Те, кто говорит, что женской дружбы не бывает, очень заблуждаются. Потому что дружба – она либо есть, либо ее нет, и абсолютно все равно, о ком идет речь – о женщинах или мужчинах.
За столиком летнего кафе сидели три молодые женщины. Им было по двадцать восемь лет, а дружили они с тринадцати.
Как-то так получилось – в их районе построили новую школу, и первого сентября все ее ученики оказались новичками. До этого они учились в разных школах, а теперь им предстояло стать одноклассниками.
Дарья, Василина и Катя заметили друг друга в первые же дни, и с этих самых пор держались вместе, не вступая в борьбу за лидерство в классе, не участвуя в интригах, хитросплетениях и каверзах, на которые способны взбалмошные и коварные девушки-подростки в тринадцать-четырнадцать лет.
При всем том, интересы у них не были одинаковыми, и девушки, окончив школу, выбрали разные специальности: Даша стала экономистом, Катя – технологом пищевой промышленности, а Василина поступила в медицинский университет.
Но дружить они не перестали и всегда приходили на помощь друг другу.
Когда Даша, которая первая из них вышла замуж, убежала из дома мужа в тапочках и домашнем халате, Катя и Василина не только спрятали ее, но и помогли найти и оплатили опытного юриста для бракоразводного процесса.
А когда Катя долго не могла оправиться после тяжелых родов, подруги, взяв отпуск, по очереди помогали ей с сыном, пока не приехала ее свекровь.
Сегодня они встретились, чтобы морально поддержать Василину, которая последней из подруг собралась замуж. Завтра ей предстояло познакомиться с семьей жениха.
– Ой, девчонки! Я, конечно, понимаю, что меня там никто не съест, а все равно очень волнуюсь, – сказала Василина. – А вдруг я не понравлюсь родителям Савелия?
– Не о том говоришь, Василина, – перебила ее Даша, – главное – понравятся ли они тебе. А еще надо посмотреть, как они между собой общаются. Имей в виду, ты будешь жить не только с Савелием, но и с его семьей. Так что выбирать надо не только мужа, но и свекровь.
– Не понимаю, почему вообще встал вопрос о том, понравится кто-то кому-то или нет, – Катя. – Интеллигентные люди вообще не должны вмешиваться в чужую жизнь, пусть даже это жизнь твоего сына.
– Ты совершенно права. Но не все это понимают. Тебе, Катя, очень повезло со свекровью. Она абсолютно адекватный человек, который не вваливается к вам по воскресеньям в шесть часов утра и не навязывает свою помощь, а спокойно интересуется, может ли она вам чем-нибудь помочь, – сказала Даша. – К большому сожалению, так везет не всем.
– Ты сейчас Клавдию Федоровну вспомнила? – усмехнулась Василина.
– Ее забудешь! Я до сих пор не могу понять, как я тогда ухитрилась во все это вляпаться. Эта тетка с пергидрольной мочалкой на голове, почти тридцать лет назад закончившая ПТУ, заявила мне, имеющей степень магистра по экономике, что я не сумею правильно распорядиться семейным бюджетом. Оказывается, до нашей женитьбы Борис отдавал всю зарплату маме, а она уже решала, куда и как тратить деньги. Когда мы поженились, она потребовала, чтобы и я делала так же. Понятно, что я возмутилась, но что самое интересное – Борис меня не поддержал. «У нас в семье так принято», – сказал он тогда. А еще у них в семье было принято, чтобы жена на цыпочках бегала вокруг мужа, поднося ему завтрак, обед и ужин, и вкалывала на ниве домашнего хозяйства, как говорится, в одно лицо. Помню, как она мне заявила:
– Дарья, ты не можешь протереть пол позже? Видишь, Боря сейчас футбол смотрит, а ты тут со своей шваброй мечешься.
По ее мнению, я должна была не мешать мужу болеть за его команду, а пол помыть после окончания футбольного матча, где-то в районе часа ночи.
