мы выступим в качестве поручителей у Олега? – спросил Захар. – Ты подсказала им отличную, а главное – реальную идею с материнским капиталом. Но для этого надо маленько пошевелиться. А он, судя по всему, ничего делать не собирается. Ну, ладно, пусть делают, что хотят.
– Если бы они нас не трогали. А то ведь еще какую-нибудь идею изобретут, – сказала Тамара.
– А ты выучи одно очень полезное слово, которое значительно облегчит тебе жизнь – «Нет», – посоветовал Захар.