– Мама, мне бы с тобой поговорить, – сказала как-то вечером Марьяна. – Так, чтобы никто не отвлекал.
Лариса Васильевна внимательно посмотрела на свою двадцатипятилетнюю дочь. Марьяна была девушкой самостоятельной и ответственной. После школы важные для себя решения она чаще всего принимала сама и не ошибалась.
«Значит, разговор пойдет о чем-то очень серьезном», – подумала Лариса Васильевна.
– Сегодня очень удачный вечер, – сказала она. – Папа уходит в ночную смену, а Витька позвонил и сказал, что будет поздно.
Когда они остались одни, Марьяна сообщила:
– Артем сделал мне предложение. Он хочет, чтобы мы на следующей неделе подали заявление, а в середине июня расписались.
– Это отличная новость! – воскликнула мама. – А почему ты не хочешь сказать об этом отцу и брату?
– Потому что я еще не решила, что ответить Артему. Попросила время подумать.
– Но ведь вы уже год, как встречаетесь. Артем, на мой взгляд, положительный молодой человек, у него хорошие манеры, отличная работа и, как я поняла, с карьерой проблем не будет. И потом – он тебя любит, это видно невооруженным взглядом.
– Если бы он предложил мне выйти за него замуж месяца три назад, я бы, не раздумывая, согласилась. Но после того, как он познакомил меня со своей семьей, у меня появились кое-какие сомнения, – сказала дочь.
– Давай факты, будем обсуждать.
– Вот смотри. Артем живет с матерью и младшей сестрой – Алиной. Ей двадцать лет, она учится в университете. Матери – Анне Борисовне – пятьдесят, и она за свою жизнь ни дня не работала. Объясняет это так: «Я всю жизнь создавала уют в доме. Двое детей. Какая уж тут работа? А три года назад Володенька оставил меня вдовой».
– А на что они живут? – поинтересовалась Лариса Васильевна.
– Как я поняла, мать и сестру содержит Артем, – ответила Марьяна.
– Интересно, – сказала мать. – Алине еще минимум года два учиться, а мать Артема по новому закону, если я ничего не путаю, получит право на пенсию по старости через десять лет. Она не собирается работать?
– Вроде не собирается. Вот эта ситуация меня и беспокоит. Если мы сейчас поженимся, то я не хотела бы тянуть с рождением детей: через год – первый, еще через четыре-пять лет – второй. Но сможет ли Артем обеспечить всех нас? У него неплохая зарплата, но не огромная, – сказала Марьяна.
– Знаешь, сейчас я тебе могу дать всего один совет: тебе надо об этом поговорить с Артемом, выяснить, как он видит вашу совместную жизнь. А то мы с тобой тут нафантазируем, а у него, может, совсем другие планы.
– Так вот я и не знаю, как начать этот разговор.
– А ты спроси его, где вы будете жить после свадьбы, – посоветовала мама. – Так слово за слово, и выйдете на вопрос финансов.
– Я вообще-то думала, что мы будем жить в моей квартире, – сказала Марьяна.
– А у Артема на эту тему может быть другое мнение, – предположила Лариса Васильевна.
И она оказалась права.
– Ну, ты готова дать мне ответ? – спросил Артем, когда они с Марьяной встретились в их любимом кафе.
– Готова. Только давай выясним некоторые вещи, так сказать «на берегу», чтобы потом не было недоразумений, – предложила девушка.
– Давай. Что бы ты хотела узнать? – согласился Артем.
– Ну, во-первых, где мы будем жить? Ты ведь знаешь, что у меня есть двухкомнатная квартира.
– Да, я знаю. Но это твоя квартира. Все-таки правильней будет, если муж приведет жену на свою жилплощадь. У нас отличная четырехкомнатная квартира, и я думаю, что нам лучше жить там, – ответил Артем.
– Но я хотела бы быть хозяйкой, например, в своей кухне. Сама решать, что сегодня приготовить, какие продукты купить. А если мы будем жить с твоей мамой и сестрой, то я буду неловко себя чувствовать, – пояснила Марьяна.
– Даже не переживай на эту тему! – воскликнул Артем. – Алинка у нас входит на кухню, только чтобы поесть. Да и мама тебе мешать не станет: готовка – это не самая сильная ее сторона. Пока был жив отец, к нам пять дней в неделю приходила домработница – она убирала, готовила и делала еще какую-то домашнюю работу. Потом ее пришлось рассчитать. Сейчас мама готовит сама, но она с удовольствием уступит тебе и кухню, и все остальное.
