Вероника помнила тот день, когда она пришла в эту фирму на собеседование. Это было уже пятое место, куда ее пригласили. До этого девушке четыре раза вежливо сказали: «Спасибо. Мы вам позвоним», что означало отказ.
А работа ей была очень нужна. Всего год назад Вероника окончила университет. То, что ей удалось почти сразу устроиться в бухгалтерию бюджетной организации, было счастьем.
Зарплата, конечно, скромная: хватало только на оплату съемной комнаты в общежитии и продукты. Вещи и обувь она покупала очень редко и в основном в дешевых магазинах.
Но Вероника радовалась: в ближайшие три года она была обеспечена работой. Однако, как оказалось, радость была преждевременной – женщина, на чьё место ее взяли, решила выйти на работу, не досидев декретный отпуск.
Веронике об этом сообщил заместитель директора:
– К сожалению, мы вынуждены отказаться от ваших услуг. Полный расчет получите на карту в течение трех дней.
Получив деньги, девушка заплатила за комнату и, посчитав то, что у нее осталось, поняла, что работу надо искать срочно.
Написала и разослала около десятка резюме, а когда получила целых пять приглашений на собеседование, обрадовалась. «В одном из пяти случаев должно же повезти»! – подумала она.
Но четыре собеседования прошли безрезультатно. И только здесь, куда она пришла, уже почти потеряв надежду и ни на что не рассчитывая, ей повезло.
– Повезло тебе потому, что собеседование Василий Павлович проводил, – сказала ей позже Алина – одна из девушек из соседнего отдела. – Виктория тебя точно бы не взяла. Но она очень вовремя заболела.
– Почему бы не взяла? – удивилась Вероника.
– А она молодых симпатичных девушек ненавидит как класс. Если бы была ее воля, у нас бы только тетки за сорок и мужчины работали, – объяснила Алина.
Вероника выслушала и сделала для себя вывод: с замом Василия Павловича Викторией Матвеевной не связываться, а лучше вообще не попадаться ей на глаза.
Но последнее было нереально: начальница появлялась в бухгалтерии каждый день. Выйдя с больничного, она была очень недовольна, что здесь появилась новая сотрудница.
– Понабрали без меня не пойми кого. Ты хоть таблицу умножения знаешь? Или на калькуляторе считаешь? – спросила она у Вероники.
– Вообще-то у меня высшее экономическое образование, – ответила девушка.
– Образование! Знаю я, как вас там учат! – фыркнула Виктория Матвеевна.
Первое время она проверяла все, что делала Вероника, но так и не нашла, к чему придраться.
И вот прошло семь лет
Вероника была уже опытным бухгалтером. Бывало, что ей приходилось заменять главбуха Анну Викторовну, когда та была в отпуске или болела. Виктория Матвеевна уже больше к ней не цеплялась, но все равно смотрела на девушку с явным неудовольствием.
Однажды Анна Викторовна попросила Веронику задержаться после работы:
– Вероника, я сегодня говорила с Василием Павловичем. В общем, я в начале лета увольняюсь.
– Почему?
– Во-первых, мне в этом году исполнится шестьдесят пять. Почти сорок лет работаю, пора на покой. Во-вторых, ты же знаешь, что у меня дочь в прошлом году вышла замуж, а недавно они нам сообщили, что в июне у них родится ребенок. Вот я и подумала, что хватит мне работать, уволюсь, отдохну, дочери помогу – бабушкой поработаю.
– А кто вместо вас будет? – спросила Вероника.
– Василий Павлович попросил меня за оставшиеся полгода поднатаскать тебя. Так что вместо меня скорее всего будешь ты. Ну а в помощь тебе возьмут нового человека.
– А я справлюсь?
– А куда ты денешься? Ты ведь уже заменяла меня и неплохо справлялась.
С этого времени Анна Викторовна стала все чаще сажать Веронику за свой компьютер, объясняя ей все премудрости.
А в марте произошло еще одно важное событие: Василий Павлович, который был директором их филиала, перешел работать в головной офис, а на его место назначили Викторию Матвеевну.
Первое время все отделы работали так же, как при старом директоре, но потом начались какие-то проблемы, нестыковки. Стали срываться сроки выполнения работ, заказчики выражали недовольство. Виктория Матвеевна, конечно, быстро нашла виновных: два отдела полностью лишили премии. Несколько человек уволились.
