– Илья, твоя мама мне сегодня днем звонила, выясняла наши планы на лето, – сказала Валерия мужу.
– А что это ее вдруг заинтересовало? – удивился тот, – я ведь уже говорил ей, что мы на август забронировали тур.
– Я ей так и сказала. А она стала причитать, что мы совершенно не умеем расходовать деньги. И знаешь, она сказала, что наш отдых – тюлений и что совершенно не способствует восстановлению сил, – сообщила Валерия.
– И что мама предложила взамен? – спросил муж.
– Да ничего, просто поохала, сказала, что мы лишаем нормального отдыха не только себя, но Кирилла.
– Очень интересно, – усмехнулся Илья. – Я свою маму знаю, она ничего просто так не говорит и не делает. Это была разведка боем. Жди продолжения.
И продолжение действительно последовало. В выходной день Ольга Константиновна позвонила рано утром – Лера только встала, а Илья и Кирилл еще нежились в постелях.
– Ничего не планируйте себе на сегодня, мы через час будем у вас – есть серьезный разговор.
Пришлось поднимать мужа и сына и спешно готовить завтрак.
Ольга Константиновна и Олег Петрович появились даже раньше, чем обещали – Лера только успела вымыть посуду после завтрака.
От чая и кофе свекры отказались и сразу перешли к делу.
– Мы с отцом решили купить дачу, – заявила Ольга Константиновна.
– Зачем? – удивился Илья.
– Я на пенсии, твой отец тоже скоро получит пенсию, что же нам обоим дома сидеть и друг на друга смотреть? Надо же каким-то делом заняться, – объяснила сыну мать.
– А кроме дачи, других дел у вас нет? – поинтересовался Илья. – Помниться, папа давно хотел гараж в порядок привести – стены обшить, про ремонт в ванной говорите уже два года. Сделайте сначала это, а потом подумайте, нужна ли вам дача.
– Мы лето хотим проводить на природе, – сказала Ольга Константиновна. – Кроме того, посадим картошку, будем выращивать экологически чистые овощи. Вы еще сами к нам на поклон придете.
– Мама, какая картошка? Ну, какой из тебя овощевод? У тебя кактусы на подоконнике засохли – ты их поливать забывала.
– Потому что мне было некогда. А сейчас я не работаю, времени у меня много, поэтому все будет хорошо, я справлюсь. Проблема в другом.
– В чем? – спросила Лера.
– Дачу мы присмотрели. Место – чудесное: сосновый бор, воздух – хочется дышать и дышать. И участок большой – целых десять соток. Я уже все распланировала, где клубнику посажу, где зелень. Домик, правда, староват. Но ничего – подремонтируем. А проблема в том, что нам двести тысяч не хватает. А хозяева уперлись – не хотят цену снижать.
– А мы чем вам поможем? У нас свободных денег нет, – сказал Илья. – Мы ипотеку платим.
– А на курорт вы деньги нашли? – спросил отец.
– Папа, мы их не под ёлкой нашли, мы их целый год копили: экономили, премии откладывали, чтобы летом съездить к морю и нормально отдохнуть.
– Нормально отдохнуть можно и на даче. Да еще и с пользой – урожай вырастить, – продолжила мать. – Сдайте свои путевки, добавьте нам денег. Вы сможете хоть все лето приезжать к нам на дачу, тем более что ваша помощь будет не лишней. Ты папе поможешь с ремонтом, Лера – мне на огороде.
– Вот уж нет, Ольга Константиновна, – вмешалась в разговор Валерия. – На меня в огородных делах даже не рассчитывайте. Я выросла на севере, огорода у нас никогда не было, и я, честно говоря, не собираюсь постигать основы садоводства и огородничества.
– Да, – согласился с женой Илья. – Меня сельская жизнь тоже не привлекает. Так что, если соберетесь покупать дачу, рассчитывайте только на свои силы, а на нас за то, что мы вам не помогаем, не обижайтесь.
Но родители уже обиделись. Уходя, Ольга Константиновна сказала:
– Подождите, вы еще будете проситься к нам на дачу. А мы подумаем, приглашать вас или нет.
– Илюша, ты не знаешь, что с ними случилось? – спросила Лера мужа. – Твоя мама никогда раньше не увлекалась сельским хозяйством.
