По тому, как сын зашел в квартиру, мать поняла, что настроение у него плохое. Он громко хлопнул дверью, что-то уронил, чертыхнулся, снова что-то уронил.
Раздевшись, Алексей сразу прошел в свою комнату, даже не заглянув на кухню и не сказав матери обычное «Привет!»
Мария Константиновна заметила, что в последнее время сын все чаще находился не в духе. Она бы и помогла ему, но не знала, чем.
Через полчаса она позвала сына ужинать. Пока он ел, она молчала, но когда Алексей встал из-за стола, сообщила:
– Наташа сегодня звонила. Спрашивала, почему в этом месяце такие маленькие алименты пришли – всего двенадцать тысяч.
– А чего она хочет? Я же не сам ей посылаю. В бухгалтерии по исполнительному листу рассчитывают и переводят. Премии не было в этом месяце, потому и мало, – зло ответил Алексей.
Наталья была женой Алексея, но они развелись полтора года назад. До этого прожили шесть лет, сын у них родился – Костик.
Жили вроде нормально, не хуже других. Квартира, правда, у Натальи была однокомнатная, а в двушке с Марией Константиновной жена жить не хотела.
Скандалить стали, когда Наталья вышла из декрета и вернулась на швейную фабрику, где она работала на складе.
Причина ссор – та же, что у всех: за три года, пока жена была дома, Алексей расслабился и вообще перестал помогать ей. Ну, если только мусор выносил и то, когда Наталья ставила пакет у дверей, прямо ему под ноги.
Где-то в глубине души Алексей понимал, что жена за день на своем складе устает не меньше него. Но приходил домой, усаживался в кресло перед телевизором и ждал, когда его позовут ужинать. Наталья, забрав сына из садика и забежав по дороге в магазин, приходила домой и начинала этот самый ужин готовить.
– Леша, ты хоть ребенком займись, – просила она его.
Алексей несколько раз подбрасывал Костика под потолок, а потом снова начинал переключать каналы. В результате сын все равно крутился вокруг матери.
Конечно, Алексей мог бы встать с кресла, вынести мусор, навести порядок на балконе (Наталья давно просила) или включить пылесос, но зачем, если жена вроде бы со всем справляется?
Скандал, приведший к разводу, начался из-за того, что Алексей забыл забрать из сада Костика, хотя жена попросила его об этом накануне, а утром еще раз напомнила. Но Алексей зашел после работы в магазин купить все, что нужно, чтобы не скучать вечером у телевизора, а про сына забыл.
Наталье пришлось брать такси, чтобы забрать ребенка после того, как ей позвонила воспитательница.
– Ну, забыл! Что, с тобой такого никогда не было? Могла бы позвонить мне в конце рабочего дня и напомнить! – оправдывался муж.
– Я не могла тебе позвонить – у меня была ревизия. Я тебе утром все объяснила! Про сына он забыл, а две полторашки себе на вечер купить не забыл! Ты только о себе думаешь, а на семью тебе наплевать! – кричала Наталья.
– Хватит орать! Ты постоянно всем недовольна, и то тебе не так, и это не этак. Мне уже надоело твои вопли слушать! – не уступал ей в громкости муж.
– Надоело? Ну, тогда давай разведемся, от тебя все равно пользы как от козла молока. Зачем мне такой муж?
– Развестись хочешь?! Пожалуйста! Хоть завтра! Я без тебя отлично проживу, хоть мозг никто выносить не будет. Только подумай, кому ты будешь нужна? Еще одна разведенка с прицепом! – никак не мог успокоиться муж.
– Это ты своего сына прицепом называешь? – спросила Наталья. – Теперь точно развод. Не прощу!
Вот на такой высокой ноте и закончилось их супружество.
Алексей переехал к матери и первое время радовался тишине и покою. У Марии Константиновны был свой налаженный быт, она привыкла обходиться своими силами. Однажды только Алексей выполнил «мужскую» работу – поменял в туалете гофру.
Теперь он мог, не оправдываясь перед женой, в любое время посидеть с друзьями в баре – никто не зудел над ухом, когда он возвращался домой ближе к полуночи.
Алексей стал сам распоряжаться деньгами. Алименты высчитывала бухгалтерия, матери он отдавал на продукты десять тысяч, а остальное тратил, как хотел. Правда, этого остального иногда было не очень много, и тогда он сразу после работы шел домой.
Время от времени в его жизни появлялись женщины. Иногда дело доходило до близких отношений, но не у каждой из них было свое жилье, а приводить дам в свою квартиру мать строго запретила.
– Леш, а почему ты не снимешь себе квартиру? – спросил как-то его коллега. – Тебе уже тридцать пять, а ты все еще с матушкой живешь.