А в бухгалтерии, наоборот, появился новый сотрудник: девушку привела сама Виктория Матвеевна.
– Вот, знакомьтесь. Это Елизавета Александровна – новый бухгалтер. Подключайте ее к работе и скажите мне спасибо, что я вам еще одну штатную единицу выбила, – сказала директор.
Подключать, так подключать. В бухгалтерии мало работы не бывает, так что Лизе сразу выделили фронт работ. Пока небольшой. Но она и тут ухитрялась делать ошибки. Вероника терпеливо объясняла девушке, как работать с программами, она понимала, что на первых порах всем трудно, а Лиза только в прошлым летом окончила университет, и это ее первое место работы.
Наступил июнь, и пришел тот день, когда Анна Викторовна сообщила:
– Всё, с понедельника ухожу в отпуск с последующим увольнением.
После обеда она отправилась в отдел кадров, чтобы оформить все документы. Но вернулась оттуда в растерянности.
– Что-то случилось, Анна Викторовна? – спросила Вероника.
– Нет, все нормально, – ответила женщина. – Просто грустно уходить. Я ведь здесь почти пятнадцать лет отработала.
А в конце рабочего дня, когда Лиза уже ушла, Анна Викторовна сказала:
– Вероника, ты только не расстраивайся, все еще, может, поменяется. В общем, мне в отделе кадров сказали, что уже готов приказ о назначении нового главбуха. Виктория Матвеевна хочет поставить на это место Лизу. Мне шепнули, что она ее двоюродная племянница.
– Но Лиза ничего не умеет. Она больничные и отпускные насчитывает с ошибками. Какой из нее главбух? – спросила Вероника.
– Так Виктория хочет, чтобы всю эту работу выполняла ты, а Лиза будет просто числиться. Она так и сказала: «За год-два девочка кое-чему научится, а там можно будет ей всю работу передать».
– И что мне теперь делать? – спросила Вероника. – Я, конечно, могу уволиться, но мне работа нужна – я два месяца назад ипотеку оформила. Однако за Лизу работать я не хочу.
– А ты и не работай. Выполняй то, что тебе положено, а остальное пусть Лиза сама делает, – посоветовала Анна Викторовна. – А если она тебя спрашивать будет, говори, что в работу главбуха не вникала. Пусть сама крутится, как может.
– Но она ведь там такого наворотит, что потом за месяц не разобрать будет.
– А это уже не твоя забота. Отчеты будут в головной офис отправлять, а там сразу на всю эту белиберду обратят внимание.
Прошло два месяца
Вероника спокойно выполняла свою работу. Иногда Лиза пыталась у нее что-то спросить, но Вероника отговаривалась тем, что у нее своих дел полно, и отправляла Лизу к Виктории Матвеевне – она директор, так что все должна знать.
Однажды после такого разговора Виктория Матвеевна ворвалась в бухгалтерию как фурия и сразу набросилась на Веронику:
– Ты что, не могла посмотреть, что Лиза делает? Почему мне из головного офиса звонят и говорят, что отчеты неполные и не по форме?
– Виктория Матвеевна, у вас к моей работе претензии есть? – спросила Вероника.
– Я поняла, это ты мстишь мне за то, что я не тебя главбухом поставила! Ты, наверное, уже мечтала это место занять, а тут облом. Но ты подводишь весь коллектив! Из-за тебя у нас назначена внеплановая проверка. Причем имей в виду – в первую очередь придут в бухгалтерию. Делайте что хотите, но чтобы к понедельнику у вас здесь комар носа не подточил!
Веронике исправлять было нечего. А вот Лиза сидела три дня, пытаясь привести в порядок документацию и отчеты. Что-то успела сделать, но проверка накопала такого, что в филиал приехал разбираться бывший директор.
Василий Павлович был очень удивлен тем, как его преемница решала кадровые вопросы. И дело было не только в бухгалтерии, но и в других подразделениях.
Поговорив с руководителями отделов, Василий Павлович предложил Виктории Матвеевне уволиться по собственному желанию. Лиза ушла вместе с ней.
Филиал фирмы теперь возглавлял другой человек, а Веронику назначили главным бухгалтером. Ей, конечно, было жалко Лизу, но с другой стороны – справедливость все-таки важнее.
Оставила бабушку без внучки