– Алиса, мама спрашивала, ты уже продумала меню на следующую субботу? – сообщил жене Максим.
– А зачем о нем думать? – удивилась Алиса. – Соберемся, как всегда, девчонки закажут, кто что захочет, я просто потом оплачу.
– Постой, ты о чем говоришь? Какие девчонки? – не понял муж.
– Лиза, Майя и Варя. Мы всегда так делаем.
– Алиса, я говорю о твоем дне рождения.
– Так и я о нем. День рождения у меня в пятницу. В субботу мы встречаемся в кафе. Девчонки меня поздравят – кстати, Варя намекала на какой-то интересный подарок. Потом мы немного посидим и разойдемся, – объяснила Алиса.
– А меня и родителей ты приглашать не собираешься? – спросил Максим.
– Почему ты так решил? Собираюсь. В воскресенье приготовлю праздничный обед, закажу торт и приглашу своих и твоих родителей.
– И все?
– А что ты хотел? Мне, к счастью, до юбилея еще далеко, а отметить двадцать семь лет можно и в тесном семейном кругу, – сказала Алиса.
– Вообще-то мама планировала, что к нам на твой день рождения в субботу придут тетя Римма с дядей Гришей, Ольга с Виталиком и детьми, Наташа с мужем и Нина Константиновна с Лерой.
– А кто такие Нина Константиновна и Лера? – поинтересовалась Алиса.
– Нина Константиновна – это близкая подруга мамы, они лет двадцать дружат. А Лера – это ее дочь.
– А, это та самая, на которой ты, по мнению твоей мамы, должен был жениться! И почему она собирается ко мне на день рождения? Я вроде ни ее, ни ее мамашу не приглашала.
– Мама их пригласила, – ответил муж.
– И всех остальных: дядю Гришу, Виталика и всех прочих – она тоже пригласила? – спросила Алиса.
– Да.
– Интересно! А ничего, что это мой день рождения? И квартира, куда она пригласила гостей, тоже моя? Ты не объяснил это своей маме?
– Алиса, понимаешь, у нас в семье так принято: если у кого-то день рождения, то у него собирается вся родня. Все к этому уже привыкли.
– А я привыкла совершенно к другому: отмечать свой день рождения сначала с друзьями, а потом с семьей. И уверяю тебя, что ни тетю Римму, ни дядю Гришу я на свой праздник приглашать не собираюсь. Это родственники твоей мамы. А ожидать, что я приглашу Нину Константиновну и Леру – это вообще за гранью.
– И что теперь делать? – спросил Максим. – Мама ведь уже всех обзвонила.
– Не знаю. Но никого, кроме родителей, я в воскресенье у нас не жду. Как ты это сделаешь – дело твое, – сказала Алиса.
Легко сказать – твое дело. Максим даже представить себе не мог, как начать этот разговор с матерью. Она и так была не очень довольная, что он женился на Алисе. Она показалась Екатерине Ивановне слишком самостоятельной и свободной.
После того, как Максим впервые привел Алису – тогда еще свою невесту – в квартиру родителей, мама сказала, что у него будут с этой девушкой проблемы:
– Когда твой отец привел меня в дом своих родителей, я глаз поднять боялась, рот открывала, только чтобы на вопрос ответить. А эта девица на все свое мнение имеет. Умная, конечно, и красивая, но очень уж самостоятельная. Намучаешься ты с ней!
После свадьбы прошло всего полгода, и вот первая проблема.
– Алиса, может, на первый раз уступим маме? – попросил муж. – А потом я ей как-нибудь объясню.
– Нет, Максим. Почему я должна ломать то, что устоялось? Помнишь, мы с тобой познакомились два года назад как раз в том кафе, где мы с девчонками мой день рождения отмечали? И год назад я тоже там с ними была. Ты тогда рвался пойти со мной, а я тебе сказала, что это девичник, а тебя на следующий день пригласила в квартиру своих родителей на семейный праздник. И вообще, у нас с тобой теперь своя семья, пусть и традиции свои будут.
– А как быть с моим днем рождения? Он через три месяца, – сказал Максим.
– Твой день рождения – твои правила. Если ты захочешь, пусть твоя мама пригласит хоть два квартала и три деревни – я слова не скажу.
Максим понял, что с женой договориться не удастся, и отправился к родителям. По телефону этот вопрос решить вряд ли получится.
