Всю дорогу до дома Женя смотрела в окно. Картины, которые сменяли одна другую, были одинаково печальны. Голые березовые рощи перемежались с темными островками унылых елей. Из осевших сугробов вдоль грязных обочин торчали ветки кустов.
И деревенские домики, мимо которых проезжал автобус, тоже были скучные, серые.
А может, все это казалось Евгении таким тоскливым, потому что настроение у нее было нерадостное. Она рассчитывала на время производственной практики остаться в областном городе – там есть редакции газет и журналов, два телеканала и радиостанция.
Можно было попытаться устроиться в Интернет-СМИ. Но пришлось ехать домой в свой небольшой город, в котором всего одно средство массовой информации – газетенка «Городская жизнь», выходящая два раза в неделю, и один телеканал, вещающий два часа в день.
И все потому, что Кристина, с которой они снимали одну комнату на двоих, решила переехать к своему парню – любовь у них, видите ли. А платить за комнату в одиночку Женьке не по карману.
Просить денег у родителей, которые содержали ее и двух ее младших братьев, она постеснялась. Девушке обещали место во втором корпусе общежития, но это будет только после того, как в нем закончится ремонт – месяца через полтора-два.
Теперь ей придется идти на поклон к главному редактору местной газеты – старику Чечеткину. Он, наверняка, как и в прошлый раз, заставит ее заниматься вычиткой текстов, править стихи сельских «поэтов», которые заваливают городскую газету своими творениями, выполнять другую скучную работу.
И к каждой записи в дневнике и в отчете по практике он будет придираться. А ведь ей надо пополнить свое портфолио минимум тремя заметками, напечатанными в газете.
Но все оказалось не так, как думала Женя.
– Чечеткин уже полгода как на пенсии, – сказал ей отец, складывая газету. – И надо сказать, что городская газета значительно изменилась. Не могу утверждать, что все изменения мне нравятся, но если раньше ее чаще всего использовали в качестве оберточной бумаги, то теперь газету сначала прочитывают.
В субботу и воскресенье Женя отдыхала и встречалась со своими одноклассниками, которые еще остались в городе, а в понедельник отправилась в редакцию.
Она уже приготовилась объясняться с секретарем главного редактора – строгой Калерией Павловной, прорваться через которую в кабинет шефа было равносильно взятию средневековой крепости с помощью лука и стрел. Но за столом секретаря никого не оказалось, а дверь в кабинет главного была открыта нараспашку.
Женя с опаской заглянула туда. За столом Чечеткина сидел мужчина лет тридцати в клетчатой рубашке без галстука.
Увидев Женю, он обрадовался:
– Ты по объявлению? Заходи, присаживайся. У тебя какое образование?
– Четвертый курс журфака, – ответила Женя.
– А что ты посреди учебного года приехала? – удивился мужчина.
– Я к вам на практику, – сообщила девушка.
– На практику? Значит, на полтора месяца? Слушай, выручи, посиди недельку за секретаря, тебе все равно надо знакомиться, так сказать, с рабочей средой. А потом я тебе и темы интересные для статей подкину, и напечатаем без проблем. Договорились?
– Договорились, – ответила Женя.
– Вот и отлично! Меня зовут Сергей, я главный редактор, – представился мужчина.
Через полчаса, которые были потрачены на написание заявления и оформление необходимых документов, Женя уже сидела за столом секретаря. Сергей уехал в район, а перед ней лежал лист бумаги, на котором было написано, что она должна была сделать сегодня.
Через неделю из отпуска вышла Людмила – штатный секретарь редактора, и Женя стала собирать материал для своей первой статьи. Сергей предложил ей написать серию статей о порядке в городе.
– Сейчас март, снег вот-вот растает, и из-под него такое вылезет! Давай напишем о городском парке – его истории, ведь он был посажен еще до революции. Сейчас над территорией парка взяли шефство студенты местного колледжа – они выйдут на субботник сразу же, как стает снег. Но надо сагитировать и жителей города! Поняла, какой должен быть посыл?
Женя кивнула в знак согласия.
– Вторую статью напишешь о зоне отдыха и городском пляже. А третью – о детских площадках – там некоторые взрослые себе по вечерам зону отдыха устраивают. Ты пиши сейчас первую, об остальном потом поговорим.
– Сергей, при старом редакторе газета была в четыре листа, а сейчас тот номер, который выходит в субботу, – на два листа больше. Я понимаю, что рубрику «Городская сплетница» вы добавили, чтобы на обороте больше рекламы напечатать. А почему в тех номерах, которые выходят в среду, такой рубрики нет? – спросила Женя.
– Да мы бы печатали и в среду, но для этой рубрики трудно собрать материал. Анекдотами всю страницу не заполнишь, это неинтересно. Здесь надо писать, например, фельетоны на местном материале – их лучше всего читают. Сатирические рассказы тоже хорошо идут. Но таких материалов мало, мы даже как-то конкурс среди школьников и студентов колледжа проводили «Смешные случаи на уроках», чтобы эту страницу заполнить. А иногда приходится занимать место иллюстрациями к анекдотам и фельетонам, – объяснил Сергей.
Возвращаясь домой, Женя увидела парикмахерскую и решила зайти постричься – прошло почти полтора месяца после последней стрижки, и голова смотрелась неаккуратно.
– Извините, но у нас только по записи, – сказала ей девушка за стойкой.
– Хорошо, давайте я запишусь. На какой день есть свободное время? – спросила Женя.
В это время зазвонил телефон. Девушка ответила, что-то пометила в журнале и сказала Жене:
– Подождите минутку. Одна клиентка отказалась, может, мастер вас возьмет.
