— Дядю твоего мы звать не будем! – недовольно произнесла Полина. – Еще бы мать не звать, но куда уж без нее!
— Ничего себе, заявочки! – воскликнул Денис. – А ни у кого тут корона не накренилась? Может, рихтануть чем-нибудь увесистым?
— Ты мне эти замашки брось! – погрозила Полина пальцем. – Я не посмотрю, что женаты давно и с детьми, так отделаю, мать родная не признает!
— А еще мужчин обвиняют в рукоприкладстве! – скривился Денис. – Женщина – первый агрессор в семье! И еще пользуется тем, что бить женщин нельзя! Потому наглеет сверх всяких мер!
— Вот сейчас кто-то договорится, и вместо десятой годовщины свадьбы будет развод праздновать! – ответила Полина.
— И еще неизвестно, кому от этого будет хуже! – Денис усмехнулся. – Квартиру пополам, а с меня только алименты!
Ну? Как тебе сладко заживется с трети моей зарплаты, а не со всей, как ты привыкла?
— Ладно, пошутили, и хватит! – буркнула Полина. – Давай к гостям!
— Прогиб засчитан! – Денис довольно улыбнулся. – Продолжим! И чем тебе не угодили мои мама с дядей?
Вопрос был острым. А в свете минувшей пикировки, еще более опасным, чем до нее.
— Денис, я же понимаю, что мама это святое, но на фоне дяди Жени меркнут все! – осторожно произнесла Полина.
— Ну, про мою маму ты можешь мне не врать, вы с ней со дня свадьбы на ножах, — ответил Денис. – И это вполне закономерно. Она, кстати, отвечает тебе тем же. Но что за проблема с дядей Женей?
— Я не знаю, как тебе это сказать, но он очень умный! – сказала Подина. – И тут это не комплимент, а скорее его недостаток!
— И с каких пор ум у тебя стал недостатком? – нахмурился Денис. – А раз меня ты любишь, значит, у меня этого недостатка нет?
Полина прогнала в голове логическую цепочку и поняла, что надо что-то срочно придумывать.
— Ты меня неправильно понял! – воскликнула она, чтобы дать себе немного времени подумать.
— Я не понял, потому что ума у меня нет, и поэтому ты меня любишь! – нагнетал Денис.
— Милый, я хотела сказать, что ты умный ровно настолько, насколько это нужно! А вот твой дядя Женя, он слишком умный!
Настолько умный, что с ним невозможно разговаривать! – наконец, сформулировала Полина.
— А, по-моему, он прекрасный собеседник! Эрудированный, обстоятельный, такими словами оперирует, что над одним словом хочется посидеть и подумать! – сказал Денис. – Я, когда с ним пообщаюсь, всегда подъем душевный чувствую! Дядя Жена, он как та вершина, к которой стремиться хочется!
— Денисочка, но мы же не дискуссионный клуб собираем, а годовщину свадьбы! Десятилетний юбилей! – говорила Полина. – Праздник!
— Вот и отлично! – кивнул Денис. – А дядя Женя отлично впишется в этот праздник! Он мой родной дядя, а не седьмая вода на киселе! Как его не позвать?
— Денисочка, как ты не понимаешь, если мы его позовем, то праздник уже не будет таким веселым? – жалобно произнесла Полина.
— С чего это вдруг? – поинтересовался Денис.
— Да, потому что при нем слово сказать страшно! Он как глянет, скажет: «Простите! Тут вы несколько неправы!»
И все! На этом можно расходиться! Потому что он любого человека загружает так, что веселье на раз выветривается!
— Полина, говоря словами моего дяди, тут ты вовсе неправа! – сказал Денис серьезно. – Мой дядя хоть и образованный человек, но он не зануда и не педант!
И он знает толк в веселье! Но когда при нем несут несусветный бред, он стерпеть не может!
— А твой образованный дядя знаком с понятием «шутка»? – Полина повысила тон. – В прошлый раз, когда праздновали день рождения Оли, он же моего брата два часа отчитывал! Помнишь?
— Конечно, помню! И правильно делал! А твоему брату надо хоть какими-то мозгами обзавестись, чтобы туалетные темы за столом не поднимать!
И маму твою он урезонил тогда вполне справедливо! Ребенку даже в шутку нельзя предлагать праздничных напитков!
А про твоего отца я вообще молчу! Пятьдесят восемь лет, а говорит так, будто второй класс окончил с неудами по всем предметам!
— Ну, знаешь, что! – воскликнула Полина.
— А скажи, что я сейчас ошибаюсь! – потребовал Денис. – Или ты согласна с твоей родней?
— Денис, ты понимаешь, если мы пригласи дядю Женю, то все остальные гости будут недовольны?- спросила Полина, сдерживая раздражение.
— А давай по списку! – Денис деланно улыбнулся. – Я буду доволен! Наши дочки будут очень довольны, потому что дядя Женя приносит им дорогие подарки!
Кстати, нам он тоже всегда приносит очень дорогие подарки! Вспомни, какую шубу он тебе подарил на новый год? А?