– Я думаю, что на нее так повлияла поездка на дачу тети Риммы – ее соседки. У той недалеко от города не дача, а обычный деревенский дом, который достался ей от родителей. Участок там огромный, и растет всего видимо-невидимо. Вот в прошлом году в августе они как-то разговорились, и соседка пригласила маму к себе в деревню. А там как раз урожай собирали. Мама помогла тете Римме закрутки делать, а та ей в благодарность несколько банок с собой дала. Вот мама и подумала, что неплохо бы и самим овощи выращивать. Но она одного не учла.
– Чего?
– Того, что у тети Риммы две дочери и сын. И внукам уже лет по двенадцать- пятнадцать. И эта армия в восемь – десять человек все лето, сменяя друг друга, трудятся на огороде. А бабушка Римма осуществляет общее руководство. Фактически этот огород четыре семьи кормит, – объяснил Илья.
– Слушай, но мне показалось, что твоя мама очень серьезно настроена. Илюша, если они купят дачу, я сразу предупреждаю, что я туда ни ногой. Пусть разбираются сами. Ведь до этого спокойно отдыхали – в санатории ездили, в пансионаты. Не кончится это добром: мало того, что не отдохнут, так и деньги потеряют.
– Я тоже так думаю. Но если мама что-то решила, ее не переубедить. Остается только смотреть, чем это закончится.
А закончилось все печально.
Дачу купили в конце апреля. Недостающие деньги взяли в банке. Не двести, а на всякий случай триста тысяч. Прикинули, что за пять лет смогут выплатить.
Майские праздники провели на даче. Прибирались, планировали посадки, договорились с трактористом, чтобы вскопал им огород – здесь уже несколько лет ничего не сажали, и копать лопатой слежавшуюся землю было бы тяжело.
Семью сына не пригласили. Но Илья и Валерия не расстроились – они уже давно ездили на дачу к родителям Леры. Их дача была обустроена только для отдыха.
После праздников зарядили дожди, и выяснилось, что крыша течет в двух местах. Причем течет – это еще мягко сказано – льется. Пришлось почти все деньги, которые отложили на обустройство участка, пустить на ремонт крыши.
Затем занялись огородом: устроили грядки, высадили рассаду. Но уже через несколько дней выяснилось, что половина не прижилась: вялые кустики лежали на земле, а листики уже начали жухнуть.
– В следующем году буду сама рассаду выращивать, –- сказала Ольга Константиновна мужу, вспомнив подоконники в квартире соседки, которые уже с конца февраля были заставлены пластиковыми стаканчиками с едва проклюнувшимися листочками.
Дальше – больше. Муж в вечером в воскресенье уезжал в город – ему надо было на работу, а Ольга Константиновна почти весь день возилась в огороде: полола, поливала, подвязывала, собирала с кустиков картофеля неизвестно откуда взявшегося колорадского жука.
Она старалась в самый солнцепек не появляться на грядках, но это не всегда получалось: созрели ягоды, и, если их сейчас не собрать, они будут сыпаться – пропадут.
В общем, однажды утром Ольга Константиновна не смогла поднять головы от подушки. Измерила давление – больше ста восьмидесяти. Пришлось звонить мужу.
А сын и его семья в это время были на берегу моря. И не Черного, а Эгейского – они отдыхали в Бодруме.
– Папа, мы раньше, чем через неделю, все равно приехать не сможем. Я все понимаю. Ну, ты попроси соседей хотя бы поливать ваши грядки, пока мама в больнице. Я же говорил, что это плохая идея. Те два мешка картошки, которые вы вырастите, не стоят маминого здоровья. Если бы не ваша дача, вы бы сейчас в санатории в Подмосковье отдыхали, – сказал Илья, когда отец позвонил ему с известием, что мама оказалась в больнице.
Конечно, когда Илья и Лера вернулись, они помогли родителям. То, что выросло, собрали. Урожай не впечатлил. Дачу законсервировали на зиму и дали объявление о продаже.
Но продать удалось только в марте, и то прилично уступили покупателям. Погасили кредит и купили на лето путевки в санаторий.
– Да, – сказал Олег Петрович, – еще одно подтверждение того, что любая ноша легка на чужом плече. А когда самому тащить приходится, то ноги подгибаются.