– Что это за глупости? Какой еще девичник? – возмутилась Екатерина Ивановна.
– Мама, но у них такая традиция, – попытался объяснить Максим.
– При чем тут традиция? Если вышла замуж, значит, вошла в семью мужа. Теперь должна наши традиции поддерживать. Так что скажи своей Алисе, чтобы ничего не выдумывала. В следующую субботу ровно в четыре мы к вам придем. Да, я еще и Михаила с Любой позвала. Они, помнишь, на Мишин юбилей нас тоже приглашали. То есть всего нас будет десять человек взрослых и двое детей. Квартира у вас двухкомнатная, так что все поместимся. А если что, то еще один стол и стулья можно будет у соседей взять.
– Мама, я тебе уже сказал, что в субботу нас дома не будет: Алиса встречается с подругами, а я со своими друзьями. Так что, если ты приведешь всю эту толпу к нам, вы просто поцелуете замок и уйдете. Я тебя очень прошу, позвони всем, кого ты наприглашала, и отмени. Алиса сама позовет того, кого считает нужным.
– Как ты себе это представляешь? Ты меня хочешь опозорить перед всей родней? Я сама поговорю с твоей женой и объясню ей, что такое семейные традиции, если ты этого сделать не в состоянии.
– Мама, ты сама виновата. Никто не просил тебя обзванивать всех родственников, так что тебе не на кого обижаться, – сказал сын.
– Вот как! Полгода женат, и уже забываешь, что такое семья! – возмутилась мать.
– Знаешь, честно говоря, мне никогда не нравилось, что ты созывала на мой день рождения всех родственников и не разрешала приглашать моих друзей и одноклассников. Мне кажется, что любой человек – взрослый или ребенок – имеет право сам выбирать, с кем общаться, тем более в свой праздник. Так что я тебя заранее предупреждаю: на мой день рождения всю родню не зови.
Мать все же решила переговорить с невесткой и убедить ее в том, что она должна уважать семью мужа.
– Екатерина Ивановна, я очень уважаю и вас, и Андрея Федоровича и буду рада видеть вас обоих у нас с Максимом в воскресенье в два часа. Но тех людей, о которых вы говорите, я не знаю, поэтому и не приглашаю их, – вежливо попыталась объяснить Алиса.
– Как же ты их не знаешь? Все они были у вас на свадьбе! – воскликнула свекровь.
– Были, потому что вы их пригласили. А я даже не помню, как многие из них выглядят. И вообще, у нас на свадьбе было сорок семь человек. Что же, мне теперь всех их всю жизнь на праздники звать? – спросила Алиса.
– Я не говорю обо всех, но родственники, особенно Римма и Гриша, очень обидятся, если их не позвать!
– Как могут на меня обидеться совершенно чужие люди? Разве я им что-то должна? – удивилась Алиса.
– Римма – моя двоюродная сестра! Она не чужой мне человек!
– Вам – да, может, и не чужой. А мне она – как нашему забору двоюродный плетень, а я не хочу видеть у себя на празднике посторонних людей. И попрошу больше ко мне в гости никого не приглашать. Иначе я к вам на юбилей позову всех однокурсников Максима – там человек шестьдесят будет. Вам это понравится?
В общем, консенсуса не получилось.
– Ну, как с мамой поговорили? – спросил Максим.
– Каждый остался при своем мнении. Но надеюсь, что она меня услышала, и в субботу нашу пустую квартиру не будет штурмовать целая армия родственников под предводительством твоей мамы. И еще меня интересует, придут ли твои родители к нам в воскресенье?
Алиса переживала напрасно. Свекры на день рождения пришли. Екатерина Ивановна держалась несколько холодно, зато отец Максима был очень общительным и разговорчивым.
Вечер прошел хорошо.
– Макс, – сказала Алиса, когда гости уже ушли, – у меня есть интересное предложение: давай твой день рождения проведем на турбазе, где мы в прошлые майские праздники были. Я смотрела – там как раз из-за двенадцатого июня выходные переносятся – можно на все три дня уехать.
– Согласен, – ответил муж.
– Только со своей мамой договорись, а то она, чего доброго, организует туда выездной десант, – усмехнулась Алиса.
– Уже предупредил, – ответил он.
Пока я была на работе, муж списал мои деньги с карты. Я упаковала его носки и вышвырнула на улицу, напоследок плюнув в спину