Жене повезло – ее пригласили пройти в зал. Объяснив парикмахеру, что ей нужно, девушка сидела молча и волей-неволей слышала, что рассказывала своему мастеру женщина, сидящая в соседнем кресле.
За те полчаса, пока ее стригли, Женя узнала столько информации о семье этой дамы, что можно было написать роман, по размерам не уступающий «Саге о Форсайтах». Вот где неисчерпаемый источник для «Городской сплетницы»! Только вряд ли муж этой дамы, ее дочь и зять будут рады, узнав, что все перипетии их семейных отношений так запросто выставляются напоказ.
«Жаль, что волосы не отрастут за ночь, – подумала Женя, – а то бы я завтра еще пришла сюда послушать».
Когда Женя рассчитывалась, к стойке администратора подошла женщина в синем форменном халате со шваброй в руках.
– Алена, – обратилась она к администратору, – не нашли еще вторую уборщицу? У меня уже муж ругается, привык, что я только полдня работаю.
– Ищем, Рита, потерпи еще чуть-чуть, – ответила администратор.
Вечером мама обратила внимание на Женину стрижку:
– Хорошо подстригли. Куда ходила?
– В «Созвездие».
– Ничего себе! Один из самых дорогих салонов. Туда весь местный бомонд ходит. В городе почти шестьдесят тысяч жителей, большинство – женщины. А приличных салонов всего пять – семь. Вот они и задирают цены. Не хочешь платить – иди в заштатную парикмахерскую, – сказала мама.
Уже забравшись под одеяло, Женя проанализировала все, что слышала сегодня, и решила: а почему бы не провести эксперимент по типу «Проверено на себе» или «Журналист меняет профессию» и не поработать в этом самом «Созвездии» уборщицей?
Утром она позвонила в салон и выяснила, что вакансия еще не занята. Потом так же по телефону договорилась с Сергеем, что неделю она поработает дома и в библиотеке.
Во время учебы Женя вечерами подрабатывала официанткой в кафе, поэтому санитарная книжка у нее была – потребовалось только обновить пару анализов. И через два дня девушка пришла в «Созвездие» в качестве уборщицы.
Жене выдали такой же синий халатик, как у Риты, и ознакомили с обязанностями.
Мастера были очень довольны, наблюдая, как новая уборщица старательно моет стены в зале, протирает плинтуса, подоконники, радиаторы. Девушка работала медленно, но старательно.
А Женя трудилась, не поднимая головы, внимательно прислушиваясь к тому, что рассказывали клиентки. Иногда она выходила с ведром в туалет, доставала из кармана ручку и блокнот и кое-что записывала. Вот когда она поблагодарила себя, что не поленилась пройти необязательный курс по стенографии!
Вечером девушка расшифровывала свои записи. Она не знала, как зовут этих женщин, у нее они были записаны как «женщина в красной кофте у Нины» или «рыжая тетя у Эли».
Проработав неделю и набрав достаточно материала, Женя сказала администратору, что больше работать не может – очень тяжело.
– Ну, вот – тебя еще даже путем не оформили! – сказала та.
Однако за работу ей заплатили. Правда, деньги выдали в конверте, а не перевели на карту. Но Женя не обиделась – она вообще на зарплату не рассчитывала.
Два дня девушка сидела за письменным столом, не поднимая головы. На третий день повезла свою работу в редакцию.
– «Тайны нашего города», – прочитал Сергей название статьи. Потом быстро пробежал глазами весь текст. – Здорово! Где столько материала нашла?
– Всю неделю стены и полы в салоне «Созвездие» драила, – ответила Женя.
– Слушай, некоторые факты прямо узнаваемы. А имена заменила?
–Так я их имен и не знаю. Те, которые слышала, естественно, заменила, – ответила Женя. – А вообще, я в шоке: сидят взрослые тети и сливают информацию о своих мужьях, знакомых, детях. Да ладно бы еще рассказывали только, кто при живой жене с любoвницeй в Турцию летает, так они еще и о том говорят, что портит деловую репутацию, например, кто и почему выиграет тендер на постройку офисного здания или ремонт моста и о том, сколько и кому он за это занес.
– Да, – сказал Сергей, – если бы какому-нибудь шпиону или частному сыщику надо было собрать компромат на бизнесменов, чиновников или работников администрации, ему не надо было бы подкупать секретарш или красть документы. Достаточно просто прийти в салон, который посещают жены этих товарищей.
– Напечатаете? – с надеждой спросила Женя.
– Напечатаем, – сказал Сергей. – Только давай кое-что подправим. Во-первых, заменим название. Назовем статью «Парикмахер – находка для шпиона». И еще: в конце сделаем приписку – P.S. «Хотим дать совет бизнесменам и чиновникам нашего города: перед заключением важных сделок или местными выбopaми не пускайте своих жен в салоны красоты».
– А знаете, я как-то в конце дня спросила у Эли, не становится ли у нее голова квадратной от избытка этой абсолютно не нужной ей информации. А она ответила, что почти не вслушивается в то, что рассказывают клиентки. Просто время от времени ахает, охает и говорит ничего не значащие фразы, типа «Надо же!» А иначе, если пропускать через себя весь этот негатив, никаких сил не хватит.
Статью Жени напечатали в субботнем номере. Весь тираж газеты разошелся в один день, хотя его увеличили на тридцать процентов. Жене выплатили неплохой гонорар.
После практики, за которую Женя получила пятерку, девушка вернулась к учебе. Самой большой радостью для нее стало то, что ремонт во втором корпусе закончился, и ей выделили место в общежитии.