Мама моя тоже будет очень довольна, потому что это ее брат! А из-за его занятости, общаться часто не получается!
И недовольными будут исключительно твои родственники, у которых юмор ниже пояса, а любое справедливое замечание они воспринимают как личную обиду!
Потому что мозгов не хватает послушать умного человека и принять к сведению дельный совет!
— Но он портит праздники! – Полина собралась расплакаться.
— Чем он портит? Тем, что разнузданную гулянку приводит в культурные рамки празднования? – прищурившись, спросил Денис. – А ты вспомни, каким словам научил твой брат нашу Олю, когда ей три года было!
И сколько сил понадобилось, чтобы ее отучить! А братик твой ничего не помнил, потому что перебрал!
Может, лучше твоего брата не приглашать? И дальше по списку твоих родственников!
Истинная суть человека раскрывается в экстремальной ситуации и, как это ни странно, за праздничным столом.
Денису довелось узнать свою новую родню по жене только на свадьбе. И открытия это были не из приятных.
До пятого тоста родня жены выглядела прилично и вела себя адекватно. А потом голоса стали громче, высказывания резче, шутки начали проваливаться ниже пояса, а кто-то и вовсе затянул матерные частушки.
А задолго до свадебного торта двоих дальних родственников, которые начали выяснять: «А кто ты такой?!», вывела охрана и сдала блюстителям правопорядка.
Господа успели устроить в фойе ресторана показательные выступления единоборств, и расколотили несколько ростовых зеркал.
А когда бойцов забирали, вся родня пыталась их отбить, выкрикивая: «Что за свадьба без хорошей драки?!»
Денис был шокирован до глубины души. В его семье такого никогда не было. А видел подобное только по телевизору и в интернете.
Когда свадьба отгуляла, поздно ночью, Денис спросил у Полины:
— А что это, собственно, было?
— Погуляли! – с улыбкой ответила Полина, пересчитывая подаренные деньги.
— Полина, я не мальчик, но в некоторых моментах мне было стыдно, — немного растерянно произнес Денис. – А вот, то, что было, это в порядке вещей?
— Ой, нет! Что ты! – Полина рассмеялась. – Вся моя родня в таком составе собирается очень редко! Ты же помнишь, что мы приглашения за полгода рассылать начали.
Я хотела, чтобы все приехали, но, к сожалению, многие не смогли.
— Знаешь, мне хватило тех, кто смог, — закивал Денис. – Незабываемые впечатления!
— Денис, ты не думай, что все настолько плохо, — улыбнулась Полина. – Наша свадьба – это был лишь один повод!
Некоторые только на нашей свадьбе знакомились! Моя прапрабабушка была очень богатой мамой! А потом детки разъехались по всей стране.
Вот, собираемся иногда! Зато почти в любом крупном городе нам не нужно будет думать, где переночевать! Везде родня есть!
— Нет, я лучше в гостиницу, — буркнул Денис.
Родня Полины благополучно разъехалась, чему Денис был несказанно рад, а в дальнейшем общаться ему предстояло лишь с родителями Полины и ее братом. За редким исключением появлялся еще кто-то, бывая проездом в их городе.
И только сейчас Денис стал замечать в супруге некоторые черты характера, которые ему не нравятся. А замечать стал, когда увидел это во всей красе на свадьбе.
Мучаясь вопросом:
— Зачатки ли это, или остаточное явление, — пошел к Полине с серьезным разговором:
— Дорогая, я надеюсь, что в обычной жизни твои родные не столь бесшабашны?
— Денис, они люди простые! Ты от них церемоний хочешь? – спросила Полина с улыбкой.
— Простые люди это не значит, что некультурные, — заметил Денис. – Я, знаешь ли, тоже из крестьянского рода, но как твой двоюродный дядя не стал бы в штору сморкаться!
— Что ты к нему прицепился? – поморщилась Полина. – В дяде Мише было уже столько, что удивительно, что он в ковер сморкаться не стал!
— И еще момент меня встревожил! Твоему брату всего девятнадцать, а его из банкетного зала выносили! И это при том, что его мама шла следом! Это тоже нормально?
— Господи, сколько можно говорить одно и то же? – воскликнула Полина. – Свадьба! Праздник! Родня собралась в кои-то веки! Настоящая радость пределов не имеет!
Год после этого Денис присматривался к супруге. Его пугало то, что в ней может проснуться наследственность. Тогда, лучше развестись, пока не стало слишком поздно.
Но Полина была именно той девушкой, которую он полюбил. Скромной, доброй, воспитанной, утонченной! Заботливой учительницей русского языка и литературы.
Денис успокоился насчет супруги, а с ее родней старался контактировать, как можно меньше.
У Дениса с Полиной родились две прекрасные дочки, жизнь шла своим чередом. И единственное, что омрачало Дениса, это праздники, на которые приходилось приглашать Полинину родню.
Эти дни Денис переживал с наскока и старался поскорее забыть.
