Лена всегда любила принимать гостей, настолько, что в процессе подготовки к этому событию, даже пританцовывала и напевала! Но неожидано в жизни семьи Елены началась черная полоса и стало ясно — не до танцев с песнями, тут пора потуже затягивать пояса!
— Н-да, ситуация, — сказал дедушка Лены. — На черный день то откладывали?
— Нет, — ответила внучка и почувствовала себя виноватой. — Мы же не знали, что Гену так уволят!
— А знать и не надо, и не дано человеку наперед, — сказал дед Юрий Андреевич. — Эх, вы, молодежь! Привыкли жить, наивные, думая, что вся жизнь у вас сладкая будет… Но осторожность то не помешает, не укусит! А вот обстоятельства порой…Ладно, придумаем что-нибудь!
Мужа Елены и правда уволили некрасиво — без выходного пособия даже. Хитростью взяло начальство, напело про то, что вся фирма — большая семья, а значит, надо войти в положение и написать по собственному желанию…
— Грязевы приезжают, — однажды сказала Лена мужу, придя с работы — Люся, дочка у них поступает в наш институт. Вот и повод встретиться!
— Угу, — ответил супруг, занятый в этот момент тем, что чинил давно уже просевшее крыльцо дома. Они переехали к деду, чтобы пока не наладятся дела, сдавать свою квартиру и иметь хоть какой-то доход. Дети еще были маленькие, в садик могут и здесь походить.
Дедушка даже обрадовался, все не одному. Да и будет кому на хозяйстве остаться пока он в санатории будет. Ему путевку дали как бывшему военному, вот и укатил на 24 дня, а за это время молодые люди хотели подремонтировать дом.
Снаружи дом казался большим и выглядил вполне себе достойно, а внутри, конечно, он был далек от современных стандартов. Зато от города недалеко, да и производство, куда собрался устраиваться муж Лены, было рядом — в получасе езды. Лена же устроилась в пункт выдачи. Работа по графику, неспешным шагом минут за 20 дойти можно, но ее чаще муж отвозил и встречал.
— Они нам родня очень дальняя, — сказала, нервно крутя на пальце обручальное колечко, Лена. — Сто лет не виделись! Я это… Подумала, что один раз мы можем себе позволить…
— Угу, — повторил супруг и начал прилаживать гвоздик к деревяшке.
— В общем, я пригласила их в гости! Шашлыки жарить будем!
— Угу… Что?! Ай!
Неудачный вышел момент — Геннадий попал по пальцу инструментом и аж выругался. Но тут же извинился — потому что старался при супруге не выражаться и запросил подробностей. И по мере того, как слушал, все более мрачнел лицом.
Потому что Елена, добрая душа, расстаралась, себя превзошла! Едва ли не последнее из домашнего бюджета вытащила, да еще у своих родителей заняла, но в итоге — уже прикупила и мяса, и соков, и сладенького… В общем, стол накрывать собралась по высшему разряду!
— Гости дорогие выходят, — вздохнул Гена. — Хорошие хоть люди то?
— Ну, что ты говоришь? — всплеснула Лена руками. — Стала бы иначе я их звать? Мы, правда, давно не виделись, но мои родители с ними часто по телефону общались… Ой, там такая история вышла, ты просто не представляешь!
И в следующий час Геннадий выслушивал про этих Грязевых.
И со слов жены выходило, что они люди непростые, потому что Евгений — бизнесмен, а его жена Анжелика — тоже занимается чем-то эдаким, работает консультантом по личностному росту…
— Может быть, — мечтательно закончила Лена. — Евгений даже нам посоветует что-нибудь? А может быть, он поможет тебе свой бизнес начать?!
— Да мне и так неплохо живется, сегодня звонили, говорят, что со следующей недели приступать могу, на первое время зарплата терпимая, а через полгода повышение обещают, если себя покажу, — пожал плечами муж. — А я обязательно покажу!
Гене очень не нравилась затея жены. Он даже сам себе не мог объяснить, в чем тут дело… Это просто походило на дурное предчувствие!
Но мешать ей не стал. Потому что слишком уважал ее мнение и тем более не хотел портить ее отношения с родней.
