В этом году Елена Константиновна дважды оказывалась в больнице. Выписывая ее в середине апреля, лечащий врач, кроме обычных назначений и рекомендаций, посоветовал ей съездить в санаторий.
– Если есть такая возможность, то могу посоветовать пару профильных санаториев. Только не надо ездить на юг, лучше подберите что-нибудь у нас, в средней полосе, – сказал врач.
Елена Константиновна и сама понимала, что при всей ее любви к морю, в этом году следует предпочесть не суету многолюдных пляжей Черного моря, а неспешные прогулки по тропинкам соснового бора.
Елена Константиновна внимательно изучила сайты нескольких санаториев, выбрала тот, который ей понравился, и оплатила путевку.
Как раз в этот день ей позвонила сватья – Анна Борисовна. Елена Константиновна поделилась с ней новостями и рассказала о том, что в июне на три недели поедет в санаторий.
– Какая ты молодец, Леночка, – порадовалась за нее сватья. – А я уже пять лет нигде, кроме своей дачи, не была. А так хочется!
– Так что тебя держит, Аня? – удивилась Елена. – Детей малых нет, а муж как-нибудь три недели переживет. В крайнем случае будет на ужин к дочери ходить.
– Вряд ли мой Петя на такое согласится, у него отпуск только в сентябре, и он уже спланировал, чем будет заниматься, – вздохнула Анна.
– Как-то у вас неправильно заведено, – удивилась Елена. – Муж свой отпуск планирует сам, а ты выбрать то, что хочешь, не имеешь права. У меня Николай спокойно отнесся к тому, что я поеду в санаторий.
На следующий день Анна вновь позвонила Елене, но уже с хорошей новостью:
– Я поговорила с Петей – он не против того, чтобы я поехала отдохнуть. Так что поедем вместе. Давай возьмем один номер на двоих – так получится дешевле, – предложила Анна.
– Не получится, к сожалению, – сказала Елена. – Я уже выбрала и оплатила номер. Отказываться от него я не хочу, потому что этот корпус находится прямо рядом с сосновой рощей и до центрального корпуса недалеко. Ты, Аня, тоже возьми себе одноместный номер. Мы будем целый день проводить вместе, а вечером расходиться.
– Жаль, конечно. Но ничего страшного, – согласилась Анна.
На самом деле Елена была даже рада, что они со сватьей будут в разных корпусах. Анна была хорошая, добрая женщина, но у нее был один недостаток: она любила поговорить. Причем ее не очень заботило, интересно ли собеседнику то, о чем она рассказывает. Кроме того, Анна всегда требовала от слушателя подтверждения того, что он абсолютно согласен с ее точкой зрения.
Елена уже привыкла к разговорчивости сватьи, но круглые сутки слушать истории про ее подруг, соседей и родственников женщина готова не была.
Днем еще можно как-то уклониться от постоянного общения – скорректировать время прохождения процедур, записаться на групповые занятия, а вечером деться будет некуда.
В эти три недели Елена планировала много гулять, плавать – рядом протекала река, а в санатории был крытый бассейн. Но на всякий случай она собиралась взять с собой пару книг и вязание.
Через неделю Анна снова позвонила Елене и сообщила, что забронировала себе номер в корпусе для родителей с детьми.
– А что, в других корпусах мест уже не было? – удивилась Елена. – Там же будет такая суета!
– Были места, но в этом все приспособлено для деток, там даже столовая своя, не надо будет выходить на улицу, чтобы пройти в центральный корпус. Особенно если будет дождь, – радостно сообщила Анна. – И для Артемки там друзья найдутся.
– Анна, я не поняла – причем тут Артем? – удивилась Елена.
– Так ты не знаешь? Ребята уговорили меня взять внука с собой, – ответила сватья. – Вика изучила сайт санатория и увидела, что там есть программа «Мать и дитя».
– И ты согласилась?
– А что? Все эти номера в отдельном корпусе. Здесь же столовая, все процедурные кабинеты, детский уголок, на улице – детская площадка, – ответила Анна.
– Аня, я не об этом, – прервала ее Елена. – Ты представляешь, что это такое: три недели не спускать с рук годовалого ребенка?
– Так мы с тобой по очереди будем его носить, – сказала сватья.
– Аня, даже не думай: я еду в санаторий лечиться и отдыхать, а не работать нянькой. Даже если это будет мой внук.
После этого разговора Елена сразу же позвонила сыну:
– Максим, вы что придумали? Зачем навязываете теще Артема? Ты ведь понимаешь, что с ребенком никакого отдыха не будет! – сказала она.
– Мама, Вика с тещей сами договаривались, меня в это дело даже не посвящали. Мне жена сказала, что ее мать возьмет с собой Артема, если мы оплатим ей путевку. Я деньги перевел. А в подробности не входил, – ответил сын.
– Так вот теперь войди в следующую подробность: я нянчиться с внуком в санатории не буду. И чтобы потом никаких претензий ко мне не было.
– Информацию принял, – сообщил Максим.
Судя по тому, что через пятнадцать минут Елене позвонила невестка, сын не только принял информацию, но и довел ее до заинтересованных лиц.
– Елена Константиновна! Как это понимать? Вы отказываетесь общаться с внуком? – шумела Вика.
– Нет, дорогая. Я с удовольствием пообщаюсь с Темой, когда вы придете ко мне в гости. Но в санаторий я еду лечиться и отдыхать. Я целый год мучилась со спиной и коленями, дважды лежала в больнице. А теперь ты предлагаешь мне после процедур в санатории таскать на руках ребенка? Ты сама недавно хвасталась, что Тема весит уже двенадцать килограммов. Так что я сказала Анне и тебе говорю: я с внуком в санатории заниматься не буду. А дальше решайте сами. Хотя, по-моему, с твоей стороны такое отношение к матери заботой не назовешь. Тебе ее совсем не жалко?
Елена рассчитывала, что ее слова как-то повлияют на невестку, но этого не произошло.
Она прибыла в санаторий в десять утра, а через два часа увидела Анну, которая приехала следующим рейсом – она шла от автобуса к корпусу с внуком на руках, а за спиной у нее был рюкзак приличных размеров.
В течение трех недель сватьи иногда встречались на территории санатория – в основном вечером в те дни, когда на эстраде были какие-то развлекательные мероприятия.
В остальное время у каждой из них был свой график, причем у Анны и Артема он был ориентирован на режим дня для детей.
Анна, конечно, обиделась на сватью, однажды даже высказала ей свое недовольство:
– Лена, внук-то не только мой, но и твой. Могла бы и помочь. Мне тоже отдохнуть хочется.
– Аня, а я ведь и тебя, и Вику предупреждала, что еду отдыхать. Вы мне не поверили? – спросила Елена.
– Мы не думали, что ты такая принципиальная.
Как-то к Елене подошла молодая женщина с ребенком:
– Скажите, вы правда родная бабушка Артема, с которым приехала Анна Борисовна? – спросила она.
– Да.
– А я сначала не поверила. Вы знаете, а у нас все возмущены, что вы отказываетесь нянчиться со своим внуком, – продолжила женщина.
– Никто не мешает вам иметь свое мнение, – ответила Елена, но объяснять ничего не стала.
Через три недели срок пребывания в санатории закончился, и обе женщины вернулись домой.
Прошло несколько дней. Ни Анна, ни Вика Елене не звонили, и только в конце недели она узнала, что сватья на следующий день, после того как приехала из санатория, попала в больницу – у нее оказались большие проблемы со спиной.
Вот вам вопрос: Помогать нельзя отказывать. Запятую поставьте сами.