– А зачем снимать, когда есть, где жить? Если я, кроме алиментов, буду еще за квартиру платить, то вообще без денег останусь. К тому же мать и приготовит, и постирает, а на квартире я все это должен буду делать сам, – ответил Алексей.
Но однажды он познакомился с молодой женщиной, ради которой был готов и квартиру снять, и совершить другие подвиги, которых уже давно не совершал.
Звали ее Клара. Ей было тридцать два года, она работала медсестрой в одной из городских поликлиник. Замужем Клара не была, но жила в собственной двухкомнатной квартире.
Они познакомились в начале мая на даче того самого коллеги – Игоря, который предлагал Алексею снять квартиру. Клара была дальней родственницей Игоря.
Симпатичная шатенка с серыми глазами так сильно зацепила Алексея, что он вновь почувствовал себя двадцатилетним. У него даже голос дрожал, когда он приглашал Клару на первое свидание.
Пришел к фонтану в городском парке за полчаса до назначенного срока с большим букетом, на который потратил такую сумму, на которую они с матерью спокойно могли бы прожить целую неделю.
Клара опоздала всего на пять минут, но Алексей за это время успел несколько раз впасть в отчаяние.
Они встречались уже два месяца, когда Алексей решил, что Клара – это именно та женщина, с которой он готов прожить всю оставшуюся жизнь.
Решил сделать предложение по всем правилам, даже в ювелирный зашел, чтобы кольцо купить. Но походил вдоль витрин, посмотрел на цены и решил пока не спешить, тем более что не знал, какой размер брать – вдруг не угадает?
Пригласил Клару в ресторан, там и предложил ей стать его женой.
А она отказалась:
– Знаешь, Леша, я пока еще не определилась, хочу ли я замуж выходить.
Алексей даже не сразу понял, что ему «гарбуза вынесли». Он-то думал, что Клара сейчас зарумянится от счастья и робко скажет ему «да». Не получилось.
На следующий день Игорь подошел к нему выразить сочувствие:
– Что? Бортанула тебя Клара? Я так и знал, что этим закончится. Капризная она у нас девушка.
– А зачем тогда встречалась со мной? – спросил Алексей. – Я вообще-то рассчитывал на серьезные отношения.
– Как бы тебе объяснить, Леха, чтобы не обидеть? До персонажа, с которым можно серьезные отношения строить, ты немного не дотягиваешь, – сказал Игорь.
– Интересно, в чем? Я что, Квазимодо какой-нибудь? – возмутился Алексей.
– Нет. Парень ты симпатичный. Но лучше было бы, если вместо смазливой внешности ты имел хоть какую-нибудь квартиру и не имел в анамнезе детей от предыдущего брака и алиментов, которые тебе еще десять с лишним лет платить. Отсутствие квартиры и наличие алиментов значительно понижает твою цену на брачном рынке, – объяснил Игорь.
– По-твоему, я теперь и жениться не смогу?
– Сможешь. Просто ты немного планку понизь. Первый вариант: симпатичная молодая селянка, которая приехала покорять город. Ты на ней женишься, приведешь ее в квартиру своей мамы, и вы будете там плодиться и размножаться. Второй вариант: ищешь женщину своего возраста, разведенную, пусть даже с ребенком, но со своей квартирой, желательно двух- или трехкомнатной. Но там на диване отсидеться не удастся, надо будет искать работу с бóльшей зарплатой или какую-нибудь подработку, потому что тебе будут каждый месяц напоминать о двадцати пяти процентах, которые проходят мимо семейного бюджета. И в конце концов, может, тебе просто повезет, и тебя полюбит какая-нибудь бескорыстная дама без жилищных и финансовых проблем – такое тоже бывает.
Но прошло уже четыре года, а ни одна из таких дам на пути Алексея не повстречалась.
Бывало, что вечерами он размышлял о том, что напрасно развелся с Натальей – она ведь ничего сверхъестественного от него не требовала. Ну, выносил бы иногда мусор, играл бы с Костиком, раз в неделю бегал по квартире с пылесосом. Это ведь не так сложно.
А тут еще мать как-то после ужина сообщила:
– Надежду Федоровну встретила. Она мне сказала, что видела в городском саду Наталью с Костиком – на каруселях катались. Так вот: мужчина с ними был. Симпатичный, чуть постарше Натальи.
– Что, она замуж вышла? – спросил Алексей, укладываясь на диван.
– Вышла или не вышла – не знаю. Что от Федоровны слышала, то тебе и передала, – сказала мать.
Алексей тяжело вздохнул и отвернулся к стене.