— Не трогай, это на стол! — строго велела Лена, застав младшего из своих двух сыновей — Васю, за попыткой полакомиться тирамису. — Вот, пусть в холодильнике постоит, — сказала она, поднимая со стола стеклянную форму с изысканным лакомством. — Потом, все будем чай пить и тебе дам кусочек!
— Хорошо, когда гости, — сказал старший сын — Антон. — Тогда у нас вкуснятины есть!
— Ах, ты, капризный! — шутливо погрозила ему пальцем мать. — Так тебе, каждый день, выходит, не вкусно?
— Нам всегда вкусно, — улыбнулся вошедший на дачную кухню Геннадий. — Просто мама, когда гостей ждет, в супер шеф-повара превращается, да? — и он, проходя мимо, все-таки достал пальцем и мазнул крема с десерта. И убежал быстро, прежде чем жена бы полотенцем достала!
В последний момент прилетела весточка — вместе с супругами Грязевыми с дочкой в город с ними прибыла также двоюродная сестра Анжелики — Марина, которая недавно развелась и вот, ее вместе с пятилетним сыном Никитой прихватили, чтоб сменили обстановку, развлеклись.
— Итого, плюс два человека, — вздохнула Лена, когда спешно посчитала, что заготовленного, вообще-то, хватит на всех. — Сходи в магазин, — велела она мужу. — Хлеба еще надо! И соков пару пакетов прихвати еще!
Геннадий покорно потопал. И не стал говорить, что, вообще-то, на деньги, которые они на этот банкет для гостей тратили, можно было бы всей семьей неделю, а то и больше, питаться. Но дело было сделано и мясо на шашлыки уже мариновалось, а в обустроенной на участке зоне для барбекю — уже ждали угли для жаровни.
Грязевы приехали во второй половине дня. И поднялась обыкновенная для приема гостей суета
И вообще-то, Геннадий не привык никого судить по первому впечатлению, но эти Грязевы…
Супруги показались ему слишком уж шумными, болтливыми! Они так много говорили о себе, причем, все хвастались успехом, богатством.
— Моя Люся будет работать в банковской сфере, — тараторила Анжелика. — Хотя ее звали в международные модели! Ну, это и неудивительно, с ее то данными! Фигурка какая, а? Но, это молодость, да… Ты вон, тоже красоткой была, да, Леночка? — хохотнула она. — Пока не родила… Ну, ничего, это наша, бабья доля такая!
Елена проглотила очень неудачную шутку. И немножко обидно было — потому что у нее с фигурой, несмотря на две беременности, кажется, все было нормально! Почти те самые девяносто, шестьдесят и девяносто, между прочим… Но, ладно, решила она, чего на мелочи обращать внимания? Только вот это было лишь началом!
— А я думал, в гости принято с тортом или хоть с коробкой конфет, — шепнул на ухо супруге Геннадий. — А эти даже лимонад не принесли…
— Ой, да что ты говоришь! — отмахнулась собиравшая на стол Лена. — Забыли… Устали с дороги!
— Так ты говорила, они уже двое суток в городе…
— Гена! Ты что начинаешь?!
— Ничего, — примирительно поднял руки муж. — Все хорошо…
— Жирновато, — вынесла вердикт Анжелика, попробовав шашлык.
— Ты пережарил, — добавил ее муж.
А кебаб на их вкус оказался слишком соленым. А купаты — пресными. Впрочем, то и другое, а также все прочее, исчезало со стола с поразительной скоростью!
Исчез и «провинциальный» сыр, и колбаса «странной категории», и, «однозначно порошковые соки».
И едва Лена отлучилась за чайником в дом, как Анжелика, видимо, привыкшая быть главной на всяком застолье, уже успела поделить тирамису. Причем, ей, мужу и Никите достались огромные куски! А хозяевам дачи и их сыновьям — по одному маленькому кусочку.
— Марина и Люся от тирамису отказались, так мы их порции себе взяли, вы же не будете против? — спросила улыбнувшись Анжелика.
Лена только пожала плечами, а про себя подумала, что на Марину и Люсю никто и не расчитывал до последнего
Была, конечно же, и беседа застольная… И как же тараторили Грязевы!
