Начало лета. День солнечный и ясный. Таким же ясным представлялось Насте и Олегу их будущее. Еще две-три недели, и они получат дипломы.
Настя уже нашла работу – будет преподавать историю в школе, где сама училась. За Олега решил военком – вчера пришла повестка.
–А с другой стороны, может, оно и лучше, – рассуждал парень. – Отслужу год, потом смогу спокойно устроиться на работу. И мы с тобой поженимся. Ты ведь выйдешь за меня?
Он мог бы и не спрашивать – они с Настей встречались уже два года, дело явно шло к свадьбе, но только сегодня они решили все однозначно и конкретно по срокам.
– Приду из армии, поработаю месяца два, чтобы денег накопить, потом подадим заявление. Квартиру будем снимать, чтобы все было так, как мы хотим. Потом заработаем на свою, – строил планы Олег.
Настя была счастлива. Год? Так он быстро пролетит. А следующим летом она будет выбирать себе свадебное платье.
– Я тебе помогу! – воскликнула подруга Насти – Римма. – Давай договоримся: без меня покупать платье не ходи. А то купишь что-нибудь такое, в чем будешь похожа на бабу на чайнике.
– А я и хочу что-то пышное, – сказала Настя.
– Вот я об этом и говорю. Ты видела, в каком платье была Лариса? Это же ужас ужасный – даже не прошлый, а позапрошлый век! А вот у Светки платье было классное – узкое, прямо по фигуре, с разрезом и спина открытая.
– Не знаю, готова ли я к таким экспериментам, – сказала Настя. – Я еще с мамой посоветуюсь.
– С бабушкой еще посоветуйся! – усмехнулась Римма.
– Ладно, Римма, до свадьбы еще целый год.
– Все равно, Настя, я тебе даже немного завидую: парня нашла классного, на работу устроилась, свадьба через год. А у меня сплошные непонятки: резюме рассылаю пачками, так за месяц даже на собеседование никто не пригласил. Родители постоянно между собой скандалят, а стоит мне дома появиться, сразу объединяются и на меня нападают: «Когда уже перестанешь на нашей шее сидеть? Хоть бы уже замуж вышла, раз работать не хочешь»! Можно подумать, что все это от меня зависит.
– Римма, а ты не думала снять квартиру или комнату и жить отдельно от родителей? – спросила Настя. – Может, тогда они перестанут тебя доставать?
– Жить отдельно? А ты знаешь, сколько надо за съем платить? Вряд ли. У тебя все отлично, ты этим не интересовалась. А я глянула – не потянуть мне.
В середине июля Олег ушел в армию, а Настя уехала в поселок к бабушке – той надо было помочь с огородом. Вернулась она только перед началом учебного года.
Этот год действительно прошел быстро. Настя работала, ей было некогда скучать: уроки, ученики, педсоветы, родительские собрания. Всему приходилось учиться на собственном опыте.
Римма наконец устроилась на работу, правда, не по специальности – на склад продовольственных товаров. Она уставала и постоянно жаловалась Насте. Но уволиться не могла, потому что ее родители разводились, и никто из них не собирался содержать взрослую дочь.
– Ты представляешь, они нашу квартиру продали. Отец купил себе комнату в коммуналке, а мы с матерью будем жить в хрущевке, в однушке. Раньше у меня хоть комната своя была, теперь нет. С работы придешь, даже отдохнуть спокойно нельзя, мать сразу тысячу дел выдумает, – жаловалась она подруге, когда они встречались.
Хотя теперь это происходило гораздо реже: во-первых, у Насти было очень мало свободного времени, во-вторых, поток негативной информации, который обрушивала на нее Римма, портил настроение и вызывал раздражение.
Тем более, что Римма только жаловалась, а не пыталась исправить ситуацию и не прислушивалась к советам.
Олег вернулся домой летом, когда Настя только что вышла в отпуск. Они встретились и заново обговорили свои планы: Настя откладывает на свадьбу свои отпускные, Олег устраивается на работу. В начале сентября они подают заявление и через полтора-два месяца – свадьба.
– У меня как раз будут каникулы, можно будет взять несколько лишних отгулов, – радовалась Настя.
Но через две недели с парнем что-то случилось: он перестал звонить девушке, ее звонки сбрасывал. Настя ничего не могла понять.
Наконец Олег позвонил и назначил встречу.
– Я долго думал и решил, что нам надо расстаться. Не стану врать и говорить, что я разлюбил тебя. Но после того, что я узнал, я не смогу быть с тобой, – сказал он.
– Что такого страшного ты узнал? – спросила Настя.
– О Сашке Симонове, о ребенке, об aбopтe.
– Я не понимаю, о чем ты говоришь, – сказала девушка.
– Меня предупреждали, что ты примерно так и прореагируешь, – усмехнулся Олег.
– Кто тебя предупреждал? О чем? Начал говорить, рассказывай до конца, – потребовала Настя.
– У подруги своей спроси, у Риммы. Она, конечно, пыталась тебя оправдать, но я и так все понял. О том, что, пока я служил, ты встречалась с Сашкой. Что ваши встречи имели последствия, от которых ты избавилась.
– Олег, ты с ума сошел. Не могла Римма таких глупостей наговорить.
– Глупостей – нет, а вот правду сказала.
Олег встал и собрался уходить.
– Подожди, – остановила его Настя. – Давай вместе спросим у Риммы, зачем ей это надо.
– И как ты предлагаешь это сделать? – спросил он.
– Очень просто: пригласи ее в кафе. А приду туда же минут на десять позже и спрошу прямо при тебе. Посмотрим, что она ответит, – сказала Настя.
Олег с Риммой сидели за столиком того кафе, где раньше он встречался с Настей.
– Я понимаю тебя, Олежка, ты ей верил, а она и двух месяцев после твоего отъезда не подождала, уже другому на шею бросилась. Но ничего, все пройдет. В конце концов на Насте свет клином не сошелся, есть много других девушек, – говорила Римма.
–Ты, наверное, себя имеешь в виду? – спросила Настя, которая стояла у нее за спиной и все слышала. – Зачем ты это сделала, Римма?
Настя села за столик напротив нее и повторила:
– Зачем наврала?
– Я правду сказала, –воскликнула Римма.
Глаза ее бегали, лицо покрылось красными пятнами.
Настя посмотрела на Олега.
– Хотя я, кажется, понимаю – из зависти. У нее все плохо, а у меня хорошо. Правильно говорят, настоящий друг переживет с тобой не только твое горе, но и твою радость. Римма не пережила.
Олег немного помолчал, а потом сказал:
– Я не знаю, кому из вас верить.
– А это уже твои проблемы, – Настя встала из-за стола и ушла.
Через неделю Олег ждал ее у дома.
– Настя, прости меня. Я дypaк. Оказывается, Сашка Симонов в прошлом году женился и живет в Питере. Он уже год, как не приезжал домой, – сообщил Олег. – Я был не прав. Ты простишь меня? Все будет по-прежнему? Мы поженимся?
– Да, ты был не прав. Еще раз – да – я тебя прощу. Но по-прежнему уже ничего не будет. В этот раз ты поверил Римме, в следующий раз поверишь какой-нибудь Эльвире или Карине. И снова устроишь истерику. Зачем мне эти американские горки? – сказала Настя и зашла в подъезд.
Олег еще несколько раз звонил ей:
– Посмотри, ведь Римма хотела рассорить нас. И у нее получилось. Значит, она добилась своей цели? Тебе не обидно?
– Меня не волнует, какие цели ставит перед собой Римма. Дело не в ней, а в тебе. И еще: мне не обидно – мне все равно.