Утром в пятницу, собираясь на работу, Алла предупредила младшую сестру Полину:
– Поль, не забудь, тебе сегодня вечером с детьми сидеть. Я иду на корпоратив.
– Почему это мне? – возмутилась Полина. – У нас в школе сегодня дискотека в честь Восьмого марта. Договаривайся с мамой.
– А я тоже не могу, – выглянула из кухни Наталья Викторовна – их мать. – Мне на работе подарили билет на концерт. Так что я сегодня иду в филармонию.
– Вот видишь, Поль, мама не может. Кстати, сегодня в саду короткий день, просили забрать детей до четырех. Ты как раз после занятий пойдешь, – заметила Алла. – И, пожалуйста, уложи их спать не позже девяти.
Полина чуть не расплакалась от расстройства – на сегодняшний вечер у нее были большие планы, она рассчитывала, что будет танцевать с Егором Костровым, а потом он, может быть, проводит ее до дома. И вот старшая сестра разрушила все ее надежды.
В школе подруга Полины сразу заметила, что та не в настроении, несмотря на праздник.
– Что случилось? У тебя такой вид, словно ты только что лимон съела, – спросила Лиза.
– Мама сегодня идет на концерт, Алка – на корпоратив. А меня с мелкими оставляют – полдня племянниц развлекать, кормить, потом спать укладывать. Это мне вместо дискотеки, – объяснила подруге Полина.
– А почему ты должна сидеть с детьми сестры? Алла тебя постоянно припахивает: то она на дачу с подругами, а их на тебя оставляет, прошлым летом вообще на неделю к морю уехала, а дочек на вас с матерью бросила. И вообще она очень часто их на тебя вешает: «Поля, забери, Поля, погуляй, Поля, посиди». Будто у тебя своей жизни нет. А ты хоть раз отказаться пробовала? – спросила Лиза.
– А как я откажусь, если мама ее всегда поддерживает: «Полина, мы должны помогать Алле – ей надо устраивать личную жизнь».
– Классно! – заявила Лиза. – А у тебя, значит, личной жизни быть не должно?
– Я как-то спросила об этом у мамы, а она ответила, что в четырнадцать лет о личной жизни думать рано.
– А сестре твоей сколько?
– Алле двадцать два, – ответила Полина.
– И уже двое детей? – удивилась Лиза. – Я почему-то думала, что ей около тридцати.
– Если ее личная жизнь будет такой же активной, – то к тридцати у нее еще двое появятся, – съязвила Полина.
– Слушай, а давай сегодня ты устроишь бунт! Сколько можно, в конце концов? Сегодня ты идешь на дискотеку! А проблему, куда деть детей, пусть решает Алла. Это она их мать, а не ты, – сказала Лиза.
– Как ты себе это представляешь? Они же меня из дома не выпустят. Драться мне с Аллой, что ли? – спросила Полина.
– Нет. Просто сразу после школы ты пойдешь не домой, а ко мне.
– Мне переодеться надо, не могу же я явиться на дискотеку в том, в чем школу хожу, – возразила Полина.
– У меня полный шкаф барахла. Размер у нас одинаковый – подберем что-нибудь. Ну, как? Согласна?
– Согласна! – ответила Полина, хотя немного поёжилась, представив, какой скандал будет потом дома.
Лиза словно прочитала ее мысли:
– Не бойся. Поорут, поорут и успокоятся. По крайней мере поймут, что нельзя все время на тебе ездить.
Полина глубоко вздохнула, достала телефон и отправила старшей сестре сообщение: «Я с твоими детьми сегодня сидеть не буду».
После этого она телефон отключила.
Праздник в школе прошел отлично! Сначала всех девочек и учительниц пригласили в актовый зал. Александр Владимирович – директор школы – поздравил их с праздником. Потом был концерт, который подготовили учителя-мужчины и мальчики.
В конце всем зрительницам вручили по одной розе на длинном стебле.
После концерта была дискотека.
Надежды Полины сбылись: десятиклассник Егор действительно несколько раз приглашал ее на танец, а потом проводил до подъезда.
Когда Полина вошла в квартиру, ее встретила разъяренная Алла, которая так и не попала на корпоратив:
– Мама, глянь, явилась наша дискотетчица! – обратилась она к матери, которая только что вернулась с концерта и даже не успела переодеться. – С цветами! Кавалер до дома проводил! Не рано ли начинаешь?
– Знаешь, Алла, чья бы корова мычала, а твоя бы молчала! По-моему, это как раз тот случай, когда не тебе меня жизни учить! – ответила Полина.
И она была права.
Алла свою старшую дочь – Милану – родила, когда ей было семнадцать. В это время она училась на третьем курсе колледжа. Ее молодой человек не чувствовал себя готовым к роли мужа и отца, но, когда Алле исполнилось восемнадцать, они все-таки поженились, Алла почти сразу снова забеременела и родила вторую дочь – Алину.