— Ну, не знаю, — посмеивалась Анжелика. — Мне вся эта деревенская романтика вон где! — и она провела рукой по шее. — В озерах с речками паразиты водятся… То ли дело море в Турции! А уж в Египте каково отдыхать, — закатила она глаза. — Сказка!
После того, как все наелись, Елена гостеприимно показала Грязевым дачу… И так уж вышло, что сынок Марины отстал и забрался в цветник… Конечно же, его мать сказала, что он не специально!
— Да и кто бы из-за каких-то цветов ругаться стал, правда? — сказала она, прежде чем Лена успела вежливо попросить быть поосторожней и получше присматривать за ребенком. — Природа! Новое само вырастет!
И вот, когда Лена уже дождаться не могла отъезда гостей, Анжелика сказала, что не хотят они в пыльный город ехать и задержатся у них на пару дней
— Ты же вроде говорила, что на работу теперь только через три дня? Вот и хорошо! Значит, сможем подольше пообщаться, — пропела Анжелика. — А то, когда я еще в деревню попаду… Жаль, деда не застали, ну да ладно, в следующий раз, как дочку приедем навестить, заскочем. Зато места всем хватит.
Лена постаралась не показать, что она расстроена, сказала, что, конечно, они могут остаться на пару дней и пошла готовить им комнаты.
Пока она готовила постель, к ней зашел Гена:
— Лен, что происходит? Об этом договоренностей не было! Чем нам их завтра кормить? У нас почти все закончилось!
— Ну, не прогонять же их, — сказала Лена. — Родня все-таки… Да с ребенком, Ген, я надеюсь, что они завтра сами купят продукты и все приготовят!— но голос ее звучал не очень уверенно, а глаза были грустными.
— Как-то ты не очень уверено говоришь, — сказал Геннадий и добавил — Мне кажется, что на это лучше не рассчитывать!
Он только развел руками — твои, мол, родственники, а я лишь поддерживаю твое решение, любовь моя, каким бы оно ни было!
И эти пара деньков показались Гене, Лене и их сыновьям очень долгими
Потому что Грязевы, которых ранее Лена в столь тесном и продолжительном соседстве не знала, оказались очень сложными (и это если еще мягко выражаться!) людьми.
Они ни разу не купили ничего на стол даже к чаю! Сынишка Марины Никита постоянно вынимал из своего кармана конфеты и жадно запихивал в рот, жевал, чавкая, раздувая щеки. Васька с Антошкой, дети Лены, только слюнки глотали, но, как хорошо воспитанные мальчики, просто не посмели просить угощения!
Да, это было ясно — покушать Грязевы любили! И поэтому, в один из дней, Елена обнаружила, что едва поспевшая малина… исчезла! Также как и молоденькая морковка! Грядки и цветники были потоптаны. А, зайдя на кухню, она обнаружила, что Анжелика добралась и до погреба, так как обтирала уже третью банку маринованных грибов.
— Ленка! Я такой клад у вас нашла! Ставь картошку варить, сейчас пировать будем! Дед что ли делал? А эти две баночки мы с собой заберем- одну, по-меньше, Марина, а эту, трехлитровую, мы! У вас там еще две банки осталось, но вы же себе накрутите! А нам грибы брать негде!
— Тебе не кажется, что без разрешения хозяина нельзя лезть к нему в погреб? — Лена отчитала гостью.
Но еще пыталась сдерживаться и соблюсти нормы приличия:
— И ягоды обрывать без спроса тоже нельзя! Я тут хотела попросить, чтобы вы за детьми следили, а получается, что и родители такие же! — Лена подошла к гостье и забрала обе отложнных банки.
— А если тебе картошка нужна, сходи купи и поставь вариться! Да, грибы тоже купить можно, у нас на рыночке иногда бывают, сегодня как раз суббота, рынок работает! Эти банки открывать не дам!
И что тут началось
Анжелика — этот «просветленный наставник по личностному росту» кричала, как простая базарная баба, обвиняла Лену в снобизме и жадности, в том, что она злая провинциалка без воспитания, не умеющая принимать гостей и не уважающая родственников, что ее дети завистливые хулиганы, которые сами все потоптали, чтобы свалить на их воспитанного мальчика.
