Сегодня Ирина не спешила возвращаться домой. Во-первых, муж в командировке и должен приехать только завтра к обеду, во-вторых, дочь уже неделю у свекрови на даче. Именно поэтому Ирина приняла предложение подруг встретиться после работы в кафе и пообщаться.
Заказали по салатику, кофе и десерту. Поболтали, даже немного посплетничали.
Ирина рассчитывала, что сейчас она примет ванну и включит себе какой-нибудь старый фильм – ей нравилось пересматривать любимые сериалы.
Но планам женщины не суждено было осуществиться.
Подойдя к дому, она увидела, что на лавочке возле подъезда сидит Соня – их одиннадцатилетняя дочь.
От поселка, где была дача свекрови, надо было ехать почти час на электричке, а потом еще минут двадцать на метро с двумя пересадками.
– Ты как здесь оказалась, и где бабушка? – спросила Ирина.
– Где бабушка, не знаю, наверное, на огороде. А я домой приехала, как обычно: сначала на электричке, а потом на метро. Уже четыре часа жду тебя – ключей-то я не взяла, – ответила Соня.
– Так ты одна приехала? – удивилась Ирина. – Ладно, пошли домой, там поговорим. Есть хочешь?
– Нет. Я пока тебя ждала, зашла в кафе, съела бургер.
– Понятно.
Они поднялись в квартиру. Ирина начала готовить ужин, а Соня, пристроившись здесь же, начала свой рассказ.
– Я уже на третий день поняла, что бабушка Зоя меня пригласила не отдыхать, а как рабыню Изауру. Представляешь, я и полы должна была мыть, и грядки полоть, и этих ужасных жуков с картошки собирать, и эту же картошку чистить, и посуду мыть.
– Соня, бабушка уже немолодая, понятно, что ей помощь требуется. Ты ведь дома тоже и убираешь, и посуду моешь. Я тебя не поняла. Неужели ты хотела, чтобы бабушка Зоя тебя полностью обслуживала? – спросила Ирина.
– Нет, мама, это ты меня не поняла. Я совсем не против помочь. Но я не нанималась обслуживать Кирилла и Артема.
Кирилл и Артем были племянниками мужа, сыновьями его старшей сестры. То, что они любимые внуки Зои Борисовны, Ирина и Олег поняли уже давно, но особенно из-за этого не расстраивались.
Оно и понятно: старшая дочь – Лиза, выйдя замуж, долго жила с мужем в квартире родителей. Кирилл и Артем там и родились, и выросли на руках бабушки Зои.
В свою квартиру Лиза с мужем переехали, когда мальчикам исполнилось пять и семь лет. Так что вовсе не удивительно, что внуки были для Зои Борисовны ближе, чем Соня, которую она видела раз в месяц, а то и реже.
Ирина с Олегом были даже удивлены, когда свекровь позвонила и предложила им отправить к ней на дачу Соню.
– Вы работаете, девчонка будет без присмотра болтаться. А у нас здесь речка рядом, лес. Не хуже ваших югов, – сказала Зоя Борисовна.
Ирина с мужем подумали и согласились.
– Правда, Соня, к морю мы только в августе поедем, а ты вполне можешь провести месяц у бабушки. Артему и Кириллу там нравится, – сказал Соне отец.
– А если надоест, позвонишь, и мы тебя заберем, – добавила мать.
Соня согласилась, рассчитывая месяц купаться, загорать, собирать землянику.
Но все получилось по-другому.
Первые два дня, действительно, прошли так, как она и планировала. Девочка позвонила родителям, рассказала о том, что уже была на речке, ей все понравилось.
А на третий день бабушка разбудила Соню в половине шестого:
– Пошли, пока не жарко, в огород – сегодня надо хоть пару гряд прополоть.
– А Кирилл с Артемом? – спросила Соня.
– Пусть спят, они вчера поздно легли. Не бойся, не переработаешь, мальчишки потом воду для полива в бочки наберут, – ответила Зоя Борисовна.
Грядки у бабы Зои были длинные, как говорят, «от забора и до обеда». Соня за полтора часа только одну прополола.
А в половине восьмого бабушка позвала ее на кухню:
– Я к соседке за молоком и сметаной схожу, а ты картошку почисти – на завтрак драников нажарим.
После завтрака Соня мыла посуду, а внукам бабушка велела накачать в две бочки воды для полива.
Работа эта оказалась несложная: надо было нажать кнопку, чтобы вода из колодца начала поступать в стоящую рядом бочку. Потом Кирилл перекинул шланг во вторую бочку и через несколько минут выключил насос.
После этого мальчишки сели на велосипеды и уехали со двора. Появились они только для того, чтобы пообедать и поужинать.
А для Сони у бабушки Зои была приготовлена еще кое-какая работа.
Закончился день поливом грядок. У Сони уже не было сил идти ни на какую речку, да времени было уже около половины девятого.
На следующий день все повторилось. Помыв посуду после завтрака, девочка решила позвонить родителям, чтобы они забрали ее домой. Но телефон был разряжен, а зарядку она найти не могла.
Вечером Соня попросила телефон у Артема, но двоюродный брат только усмехнулся:
– Свой надо иметь.
А позже Соня услышала, как бабушка разговаривает по телефону с ее отцом:
– Ну, вы прямо испереживались за свою доченьку. Все с ней в порядке. Недавно вот с речки пришла.
Соня сегодня действительно была на речке и даже искупалась. Но перед этим выполоскала целый таз белья.
Она хотела попросить у бабушки телефон, но та быстро закончила разговор и сообщила девочке, что на выходные ее родители приедут.
«Ладно, – подумала Соня, – пару дней я как-нибудь потерплю».
Но наступила суббота, затем воскресенье родители не появились. На следующий день, когда бабушка пошла за молоком, Соня покидала в рюкзачок свои вещи и направилась к станции. Деньги у нее были – мама дала на всякий случай:
– Возьми, вдруг захочется что-то купить. Не у бабушки же просить.
Соня купила билет на электричку, а когда доехала до Москвы, спустилась в метро. Она уже год сама ездила в музыкальную школу и легко разобралась, как ей добраться до дома.
– Мама, ты представляешь: Кирилл и Артем вообще ничего не делали, а я всю эту неделю пахала в доме и в огороде. Одной картошки, наверное, ведра четыре почистила. А бабушка еще и ругалась постоянно: то пол плохо помыла, то полотенца плохо выполоскала. Прямо крепостное право какое-то. Да еще постоянно соседкам рассказывала, что я белоручка, ничего делать не умею, вся в мать пошла.
Ирина после сразу ужина позвонила мужу. Тот сказал, что он сам во всем разберется.
Действительно, он позвонил матери и попросил ее позвать к телефону Соню.
– Да нет ее рядом, все дни бегает по поселку с девчонками, – ответила Зоя Борисовна.
Она была совсем не обеспокоена тем, что внучки весь день нет дома.
Конечно, после этого Олег устроил матери большой скандал, и больше ни на какие праздники Зою Борисовну они к себе не приглашали.