Муж вскорости заявил Алле, что многодетным отцом быть не собирается, и ушел в закат. А она с двумя детьми вернулась в квартиру, где жили ее мать и младшая сестра.
С этого времени у Полины появились новые обязанности – заниматься племянницами.
– Мама, а почему ты всегда на стороне Аллы? – спросила Полина. – Почему за ее косяки должна расплачиваться я? Я люблю Милану и Алину, они мои племянницы, но их мать Алла. Это ее ответственность. Так что с сегодняшнего дня, если ей будет нужна помощь, пусть она сначала узнает, есть ли у меня время сидеть с детьми.
– Ну, ты вообще обнаглела! – возмутилась Алла.
– А по-моему, обнаглел здесь кто-то другой, – ответила Полина и пошла в свою комнату.
Сдав после девятого класса экзамены, Полина объявила маме, что хочет поступать в промышленно-экономический колледж, который находится в областном центре, она выбрала специальность «технолог-конструктор».
– Буду одежду конструировать, – сказала она. – Учиться два года и десять месяцев.
– Еще чего! – возмутилась мама. – Мала еще, чтобы самостоятельно в общежитии жить. Тебе в августе только пятнадцать исполнится. Я тебя не отпущу – мало ли чего ты сдуру наделаешь. Хочешь в колледж – пожалуйста: вот у нас есть медицинский, потом еще один, где на работников почты учат, и швейный тоже есть.
– После нашего швейного я буду только наволочки строчить. А я хочу…
– Мало ли чего ты хочешь! – прервала ее мама. – Мне хватит и того, что Алла самостоятельность проявила. Никуда ты из дома не поедешь. Вот исполнится тебе восемнадцать – делай, что хочешь.
В общем, не отпустила мама Полину в областной центр, и девочка осталась в школе – пошла в десятый класс.
А когда окончила школу и получила аттестат, мама и Алла завели с ней разговор:
– Послушай, Полина, мы подумали и решили, что тебе в этом году поступать не нужно. Посидишь год дома. Тем более, что результаты экзаменов действительны несколько лет, – сказала мама.
– Интересно, а почему это вы так решили? – возмутилась Полина. – Баллы у меня высокие, я, наверняка, пройду на бюджет. Зачем мне год терять?
– Причем тут год? Тебе же в армию не идти, – вмешалась Алла. –Милана пойдет в первый класс. Кто ее из школы забирать будет? И Алинка постоянно болеет в саду – мне уже начальство активно намекает, что мои больничные им надоели.
– Алла, а может, мне удочерить твоих детей? Почему я должна для твоего удобства всем жертвовать? Нет. Я поступаю в этом году. Получится – на бюджет, если нет – на заочный.
– Полина, вообще-то до восемнадцати лет я за тебя решаю, – напомнила дочери мама.
– Ты хочешь запретить мне учиться? – не поверила Полина. – Тогда я сама уеду.
– А жить на что будешь? – усмехнулась Алла.
– Жить буду на стипендию и на пенсию, которую мне за папу государство платит. Кстати, мама, давай-ка переведем ее на мою карту. А если не хватит, то подработаю, – заявила Полина и выскочила из комнаты.
А вечером Наталья Викторовна обсуждала эту ситуацию с подругой – Еленой.
– Наташа, ты не права. Не отпустила ты Полинку после девятого класса – это еще можно было понять – боялась, переживала. Но сейчас она уже взрослая – поступит, отпусти. Это тебе, наверное, Алла в уши надула. Ей, конечно, удобно, что ее дети под присмотром. Но Полина права: почему она должна исправлять ошибки сестры? Вот представь, что ты сейчас не поддержишь младшую дочь. А она ведь все равно уедет. Не будешь ты ей денег посылать, будет жить на то, что есть, хотя молодые сейчас умеют подрабатывать – то в интернете что-то делают, что флаеры раздают, то в кафе работают. А Полинка у тебя упрямая – она не пропадет. Вот только вряд ли после этого она домой приедет. Потеряешь дочь, будешь с Аллой куковать, а она, судя по всему, тебе еще сюрпризов подбросит. Извини, может быть это неправда, но Ольга Юрьевна рассказывала, что Аллу видели в ресторане с очень представительным мужчиной. И будто бы он женат. Ты бы с дочерью поговорила. А Полину не держи.
В начале августа стало известно, что Полина поступила в университет на бюджет. Мама не стала ей препятствовать, хотя старшая дочь была недовольна – теперь все заботы о детях легли на нее.
А счастливая Полина устроилась в общежитии, приезжала теперь только на каникулы и, когда бывала дома, с удовольствием занималась с племянницами.