– Мама, меня взяли! Сразу на постоянную работу! В понедельник выхожу! – с этими словами ворвалась в квартиру Варвара. Девушка только что окончила университет и уже неделю искала работу.
Она влетела на кухню, где ее мама – Нина Матвеевна – готовила обед.
– Представляешь, а я ведь им резюме отправила просто наудачу! Меня пригласили на собеседование и уже через час показали кабинет, где я буду работать. И ты представляешь – там есть все, что нужно! Все оборудование!
– И где ты будешь работать? – спросила мама.
– В центре развития «Радуга», – ответила Варя. – Он находится недалеко от дома бабушки – всего две автобусные остановки.
– Это хорошо, ты сможешь чаще навещать Галину Васильевну, – заметила мама.
– А я у нее сегодня уже была.
– Ну, и как она?
– Да все по-старому. Мне кажется, что она еще не оправилась. И потом, знаешь, по-моему, одиночество на нее плохо влияет, – сказала Варя.
Галина Васильевна была бабушкой Вари со стороны отца. Ей было только семьдесят два года, и она в течение жизни ничем серьезным не болела. Но за последние три года Галина Васильевна потеряла сначала мужа, а следом и старшего сына и сразу словно лет на десять постарела.
В ее двухкомнатной квартире по-прежнему было светло и чисто – бабушка всегда была очень аккуратной, но чем еще занять себя, она не знала.
Иногда Варя, открыв дверь своим ключом, заставала бабушку сидящей в кресле перед выключенным телевизором.
– Бабуль! А что ты сегодня ела? – спрашивала Варя, заглядывая в холодильник.
– Да у меня вроде суп там стоит в кастрюльке, – отвечала Галина Васильевна.
– Он уже прокис! Наверное, дня четыре стоит! – возмущалась Варя и принималась что-то готовить.
Она любила бабушку, помнила, как та играла с ней, маленькой, как рассказывала сказки, как учила читать, как забирала ее из школы и помогала делать уроки.
Тогда в этой квартире было весело: дед выдумывал какие-нибудь смешные истории и рассказывал им за ужином, а дядя Юра – старший брат Вариного папы – учил ее работать на компьютере.
А теперь бабушка жила здесь одна.
Варя не знала, почему между мамой и бабушкой не было близких, теплых отношений. За всю жизнь она не помнила ни одного случая, чтобы они поругались: мама всегда называла бабушку по имени отчеству, а бабушка маму – просто Нина или Ниночка. Вежливость – и больше ничего.
Они и встречались только на общих семейных мероприятиях. Даже когда бабушка осталась одна, навещали ее только сын – Илья и внучка. Нина Матвеевна передавала свекрови приветы, иногда небольшие подарки.
Может быть, поэтому Варя сразу же, как только решился вопрос с ее работой, поспешила к бабушке.
– Бабуль! Я теперь к тебе чаще заходить буду. В понедельник выхожу на работу – в этом центре как раз был нужен логопед. Женщина, которая там работала, вышла замуж и уехала. Пока я буду работать четыре дня в неделю, а потом возможно и другое расписание.
– Я тебя всегда рада видеть, но не стоит все вечера около меня сидеть, ты молодая, тебе надо с подругами гулять, кавалера себе завести, – сказала Галина Васильевна.
– А я успеваю, – ответила Варя. – Вчера только с Юлей и Жанной встречалась. И кавалер у меня есть – Кирилл.
– Серьезный кавалер или просто так – время провести? – поинтересовалась бабушка.
– Вроде серьезный. Мы уже год встречаемся. Но предложения пока не делал.
– Ну и не спеши. Человека сначала узнать надо, а это дело небыстрое.
– Да мы друг друга уже хорошо знаем – два года в одной компании, друзья общие, – сказала Варя. – За это время, если бы были какие недостатки, уже проявились бы.
Бабушка завела этот разговор вовремя – ровно через месяц Кирилл сделал Варе предложение. Она его приняла.
– А где вы планируете жить? – задала Кириллу вопрос Нина Матвеевна, когда молодой человек пришел познакомиться с родителями Вари.
– Первое время будем снимать, а потом купим свое жилье, – ответил Кирилл. – Я живу с родителями в точно такой же двухкомнатной квартире, как у вас, но у меня еще есть младший брат. Так что этот вариант даже не рассматривается.
– А когда свадьба? – поинтересовался отец.
– Месяца через полтора. Подадим заявление, тогда уже точно дата будет известна, – сказал Кирилл.
Они планировали пойти в ЗАГС в ближайшие дни, но неожиданная болезнь бабушки заставила их изменить планы.
Варя после работы зашла к Галине Васильевне и застала ее в очень плохом состоянии. Девушка сразу же вызвала скорую, и бабушка оказалась в больнице.
Пролежала она там больше двух недель. А когда ее выписывали, то кардиолог рекомендовал не оставлять ее в квартире одну.
– В таком состоянии часто все зависит от того, как быстро оказана помощь. Иногда надо просто вовремя выпить таблетку, и это поможет избежать неприятных последствий.
Варя решила на время переехать к бабушке.
– Мама, я хотя бы немного присмотрю за бабушкой. Она, конечно, может сама себя обслуживать, но ей лучше побольше отдыхать. Тем более, что она еще после больницы не окрепла, – объяснила Варя.
– А как же Кирилл? – спросила мама.
– Подадим заявление, как и планировали. К нашей свадьбе бабушка уже полностью поправится.
