Перед тем, как пожениться, Арина и Кирилл не договаривались о том, какой у них будет бюджет – общий или раздельный. Оба они работали в крупных компаниях, получали неплохую зарплату. Кирилл побольше, но и Арина не бедствовала – она уже два года как съехала от родителей – снимала квартиру и оплачивала сама и жилье, и все свои расходы.
У Кирилла была машина и своя трехкомнатная квартира, куда Арина и переехала после свадьбы.
Никаких крупных трат в ближайшее время молодожены не планировали. Правда, Кирилл как-то предложил купить Арине машину, но она отказалась:
– Я такая паникерша, что мне нельзя садиться за руль – на первом же перекрестке соберу кучу машин или в кого-нибудь въеду. Лучше я останусь пассажиром. Куда надо – ты меня довезешь, а если что, то я и такси вызову.
В квартире Кирилла она тоже никаких глобальных преобразований не устраивала, так – поменяла в спальне шторы, купила кое-что из посуды и мелкой кухонной техники.
Раз в неделю они закупали продукты – платил всегда Кирилл. Иногда после работы Арина заходила в магазин, чтобы кое-что докупить – тогда платила она.
Салоны красоты, абонемент в фитнес центр и прочее – Арина тоже оплачивала из своей зарплаты.
Кирилл ее расходов не контролировал, она его тоже.
Бывало, что Арина звонила мужу и просила:
– Кирилл, я тут такие классные сапожки увидела, но мне немного не хватает. Можешь мне скинуть семнадцать тысяч?
Он переводил деньги и вечером любовался тем, как Арина прохаживается перед ним в новых сапожках или демонстрирует ему модную сумочку из последней коллекции.
Короче, ни материальных проблем, ни финансовых разногласий в семье не было.
Дважды в год они ездили куда-нибудь отдыхать: то на горнолыжные курорты, то к теплому морю. Оплачивал отдых Кирилл – для этого он в конце каждого месяца переводил на специальный счет сумму, которая оставалась после всех трат. Каждый месяц она была примерно одна и та же.
Вот как-то Кирилл заметил, что эта сумма уменьшилась на треть. Разбираться, куда делись деньги, не стал – решил, что это случайность, растранжирили на что-нибудь.
Но в следующий раз от привычной суммы осталась примерно половина. Тут уже Кирилл решил просмотреть все траты и увидел, что в этом месяце он перевел Арине гораздо больше денег, чем обычно. Причем он не помнил, на что именно – никаких крупных покупок не было.
Вечером Кирилл решил обсудить с женой этот вопрос.
– Арина, я что-то не могу понять, куда мы в этом месяце истратили столько денег. Ты что-нибудь себе покупала? – спросил он.
– Нет. Только продукты. Какие-то средства для уборки, колготки. И все.
– Странно. Такое впечатление, что мы стали есть в полтора раза больше, а ты меняешь колготки два раза в день, – усмехнулся Кирилл. – Давай попробуем быть более разумными в расходах.
– Ты хочешь сказать, что я транжира? – неожиданно обиделась Арина. – А ты посмотри, как растут цены. Хочешь я буду тебе чеки предъявлять?
–Хочу, – сказал Кирилл. – Будем класть все чеки вот сюда, в эту коробочку. Причем не только ты, но и я. Пособираем пару недель, а потом проанализируем, где брешь в нашем бюджете. Деньги-то утекают немалые.
Арина уже пожалела, что сказала о чеках. Она, в отличие от мужа, прекрасно знала, куда утекают деньги. Потому что сама проделала в их семейном бюджете эту брешь.
Два месяца назад младшая сестра Арины – Лада, посоветовавшись с мамой, согласилась жить вместе со своим парнем. Денис окончил университет в прошлом году и уже работал. Но его зарплата была невелика. Половину ее надо было отдать за съемную квартиру и коммунальные платежи. Лада училась на третьем курсе и не работала. Было понятно, что без помощи родителей молодая пара прожить не сможет. Но отец Дениса сказал:
– Хочешь жить самостоятельно – живи. Но на самообеспечении.
Мать Лады, конечно, немного помогала им, но, кроме Арины и Лады, в семье был еще сын – Саша, который заканчивал школу и готовился поступать в университет. Оплачивать репетиторов Саше и содержать Ладу с Денисом родителям было сложно.
Поэтому мама попросила Арину помочь сестре.