– Если я правильно поняла, то сейчас ты полностью содержишь и маму, и сестру? – спросила Марьяна.
– Конечно. Алинка учится, а маме в ее возрасте работу уже не найти.
– Артем, я не знаю, сколько ты зарабатываешь, но хватит ли твоей зарплаты на всех, когда я, предположим, уйду в декрет? Как ты сам думаешь?
– А зачем нам спешить с детьми? Я считаю, что есть смысл подождать, хотя бы до того, как Алина окончит университет, а еще лучше до того, как она выйдет замуж. Это где-то лет пять. А в идеале до того времени, пока мама выйдет на пенсию. Тогда у нас не будет финансовых проблем.
– А сейчас у вас в семье есть финансовые проблемы? Извини, конечно, что я об этом спрашиваю, но мне предлагают другую должность с большей зарплатой, но и с большей ответственностью. Вот я и думаю: соглашаться или нет. Если планировать декрет, то лучше остаться на своем месте.
– Что ты! Соглашайся. Моей зарплаты сейчас, конечно, хватает, но в последние три года нам приходится экономить. Но когда мы поженимся, добавится, во-первых, твоя зарплата, и во-вторых, можно будет сдавать твою квартиру – она находится в очень удобном месте, так что проблем с этим не будет. Пожалуй, мы сможем отправить маму в санаторий. А то она не была там уже целых три года.
– Артем, я поняла, как ты представляешь нашу будущую жизнь, – сказала Марьяна. – Но мое воображение рисует несколько иную картину. Я хочу, чтобы мы жили отдельно. Твою маму и сестру мы можем иногда навещать или приглашать их к себе на праздники. Я планирую иметь двух детей, причем в ближайшие пять лет.
– Но тогда я не смогу содержать маму и Алину! – воскликнул Артем.
– Алине двадцать. Я подрабатывала с восемнадцати, и не потому, что родители не могли меня содержать. Просто мне хотелось иметь свои деньги. А то как-то смешно выглядит: «Мама, дай мне десять тысяч, я хочу купить вам с папой подарки». А твоя мама вполне может устроиться на работу. У нее есть какой-нибудь диплом?
– Да, она окончила педагогический институт, но не работала.
– В школу-то вряд ли она сможет пойти, а вот в детский сад воспитателем – запросто. В конце концов гардеробщицей в библиотеку или в театр. Билетером в кинотеатр. Смотрителем в музей. Да много есть мест, где сможет работать женщина ее возраста. Конечно, мы им будем помогать. Но не содержать полностью.
– Не знаю, Марьяна. Я обещал маме. Если я соглашусь на твой вариант, то, получается, предам ее, не выполню свое обещание. Поэтому давай лучше будем жить так, как я предлагаю.
– Артем, это ты обещал, а не я. Я люблю тебя, я хотела бы выйти за тебя замуж. Еще три месяца назад я мечтала об этом. Но я не обещала положить свою жизнь к ногам твоих родственников. – отказаться от создания своей семьи, рождения своих детей. Решение за тобой.
Артем помолчал, потом поднял глаза на Марьяну:
– Хорошо, что мы с тобой поговорили до свадьбы. Извини, но на таких условиях я не смогу на тебе жениться. Удивляюсь только одному: как я за целый год не сумел разглядеть, что ты настолько меркантильна и эгоистична. Мама еще два месяца назад предупреждала меня, а я ей не поверил.
Артем встал:
– Тебя проводить?
– Спасибо, не надо. Я вызову такси, – ответила Марьяна.
Артем оплатил счет и вышел из кафе.
Вечером, когда девушка уже собиралась ложиться спать, ей позвонила мама.
– Ну, как прошли ваши переговоры? – спросила Лариса Васильевна.
– На высшем уровне. Стороны обменялись мнениями и решили остаться при своих, – ответила Марьяна.
– Ты очень расстроилась? – спросила мама.
– Расстроилась, конечно. А в конце разозлилась: Артем назвал меня эгоистичной и меркантильной.
– Очевидно, когда понял, что ваши представления о семейной жизни не совпадают? Договориться на берегу не получилось?
– Вот именно. Но это все равно бы когда-нибудь произошло, так лучше сейчас, – сказала Марьяна.
Удивительно, но спала она эту ночь совершенно спокойно.