– Послушай, Нина, – вмешался в разговор отец. – Может, мы заберем мать к себе? Тогда ребятам не надо будет снимать квартиру.
– Илья, а ты с матерью обсудил этот вариант? – спросила Нина Матвеевна.
– Мы с ней поговорили. Она, конечно, не в восторге, но для того, чтобы у Вари и Кирилла не было проблем, она согласна, – ответил муж.
– А я не согласна. Мы с Галиной Васильевной никогда не были подружками. Я не стремилась с ней общаться, и она мне не навязывалась, за что я ей очень благодарна. Так что мы с ней совершенно чужие люди, и я не хочу видеть ее каждый день в нашей квартире. Был бы у нас большой дом, тогда можно было бы выделить ей комнату. А у нас – всего сорок восемь метров, – сказала Нина Матвеевна.
– Нина, но мать дальше-то здоровей не будет. Не на Варю же ее вешать. К тому же, когда Кирилл и Варя поженятся, у Варвары уже не будет столько времени на бабушку. Все равно надо что-то делать, – сказал Илья.
– Есть очень хороший выход: у твоей матери нормальная пенсия, ее вполне хватит для оплаты пансионата. Если не хватит, мы сможем доплачивать. Тогда и Варя с мужем смогут жить в своей квартире, и мать под присмотром будет, – предложила жена.
– Не знаю, Нина. Если бы мать лежачая была или у нее что-то с головой было не в порядке, я бы еще согласился – действительно, ухаживать трудно, но просто так загнать дееспособного человека в дом престарелых, чтобы освободить его квартиру, это не по-человечески.
– А ты с ней поговори, – предложила жена.
– Нет, я об этом даже заикаться не буду, – ответил муж.
Но Нина Матвеевна изложила свою идею во время семейного обеда, на который были приглашены Варя с Кириллом.
Варя, как и ее отец, сразу отвергла эту мысль:
– Мама, ты что? Это же моя родная бабушка! Я маленькая была – она со мной нянчилась, а сейчас ты предлагаешь из-за квартиры сдать ее в какой-то пансионат?
А вот Кириллу выход, который подсказала будущая теща, очень понравился, и он через несколько дней поинтересовался у Вари:
– А как же наша свадьба? Надо подавать заявление, арендовать ресторан, искать фотографов, машины и вообще, столько всего надо делать! И кстати, все это будет очень прилично стоить. А нам еще и квартиру снимать! Может, твоя мама права? Одна бабушка уже жить не сможет, а в пансионате все-таки профессиональный уход. И квартира освободится. Можно будет сразу о детях подумать. Ты же не сможешь бегать к Галине Васильевне каждый день?
– Почему? Мы с тобой можем снять жилье где-нибудь поблизости от ее квартиры, и тогда проблем не будет, – предложила Варя.
– Получается, что вся наша жизнь будет вертеться вокруг твоей бабушки: купить продукты, убрать в квартире, приготовить, сбегать в аптеку, вызвать врача и прочее. Я, вообще-то, рассчитывал, что мы будем вести другую жизнь: поедем в свадебное путешествие, будем встречаться с друзьями, ходить в кино – жить так, как живут молодые люди, – сказал Кирилл.
– Но не могу я ее бросить! И если ее отправят в дом престарелых, я не смогу жить в ее квартире – мне совесть спать не даст. Как ты этого не понимаешь! – воскликнула Варя.
– А я не готов отказаться от своей жизни, чтобы ухаживать за чужой стapyxой! – выкрикнул Кирилл и замолчал.
– Хорошо, значит, каждый из нас будет делать то, что считает нужным, – сказала Варя, повернулась и пошла к автобусной остановке.
Прошла неделя. Варя и Кирилл не виделись, ни один из них не позвонил другому.
Когда мама поинтересовалась у Вари, уточнили они дату свадьбы или нет, Варя ответила, что никакой свадьбы не будет, и объяснила причину.
– Варвара! Ты в своем уме? Отказаться от такого приличного парня из-за того, что он не захотел ухаживать за твоей бaбкoй?!
– А я не просила его ухаживать, я бы все делала сама. Но поддержать меня он мог? – спросила Варя.
– Я знаю, что убеждать тебя в чем-то бесполезно, но ты еще пожалеешь, вот увидишь, – сказала мама.
А через несколько дней бабушка сама заговорила с Варей о пансионате:
– Может, действительно, мне переехать в пансионат? Я смотрела в интернете – у нас в городе и области есть вполне приличные заведения.
– С чего это тебе в голову такие мысли пришли? – спросила Варя.
– Но я на самом деле связываю тебе руки. Ты вот сидишь сейчас со мной, а могла бы где-нибудь с подружками развлекаться.
– С девчонками мы договорились встретиться в субботу, так что сегодня я в любом случае была бы дома, – сказала Варя. – Бабуль, подожди, а тебе случайно мама не звонила?
– Она сегодня днем приходила и сказала, что Кирилл ушел от тебя из-за меня, – сказала бабушка.
– Ну, во-первых, не он ушел, а я ушла. А во-вторых, помнишь, ты говорила, что не стоит спешить и что надо узнать человека получше. Вот я и узнала, что пока проблем не было, у нас с Кириллом все было хорошо, а как только проблема появилась, он и посыпался. А еще я подумала: а если я лет через двадцать заболею, я смогу рассчитывать на своего мужа или нет? Так и не решила.
– Все равно получилось, что я помешала твоему счастью, – вздохнула Галина Васильевна.
– Бабуль! Мне двадцать три года – все мое счастье еще впереди!