После разговора с мужем Арина позвонила матери:
– Мама, я больше не смогу переводить Ладе так много.
– А что случилось? Кирилл что-нибудь заметил?
– Заметил. И сказал, что теперь будет следить, куда уходят деньги. Велел чеки собирать и все расходы фиксировать, – объяснила Арина. – И вообще, мне неприятно, что я мужа обманываю.
– Арина, ты вышла замуж, и Ладу надо как-то пристроить. Ей уже двадцать. Поживут с Денисом полгода, глядишь, и поженятся.
– Мама, я за Кирилла не из-за денег вышла, я и сама себя содержать могу. Пусть Лада тогда тоже работать идет. Я на третьем курсе уже работала.
– Ну куда ей работать? Ей учиться надо, да еще по дому все успевать. А знаешь, я вот что придумала: если Кирилл решил чеки проверять, то ты Ладе продукты покупай. Берешь себе мясо или рыбу, и ей бери. Кирилл ведь не будет высчитывать, сколько ты пачек масла взяла? В чеке сумма стоит – и все. А я буду к вам приходить, забирать продукты и относить Ладе. Кирилл ведь позже тебя с работы приезжает, вот я буду по дороге с фабрики к вам забегать.
– Ну, мама, ты даешь! – возмутилась Арина.
– А что делать? Неужели ты откажешься сестре помочь?
Надо сказать, что с этой схемой Кирилл быстро разобрался. Он и раньше, зная об отношениях в семье жены, догадывался, куда деваются деньги. А когда, паркуясь возле дома за две недели четыре раза увидел тещу, которая выходила из их подъезда с фирменным пакетом сетевого супермаркета, понял все.
Но промолчал. Если он просто потребует от Арины прекратить содержать двух взрослых людей, они могут поссориться, а он этого не хотел. Поэтому решил действовать по-другому.
Кирилл перестал переводить жене деньги, каждый раз объясняя это разными причинами.
Как-то перед самой зарплатой, когда на карте у Арины было почти пусто, она позвонила мужу:
– Кирюша, скинь мне тысяч десять, хочу в магазин сходить, купить кое-что на завтра.
– У меня банковское приложение глючит. Ты пришли мне список, я по дороге заеду, сам все куплю, – ответил он.
Когда Кирилл поднялся в квартиру, он увидел там тещу, которая сидела на кухне и пила чай.
– А где продукты? – удивилась Арина.
– Купил. Все купил, но забыл в машине. Давай я поем, отдохну, а потом спущусь и принесу, – ответил муж.
Он пошел мыть руки, а когда вышел из ванной, столкнулся с тещей, которая собиралась уходить.
– Я к тебе как-нибудь потом загляну, Ариночка, – сказала она.
А через пару недель Арина увидела, что Кирилл рассматривает сайты отелей. Они в этом году хотели провести последние две недели февраля во Вьетнаме – на острове Фукуок.
– Ты подобрал что-нибудь интересное? – спросила Арина мужа. Сам не бронируй, покажи мне, я сначала отзывы почитаю.
– Извини, Ариша, но мы сейчас поехать никуда не сможем. Последние четыре месяца мы расслабились и потратили больше, чем хотелось бы. Я не смог отложить нужную сумму, как делал это обычно. Так что максимум, что мы можем себе позволить – это неделя в каком-нибудь подмосковном пансионате. А к морю – только летом.
– Так может, возьмем недостающую сумму в кредит? – спросила Арина.
– Нет, кредитными деньгами за отдых платят только финансово неграмотные люди, – сказал Кирилл. – Приедем, будем выплачивать кредит, не сможет никуда поехать летом.
У Кирилла была необходимая сумма. Кроме того, можно было выбрать отель поскромнее. Но он решил этого не делать. Для него было важно, чтобы Арина сама поняла, что, помогая сестре и ее мужу, которые вполне могут сами решать свои проблемы, она ущемляет себя и свою семью.
К удивлению Кирилла, получилось даже лучше: в конце января, сдав зимнюю сессию, Лада вместе с мужем улетела на отдых в Таиланд.
– Сестричка, мы провели там шикарные десять дней! Лучше я еще не отдыхала! – взахлеб делилась впечатлениями Лада, показывая сестре фотографии чудесных пляжей.
После этого Арина мягко, но решительно сказала маме, что больше не станет тайком от мужа помогать сестре.
Ты обязана помочь родной матери: она лишила меня наследства, а теперь просит прощения и приюта