А когда они закрыли меня в квартире и отобрали всю одежду, потому что решили, что я должна бросить работу и срочно родить Боре ребенка? Я сначала подумала, что это шутка.
Поэтому ты, Василинка, не старайся им понравиться, а смотри, что они за люди, понравятся ли они тебе, – еще раз повторила Даша.
– А когда ты чуть за Славу замуж не вышла, у вас же все сорвалось во время знакомства с родителями? – спросила Дашу Катя.
– Да, там я уже была умнее. Славкина мать мне сначала с улыбочкой разные вопросы задавала о родителях, о работе, о квартире. Я почувствовала себя, как на допросе у Мюллера, только настольной лампы, направленной в глаза, не хватало. А Слава сидит, молчит, как воды в рот набрал – не останавливает мать. Потом она выдала: «Плохо, что вы, Даша, из неполной семьи. Дети, выросшие в таких семьях, не имеют перед глазами модели нормальных семейных отношений». Я на Славку посмотрела, а он и его отец – оба молчат, глаза в тарелки и кушают с аппетитом.
Тогда я ей говорю: «Вы знаете, некоторые дети, которые воспитываются в полных семьях, видят такие модели семейных отношений, что лучше бы они никаких не видели».
А она мне: «Но, согласитесь, ваш первый брак по какой-то причине был неудачным, и вы с мужем развелись». Я ей ответила: «Развелись, потому что свекровь была такая же язва, как и вы, и муж – такой же, как ваш сынок: сидит и старательно делает вид, что не слышит, как вы меня оскорбляете. Так что извините, но два раза на одни и те же грабли я наступать не хочу – всего вам доброго, вы мне не подходите». И ушла.
– Ладно, но в третий раз тебе ведь повезло – сейчас у тебя отличная свекровь, – сказала Василина. – Я о такой мечтаю.
– Да, мы с Ириной Леонидовной дружим. Она мне, кстати, и в работе много помогает, мы ведь в одной организации работаем, – сказала Даша. – У нее в прошлом году был юбилей, и меня попросили отвезти ее домой с кучей цветов и подарков. А у подъезда нас встретил Леша – ее сын. Мы с ним три раза спускались и поднимались, пока все букеты и подарки перетаскали. Ирина Леонидовна пригласила меня выпить вместе с ними чаю с пирожными. А через два дня Леша мне позвонил и пригласил на свидание. Так что мне с Лешкиными родителями знакомиться не надо было.
Через неделю подруги снова встретились в этом же кафе.
– Ну, рассказывай, – с нетерпением обратилась к подруге Катя.
– Девчонки, тьфу-тьфу, чтобы не сглазить, но кажется, все прошло нормально, ответила Василина. – Во-первых, мы встретились не у них дома за столом, а на природе. Савелий меня с вечера предупредил, что мы поедем на двухдневный пикник к реке с палатками. Сказал, как одеться, и утром заехал за мной. Мы выехали на трех машинах: родители Савелия, его старшая сестра с мужем и пятилетним сыном, и мы вдвоем. Во-вторых, никакого допроса мне не устраивали, общались, как обычно люди разговаривают. Шашлык жарили, картошку в костре пекли, днем загорали и купались. За земляникой ходили в соседний лесок на полянку. Отдохнули отлично. И мне показалось, что я их всех давно знаю.
– А свадьба-то когда? – поинтересовалась Даша.
– Мы с Савелием хотим в середине сентября. Вот в следующее воскресенье вместе с моими и его родителями в кафе встретимся, тогда окончательно решим, – сказала Василина.
– Эх, девчонки! Какие мы счастливые – у нас у всех отличные свекрови! – сказала Катя. – И давайте пообещаем друг другу, что передадим эту эстафету дальше!
– А если у нас с Дашей будут дочери? – спросила Василина.
– А какая разница, кто кому теща или свекровь, главное – добрые отношения в семье, – ответила Катя.