— Мы одолжение сделали, приехали вас навестить, детей познакомить, родня все-таки, а тут ни условий нормальных, ни отношения! Только время потеряли! — сказала Анжелика и велела мужу и сестре собирать вещи.
— Мам, а ты же хотела договориться, чтобы они нам квартиру отдали на время учебы? Мне что теперь в общаге жить?! Я не хочу! Уж лучше здесь на даче хотя бы, — услышала Лена разговор Люси с матерью.
— Люсь, отстань, не до тебя сейчас, я деду позвоню, я ему все расскажу, как они нас встретили и он зставит их квартиру отдать на время учебы, не обеднеют! Все решим!
Лена с трудом представляла, что собиралась рассказать Анжелика деду, но сам тон этого разговора ей не понравился!
Провожал гостей один только Геннадий — Елена ревела в доме, у нее банально сдали нервы! Машина Грязевых, поднимая тучи пыли, все удалялась, пока не исчезла вдали… Геннадий вздохнул — наконец-то! И побрел к дому, успокаивать жену.
— Непорядочно такое говорить, я извиняюсь, конечно, — донесся до него голос соседа — пенсионера Виталия Сергеевича. — Но ваши родственники…
— Не мои, — поспешил отстраниться от такой связи Геннадий. — Жены… Но очень дальние! И больше не приедут к нам никогда! Хватит с нас…
— Понимаю и поддерживаю, — кивнул Виталий. — Сам знавал подобных персонажей… А ваших гостей сын, представляете, этот мальчишка, он у меня малину воровать приходил вчера вечером! Я его шуганул, конечно, а он мне язык показал и жест неприличный.
Геннадий охнул и, как ему показалось, даже покраснел, чуть уши от стыда не расплавились и он сказал, что они все возместят, только пусть скажет, много ли оборвал. Так как у них он тоже ягоду всю собрал, Гена купит и принесет.
— Да бросьте, о чем вы, — отмахнулся Виталий. — Малины у меня в этом году навалом, не в самой ягоде дело… А если у вас малины нет, так я всегда рад поделиться, моя-то, боюсь, пропадет, обработать не успею! А вам я желаю удачи и только хороших гостей!
— Спасибо, — сказал Геннадий и подумав, добавил. — А знаете… Приходите на чай, а? У нас там осталось еще… Жена пирог яблочный испекла, мы же ужинать собирались!
— Благодарю, — кивнул старик. — Ваша жена и детки любят конфеты «Птичье молоко», позвольте узнать?
— Обожают!
— Значит, принесу! — сказал добродушный сосед. — Приду через полчасика, иди, успокой свою красавицу, досталось ей за эти дни!
Гена поблагодарил Виталия Сергеевича и поспешил в дом. Лена действительно плакала, рассказала она мужу и о разговоре Анжелики с дочерью, но он ее успокоил. Во-первых, теперь у них есть свидетель всего безобразия — их сосед, а во-вторых, он хорошо знал ее деда, Юрия Андреевича — мудрый мужик, он точно во всем разберется и поспешных решений принимать не будет.
Услышав мужа, Елена успокоилась, а, узнав, что сосед идет на чай, умылась, вынесла красивые чайные чашки на террасу и позвала детей. Кто чему, а мальчишки больше всего обрадовались конфетам, которые принес Виталий Сергеевич.
А дед Елены, вернувшись из санатория, уже знал, что произошло, доложили и сама Анжелика, и родня, которой та успела позвонить, только неожидала она, что сосед с первых дней приезда родственничков держал Юрия Андреевича в курсе событий, как-никак служили вместе и работали, друзья — не разлей вода, даже старость бок о бок решили встречать, став соседями.
Дед Анжелику быстро на место поставил, а заодно и всем родственникам, которые пытались оговорить его внучку и ее мужа, правду рассказал. Так что Грязевых не скоро начнут принимать с почестями, а Лену похвалил, что все-таки нашла в себе силы характер проявить и ему не пришлось вмешиваться, а то он уже задумываться начал, не бросить ли отдых, чтобы вернуться.