А потом случилось счастье! Полку Денисовой родни прибыло. Дядя Женя, мамин родной брат, наконец-то, закончил какую-то большую научную работу за рубежом и вернулся на родину.
К слову сказать, Денис последний раз видел дядю Женю еще в раннем детстве. Хотя помнил его больше по рассказам матери:
— Такое ощущение, что в нашей простой семье родился лорд! – с улыбкой говорила Вера Сергеевна. – Лет с десяти он вел себя, будто при дворе воспитывался.
На глупости и шалости не отвлекался, книги читал, умные передачи смотрел. Такой ум, как у него, это дар Божий!
Учиться начинал он здесь, а потом его за рубеж по обмену отправили. А там какая-то исследовательская работа по контракту.
Когда дядя Женя вернулся и начал общаться с племянником, Денис себя деревенщиной почувствовал. Так изъясняться по-русски он не умел.
А смысл некоторых слов доходил с запозданием. Но как они гармонично строились в фразы! Денис упивался красотой родного языка.
Но на фоне Полининой родни дядя Женя выделялся, как ворона альбинос в стае. Если бы можно было создать полную противоположность всем Полининым родным, то получился бы дядя Женя и никто иной!
На праздники, естественно, стали приглашать и дядю Женю. И тут начались некоторые сложности.
— Я бы попросил данную тему за столом не обсуждать! – посыпалось от дяди Жени.
— Если вы пользуетесь русским языком, то делайте это правильно!
— Закройте рот, милейший! При дамах приличные люди о таком не говорят!
— Незачем устраивать балаган за праздничным столом!
— Если вы в теме не разбираетесь, то слушать вас не имеет смысла! А если вы хотите сказать что-то умное, сначала прочтите хотя бы букварь!
И может сложиться впечатление, что дядя Женя был сухарь и зануда. Но! Разве это плохо, когда за столом юмор не опускается ниже пояса, а гости вежливы и учтивы?
Разве плохо, когда гости ведут себя прилично, а не так, будто вчера были выпущены из обезьянника? Да и градус веселья должен иметь пределы, а напитки употребляться в меру!
И дядя Женя не делал различий между гостями. Если видел что-то неприятное, говорил сразу и в лоб.
Доставалось и Полининой маме, и Полининому папе, а брата он вообще отчитывал нещадно, как и его жену, когда Гриша стал брать в гости и ее.
Понятно, что разудалого застолья с таким контролером не получалось. Полина потом многое выслушивала от родни, чтобы этого сноба больше не приглашали.
И она уже была готова пожертвовать подарками от дяди Жени, так ее заклевала родня.
А подарки – это отдельная песня. Дядя Женя не считал приличным дарить дешевые подарки. Он на родину вернулся с внушительным состоянием, так и на родине умудрился выгодно пристроить свои мозги.
Поэтому подарить жене племянника шубу, самому племяннику машину, а детям приносить игрушки, ценник у которых только стартует от ста тысяч, вообще не считал проблемой. И на каждый праздник, куда его приглашали, он приносил очень хорошие подарки.
— Перебьешься ты без дорогих даров этого …! – говорила мама Полине. – Но с ним за одним столом – это ужас!
Вот на юбилей свадьбы Полина и предложила дядю Женю не приглашать.
— Денис, ты хочешь, чтобы вместо всей моей родни был только дядя Женя? – воскликнула Полина.
— А почему бы и нет? – в свою очередь спросил Денис. – Хоть один праздник пройдет без обиженных лиц, которым не позволили уснуть в салате!
И не будет этого: «Опа-опа-опа-па-па!» — когда посуда летит на пол, мат стоит до небес, и не будет залихватских частушек о половой жизни насекомых!
— Ах, ну да! Мои родные – все плохие, а твой дядя Женя и мамочка – святые! – вскричала Полина.
— Я не говорю, что они святые! – ответил Денис, повышая голос. – Но культуру еще никто не отменял!
И мне неприятно, когда за столом кто-то ковыряет вилкой в зубах, сплевывает в тарелку с объедками и отрыгается, широко открыв рот! А потом еще и обсуждает, как шикарно прошел процесс!
Полина представила картинку всего этого, хотя не раз видела это. Просто в совокупности, да еще под влиянием дяди Жени это перестало казаться нормальным.
— Тем более, сама подумай! – произнес Денис, снизив тон. – Какой пример получат наши дочки!
Мне кажется, даже без родственной предвзятости, что пусть они пример с дяди Жени берут!
Полина подвисла минут на семь, а потом тихо сказала:
— Я поговорю со своими родными.
Что и как Полина говорила, Денис не знал. Но на юбилей свадьбы пришла только Полинина мама.
Вела себя она сдержанно и культурно. А к концу вечера о чем-то увлеченно беседовала с дядей Женей.
— Если в человеке есть хоть что-то человеческое, — говорил потом дядя Женя, — то достучаться до человечности можно!
А если в сознание царствует скотный двор, то и стучать бессмысленно!